ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА:
ЗАДАЧИ УРОКА:
обучающие:
- познакомить учащихся с классификацией
химических реакций по признаку: по числу и
составу исходных веществ и продуктов реакции;
- дать понятие о сущности реакций: соединения,
разложения, замещения, обмена;
- продолжить формирование умения записывать
уравнения химических реакций;
- продолжить формирование практических умений
проводить эксперимент;
развивающие:
- развивать ОУУН (составление конспекта,
систематизация материала, моделирование
процесса, выделение главного);
- реализовать элементы программ развития:
мотивации, внимания, мышления (прогнозирование
продуктов реакции);
воспитательные:
- формирование химической культуры;
- продолжить формирование взаимопомощи,
доброжелательного отношения друг к другу, умения
выслушать других при работе в классе, в группе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
I модуль Типы химических реакций (изучение нового материала)
II модуль Коррекция знаний (экспериментальная работа, работа в группах)
III модуль Коррекция знаний и первичная проверка знаний (тест)
I МОДУЛЬ
Типы химических реакций (изучение нового
материала)
Учитель: Тема урока “Типы химических
реакций”. Цель урока: познакомиться с типами
химических реакций и научится их определять.
Тема над которой мы сегодня работаем, будет
необходима нам на протяжении всех лет обучения
химии, поможет правильно давать характеристику
химической реакции, осознать явления,
происходящие вокруг нас. Определим путь познания
темы – т.е. алгоритм урока: 1 модуль
актуализация знаний, которые помогут вам понять
новую тему, изучение нового материала, 2
модуль - закрепление нового материала
через химический эксперимент и работу в группах, 3
модуль - мы проверяем выполненную работу,
корректируя ваши знания и проверяем, что вами
усвоено, над чем работать дальше.
Итак, мы изучаем явления. Какие они бывают?
Ученики: Физические и химические.
Просмотр мультимедиа “Физические и химические явления”
Учитель: …Весь облик нашей Земли, её леса и горы, её почвы и воды созданы химическими превращениями. Что такое химическое превращение, химическое явление? Химическая реакция. Объясните просмотренный опыт.
Ответ ученика.
Учитель: …Все, что было создано на
Земле до человека, все, что он создал, и все, что он
создаст в будущем, - это результат химических
реакций, которые так же многообразны, как сам мир.
Так какие же бывают химические реакции ?
Ответ ученика.
Учитель: Какой признак в лежит в основе данной классификации?
Ответ ученика.
Просмотр мультимедиа “Химические реакции”.
Учитель: Итак, ещё раз объяснить
просмотренный опыт. Реакция горения – первая
химическая реакция, с которой познакомился
человек. А потому легенду о Прометее, подарившим
людям огонь, можно считать легендой о том, как
человек впервые столкнулся с химическими
взаимодействиями.
Как вы считаете, чтобы понять многообразие
химических реакций достаточно ли одной
классификации? Какие признаки могут лежать в
основе других классификаций.
Ответы учащихся.
Учитель: Давайте сегодня рассмотрим признак состав и количество реагентов и продуктов реакции. Итак, что мы сейчас будем делать? Правильно знакомиться с типами химических реакций. Какую задачу мы должны поставить перед собой?
Ученики: Научиться определять тип реакции, понять суть происходящего, научиться записывать реакции.
Учитель: Работаем вместе и составляем
следящий конспект.
Взяли модели атома меди и молекулы кислорода,
предварительно разрушим молекулу кислорода.
Атомы перегруппировали и соединили.
Получили оксид меди (II).
Возьмем модели молекул водорода и кислорода H2
и O2. Давайте подумаем, что можно с ними
сделать? Разрушить и атомы соединяться в
молекулу воды.
Атомы, что сделали соединились? Возьмем H2O и
SO3 и попробуем соединить их. Получили
серную кислоту (сделать самой).
Итак, брали два простых или сложных вещества
соединяли и получали одно более сложное
вещество.
Такие реакции мы будем называть – реакциями
соединения. Схема реакции: А + В = АВ
А если попробовать наоборот. Возьмем модель
молекулы хлороводорода HCl – что можно сделать ?
Разрушить, разложить на – что? Молекула
разрушается и между атомами образуются новые
связи – образуются молекулы хлора и водорода.
Итак, одно сложное вещество – что сделало? –
разложилось на два в данном случае простых
вещества.
Такие реакции мы будем называть – реакциями
разложения. Схема реакции: АВ = А + В
Теперь давайте подумаем, что будет если возьмем
простое вещество и сложное. Разобраться нам
поможет опыт: (через кодоскоп) Zn + HCl наблюдаем
пузырьки газа, без цвета. Определим, что это за
газ? По хлопку, можно сказать образовался
водород. Итак, Zn + HCl = H2 + что? ZnCl2 Что
происходит? Атомы цинка – что делают? - замещают
атомы водорода в сложном веществе.
Такие реакции называются – реакциями замещения.
Схема реакции: А + ВС = В + АС.
Что будет если взять два сложных вещества?
NaOH + HCl = ?, как определить что получиться? Ваши
версии. Нам поможет притяжение разноименных
ионов Na+ и Cl- , H+ и OH,- так
получаем NaOH + HCl = NaCl + H2O Что делают сложные
вещества? Обмениваются своими составными
частями.
Это реакции обмена. Схема реакции: АВ + СД = АД + СВ.
Итак, мы познакомились с классификацией
химических реакций с их многообразием по
признаку: состав и количество реагентов и
продуктов реакции. Давайте обобщим материал и
проверим выполнили ли мы задачу познакомиться с
типами реакций.
Просмотр мультимедиа “Типы химических
реакций”
Акцентирую внимание на определения типов
реакций.
II МОДУЛЬ
Коррекция знаний (экспериментальная работа,
работа в группах)
Учитель: Мы теперь знаем, что в
зависимости от состава и количества реагентов и
продуктов реакции – реакции могут быть
соединения, разложения, замещения, обмена.
На этом модуле наша задача научиться
определять тип реакции, закрепить умения
записывать уравнения реакций.
Для этого я сейчас продемонстрирую несколько
реакций, постарайтесь определить тип реакций и
объяснить как вы определили.
ОПЫТ № 1 Взяли цинк и добавили серу,
подожжем данную смесь. Я подожгла для того, чтобы
началась химическая реакция, тепло нагрело
реагенты до нужной температуры, связи в исходных
веществах начали разрываться, а далее
смотрите…Что наблюдаете?
Произошла химическая реакций, при
соприкосновении веществ выделяется тепло и
огонь.
Какая это реакция? Zn + S сера и цинк соединяются образуя, сульфид цинка.
Zn + S = ZnS Уравняем. (объяснение ученика)
ОПЫТ № 2 “Вулканчик” - взяли одно вещество дихромат аммония и подожгли его.
Что наблюдаем?
Произошла химическая реакция, при нагревании образовался газ, изменился цвет с оранжевого на темно-зеленый.
Какая это реакция? Взяли одно вещество (NH4)2Cr2O7 и разложили его на три получили азот, воду и оксид хрома (III). Реакция разложения.
(NH4)2 Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4 H2O Расставим коэффициенты (объяснение ученика).
ОПЫТ № 3 Реакция магния с водой. Взяли простое вещество магний, нагрели его и коснулись воды. Что наблюдаем?
Произошла химическая реакция, при соприкосновении веществ увидели яркую вспышку огня, цвет вещества изменился с серого на белый.
Какая это реакция? Mg + H2O атомы простого вещества магния замещают атомы водорода в сложном веществе. Реакция замещения.
Mg + H2O = MgO + H2 Расставьте коэффициенты (объяснение ученика).
ОПЫТ № 4 Возьмем два сложных вещества – хлорид железа (III) и гидроксид натрия.
Что наблюдаем?
Произошла химическая реакция, при соприкосновении веществ, выпал осадок рыже-бурого цвета.
Какая это реакция? Два сложных вещества обменялись своими составными частями. Реакция обмена.
FeCl3 + 3 NaOH = Fe(OH)3 + 3 NaCl. Расставьте коэффициенты (объяснение ученика).
Учитель: А теперь проведите экспериментальные опыты сами по программам, которые вам выданы. Проведите реакции, спрогнозируйте, что получиться, запишите уравнения реакций. Посмотрите на реактивы и поясните какие меры предосторожности мы соблюдаем при работе с кислотами и щелочами. Инструктаж по Т.Б.(говорят дети).
Инструктаж по оформлению работы: запишите уравнения реакций, укажите тип реакции и её признаки.
Группа I и V
А) Железную скобочку опустите в раствор
сульфата меди (II) Fe + CuSO4 , выньте скобочку через две минуты, что
наблюдаете? Красный цвет доказывает, что
образовалась чистая медь. Спрогнозируйте, что
ещё образуется. Запишите уравнение реакции.
Определите тип реакции. Укажите признаки
реакции.
Б) Возьмите сульфат кобальта (II) и добавьте к нему
гидроксид натрия CoSO4 + NaOH Что наблюдаете? Фиолетовый осадок
говорит, что образовался гидроксид кобальта (II).
Спрогнозируйте, что ещё образуется. Запишите
уравнение реакции. Определите тип реакции.
Укажите признаки реакции.
Если осталось время – выполните дополнительное задание.
В) Запишите уравнения реакций по следующим схемам и укажите тип реакции:
- Фосфор + кислород оксид фосфора (V)
- Гидроксид никеля (II) оксид никеля (II) + вода.
Группа II и VI
А) Цинковую пыль опустите в раствор серной
кислоты Zn + H2SO4 (разбавл.) Что наблюдаете? Выделившийся газ
подтверждает, что образовался водород (H2).
Спрогнозируйте, что ещё образовалось? Запишите
уравнение реакции. Определите тип реакции.
Укажите признаки реакции.
Б) Возьмите сульфат меди (II) и добавьте к нему
гидроксид натрия. CuSO4 + NaOH Что наблюдаете? Осадок синего цвета
говорит, что образовался гидроксид меди (II).
Спрогнозируйте, что ещё образовалось. Запишите
уравнение реакции. Определите тип реакции.
Укажите признаки реакции.
Если осталось время – выполните дополнительное задание.
В) Запишите уравнения реакций по следующим схемам и укажите тип реакции:
- Сера + кислород оксид серы (VI)
- Сернистая кислота оксид серы (IV) + вода
Группа III и VII
А) Возьмите сульфат натрия и добавьте к нему
хлорид бария Na2SO4 + BaCl2 Что наблюдаете? Осадок белого
цвета говорит, что образовался сульфат бария.
Спрогнозируйте, что ещё образовалось. Запишите
уравнение реакции. Определите тип реакции.
Укажите признаки реакции.
Б) Железные опилки опустите в раствор соляной
кислоты Fe + HCl Что
наблюдаете? Выделившийся газ подтверждает, что
образовался водород (H2). Спрогнозируйте,
что ещё образовалось. Запишите уравнение
реакции. Определите тип реакции. Укажите
признаки реакции.
Если осталось время – выполните дополнительное задание.
В) Запишите уравнения реакций по следующим схемам и укажите тип реакции:
- Алюминий + бром (молекула двухатомная) бромид алюминия
- Карбонат кальция оксид кальция + оксид углерода (IV).
Группа IV и VIII
А) Железную скобочку опустите в раствор хлорида
меди (II) Fe + CuCl2
Выньте скобочку через две минуты, что наблюдаете?
Красный цвет доказывает, что образовалась чистая
медь. Спрогнозируйте, что ещё образовалось.
Запишите уравнение реакции. Определите тип
реакции. Укажите признаки реакции.
Б) Возьмите хлорид кобальта (II) и добавьте к нему
гидроксид натрия CoCl2 + NaOH Что наблюдаете? Осадок фиолетового цвета
говорит, что образовался гидроксид кобальта (II).
Спрогнозируйте, что ещё образовалось. Запишите
уравнение реакции. Определите тип реакции.
Укажите признаки реакции.
Если осталось время – выполните дополнительное задание.
В) Запишите уравнения реакций по следующим схемам и укажите тип реакции:
- Азот (молекула двухатомная) + кислород оксид азота (III)
- Гидроксид меди(II) оксид меди (II) + вода
ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ
Группа № 1 и 5
А) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu - реакция замещения, изменение цвета
Б) CoSO4 + 2 NaOH = Co(OH)2 + Na2SO4 - реакция обмена, выпадение осадка, изменение цвета
В) 4 P + 5 O2 = 2 P2O5 - реакция
соединения
Ni(OH)2 = NiO + H2O - реакция
разложения
Группа № 2 и 6
А) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 - реакция замещения, выделение газа
Б) CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 - реакция обмена, выпадение синего осадка
В) 2 S + 3 O2 = 2 SO3 - реакция соединения
H2SO3 = SO2 + H2O -
реакция разложения
Группа № 3 и 7
А) Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2 NaCl - реакция обмена, выпадение белого осадка
Б) Fe + 2 HCl = FeCl2 + H2 - реакция замещения, выделение газа
В) 2 Al + 3 Br2 = 2 AlBr3 - реакция соединения
CaCO3 = CaO + CO2 - реакция
разложения
Группа № 4 и 8
А) Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu - реакция замещения, изменение цвета
Б) CoCl2 + 2 NaOH = Co(OH)2 + 2 NaCl2 - реакция обмена, выпадение фиолетового осадка
В) 2 N2 + 3 O2 = 2 N2O3 - реакция
соединения
Cu(OH)2 = CuO + H2O - реакция
разложения
III МОДУЛЬ
Коррекция знаний (обобщение результатов работы в
группах)
и первичная проверка знаний (тест)
Учитель: На этом модуле мы проверяем выполненную работу, корректируя ваши знания и проверяем, что вами усвоено, над чем работать дальше. Вам предстоит проверка знаний: как вы усвоили физические и химические явления, усвоили типы химических реакций: обмена, соединения, разложения, обмена, научились расставлять коэффициенты.
Значит на первом этапе урока наша задача какая ? (Ответ ученика). Правильно проверить знания вместе.
Проверяем работу в группах. На экране вы видите запись уравнений реакций, проверьте своё выполнение, какие есть вопросы. Первый вариант объяснит, как определили тип реакции под А) и Б). Второй вариант объясняет, как определить тип реакции под В).Объяснить расстановку коэффициентов (по одному ученику из группы).
Оцените свою работу, как вы выполнили цель урока и усвоили типы реакций, что не поняли, на полях пометьте на что нужно обратить внимание при выполнении домашней работы.
Задание на дом: из сборника задач № 1-125, 1-127, 1-128, на “5” № 1-131.
Три задания выполнить так же как в классе, на “5” - сначала спрогнозировать вещества, затем записать в уравнении реакции и определить тип реакции.
Если осталось время.
Дано K2SO4 + AgNO3 = … Какова правая часть уравнения? Каков тип реакции? Почему?
Расставьте коэффициенты и укажите тип реакции. Fe + Cl2 FeCl3 объяснить.
Итак, проверяем свои знания. У каждого номера – количество баллов. Итак, на “3” - 9 баллов, “4” - 15 баллов, “5” -22 балл.
Выполняют в течении 10 минут.
Проверка (взаимоконтроль).
Вариант 1 | Вариант 2 | |
А 1. В | А. 1. А | |
2. Б | 2. В | |
3. А | 3. Б | |
4. Г | 4. В | |
Б. 5. 4 Li + O2 = 2 Li2 O-cоединение | Б. 5. CuO + 2 HCl = CuCl2 + H2O -обмена | |
Fe2O3 + 2 Al = Al2O3 + 2 Fe –замещение | 2 NH3 = N2 + 3 H2 – разложение | |
6. Fe + 2 HCl = FeCl2 + H2 замещение | 6. Fe2O3 + 3 H2=2 Fe + 3 H2O замещение | |
2 Al + 3 Cl2 = 2 AlCl3 – соединение | Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2-замещение |
Вариант 3 | Вариант 4 | |
А. 1. А | А. 1. Б | |
2. Б | 2. А | |
3. А | 3. В | |
4. В | 4. Б | |
Б. 5. Fe2O3 + 6 HCl = 2 FeCl3 + 3 H2O | Б. 5. Al2O3 + 3 H2SO4 = Al2(SO4)2 + 3 H2O обмена обмена | |
2 NO + O2 = 2 NO2 - соединение | H2 + Cl2 = 2 HCl - соединение | |
6. Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2-замещение | 6. Mg + 2 HCl = MgCl2 + H2-замещение | |
4 Al + 3 O2 = 2 Al2O3- соединение | 2 Na + Cl2 = 2 NaCl - соединение |
ВАРИАНТ № 1
А.
1. (2 балла) Физическое явление – это:
а) ржавление железа
б) горение древесины
в) плавление свинца
2. (2 балла) Уравнение реакции обмена:
а) CaO + SiO2 = CaSiO3
б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2
3. (3 балла) По данной левой части уравнения CuO + H2SO4 = … восстановите его правую часть.
а) CuSO4 + H2O
б) CuSO4 + 2 H2O
в) CuSO4 + H2
4. (2 балла) Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:
а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение
Б.
5. (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:
а) Li + O2 Li2O
б) Fe2O3 + Al Al2O3 + Fe
6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись и укажите тип химической реакции:
а) ? + 2 HCl = FeCl2 + H2
б) 2 Al + ? = 2 AlCl3
ВАРИАНТ № 2
А.
1. (2 балла) Химическое явление – это:
а) горение свечи
б) испарение бензина
в) плавление льда.
2. (2 балла) Уравнение реакции разложения:
а) CaO + SiO2 = CaSiO3
б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KNO3 = 2 KNO2 + O2
3.(3 балла) По данной правой части уравнения … = CuCl2 + 2 H2O восстановите его левую часть.
а) Cu + 2 HCl
б) Cu(OH)2 + 2 HCl
в) CuO + 2 HCl
4. (2 балла) Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:
а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение
Б.
5. (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:
а) CuO + HCl CuCl2 + H2O
б) NH3 N2 + H2
6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции:
а) Fe2O3 + 3 H2 = ? + 3 H2O
б) Zn + ? = ZnCl2 + H2
ВАРИАНТ № 3
А.
1. (2 балла) Физическое явление – это:
а) испарение воды
б) горение керосина
в) скисание молока.
2. (2 балла) Уравнение реакции замещения:
а) BaO + H2O = Ba(OH)2
б) CuO + H2 = Cu + H2O
в) 3 KOH + H3PO4 = K3PO4 + 3 H2O
3. (3 балла) По данной левой части уравнения ZnO + 2 HCl =… восстановите его правую часть.
а) ZnCl2 + H2O
б) ZnCl2 + 2 H2O
в) ZnCl2 + H2
4. (2 балла) Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:
а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение
Б.
5. (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:
а) Fe2O3 + HCl FeCl3 + H2O
б) NO + O2 NO2
6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции:
а) ? + H2SO4 = ZnSO4 + H2
б) 4 Al + ? = 2 Al2O3
ВАРИАНТ № 4
А.
1. (2 балла) Химическое явление – это:
а) плавление олова
б) горение магния
в) замерзание воды..
2. (2 балла) Уравнение реакции соединения:
а) N2 + O2 = 2 NO
б) CaCO3 = CaO + CO2
в) CH4 + 2 O2 = CO2 + 2 H2O
3. (3 балла) По данной левой части уравнения Zn(OH)2 + 2 HCl = … восстановите его правую часть.
а) ZnCl2 + H2
б) ZnCl2 + H2O
в) ZnCl2 + 2 H2O
4. (2 балла) Из двух сложных веществ образуется два новых сложных вещества в реакции
а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение
Б.
5 (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:
а) Al2O3 + H2SO4 Al2(SO4)3 + H2O
б) H2 + Cl2 HCl
6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции:
а) Mg + 2 HCl = ? + H2
б) 2 Na + ? = 2 NaCl
КОММЕНТАРИЙ К ПРЕДСТАВЛЕННОМУ УРОКУ
В современной педагогической науке цель образования трактуется как формирование и развитие личности учащегося. В средней общеобразовательной школы № 19, где я работаю, реализация этой цели идет через экспериментальную работу. C 1995 года школа является городской экспериментальной площадкой по внедрению технологии дифференцированного обучения академика РАО Монахова В.М. и технологии составного (блочного, модульного) урока Заслуженного учителя РФ Латышева Ю.И.
Исходя из предложения кандидата педагогических наук Сковина Е.В., решили перейди на урок, состоящий их модулей, ограничив его 30 мин. Итак, составной урок 3* 30 мин, но необходимо понять, что каждый модуль в контексте всего урока должен нести на себе определенную нагрузку в решении дидактических задач и форм учебной деятельности учащихся, что позволяет провести перегруппировку нагрузки на центры головного мозга детей, что, несомненно, повышает их работоспособность в течении учебного дня. Модульный урок – это замена 2*45-минутный урок на 3*30 в школе II и III ступени, проведение уроков тридцатками позволяет грамотно организовать усвоение знаний учащимися, при этом мы опираемся на данные психологов о том, что с 1 по 4 минуту учащиеся способны усвоить около 60 % информации, с 5 по 23 – около 80 %, с 24 по 34 – около 45-50 %, с 35 – до 6 %, таким образом, 30 минут – наиболее оптимальное время для усвоения знаний на уроке. Модульный урок дает возможность более четкого календарно-тематического планирования, поскольку мы проектируем не только модульные уроки, но и модули. Запрещает использовать одинаковые оргформы, способы, средства обучения на отдельных модулях в рамках одного модульного урока. Перед контролем ЗУН обязательна коррекция знаний. Предписывает деятельностный характер обучения, создание таких условий, при которых ребенок сам бы стал архитектором себя как личности.
Технология Латышева Ю.И. позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. Она дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, широко использовать нетрадиционные формы обучения, использовать в старших классах лекционно-семинарскую систему обучения (уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-зачета), которая позволяет формировать культуру общения, стимулирует мышление, познавательный интерес, мотивацию учения, дает возможность больше уделять внимания общечеловеческим подходам к оценке процессов, происходящим в мире. Сам процесс обучения становится более гуманным , т.к. алгоритмы модульных уроков позволяют создать ситуацию успеха, комфортную обстановку в учебном процессе. Использование педагогики сотрудничества снижает конфликтность урока, дает возможность почувствовать ученику себя нужным учителю. Ставя ученика в такую ситуацию, учитель дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым.