Подготовительная группа дошкольной гимназии (6-7 лет)
Иностранный язык, по данным исследований психологов, педагогов и ученых медиков относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что неизменно приводит к утомлению и снижению активного внимания. Дети дошкольного возраста утомляются очень быстро. Статическая нагрузка, которая необходима для удержания тела в определенном положении во время занятий, достаточно трудна для подвижного детского организма.
При изучении иностранного языка высшая нервная деятельность учащихся в основном протекает в сфере второй сигнальной системы, наиболее молодой в филогенетическом отношении и в процессе индивидуального развития, возникшей позднее первой сигнальной системы. Она является наиболее ранимой и относительно легко нарушается. При этом в частности, снижается внимание, тормозится акт запоминания. В связи с этим следует помнить, что учитель, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений – приняли участие в акте запоминания. Такие разнообразные методические приемы значительно повышают работоспособность детей, так как вовлекают в работу другие анализаторы, новые, неутомленные участки коры головного мозга. Чтобы снять усталость и повысить работоспособность учащихся, очень полезно проводить на уроках так называемые физкультминутки.
Особое значение физкультминутки имеют на уроках иностранного языка. Творческий диапазон их применения разнообразен. Мною широко используются физкультминутки на уроках немецкого языка в работе с детьми подготовительной группы, провожу их в течение всего года, начиная с первых уроков. Они не только способствуют поднятию работоспособности детей, но и одновременно дают возможность повторить изученный языковой материал. Физкультминутки провожу в сопровождении речёвок, зарифмовок, стихотворений, песен, которые или произносятся детьми, или прослушиваются в записи. Языковой материал, подбираемый для этой цели, очень несложен, так как лексика на начальном этапе обучения иностранному языку ограничена. В ходе проведения физкультминуток учащиеся запоминают и новые слова, словосочетания (название движений и действий, которые производятся во время физкультминуток), закрепляют отдельные формы глаголов.
Я считаю, что хоровое проговаривание речевок, зарифмовок, небольших стихотворений должно быть неотъемлемой частью физкультминуток. Но учитель, проводящий физкультминутки, должен знать некоторые психологические и методические моменты их применения. В частности, нужно помнить, что громкое произнесение текстов отобранных речевок, зарифмовок, стихотворений раздражает учащихся, заглушает четкость произношения, монотонная же, тихая речь, наоборот, утомляет их. Поэтому тексты следует произносить четко, но не громко.
Языковой материал для сопровождения физкультминуток подбираю с учетом знаний детей, но в течение года материал необходимо усложнять.
Время для разучивания зарифмовок и проведения физкультминуток выкраивается за счет четкой организации урока и высокого темпа работы.
В начале физкультминутки сопровождаются простыми зарифмовками типа:
Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle turnen wir.
Затем в зарифмовку вместо глагола turnen вводятся глаголы marschieren, springen, Ball spielen, tanzen.
Дошкольники, произнося текст зарифмовки, производят простые движения, имитирующие называемые действия.
Затем в зарифмовки включаются слова, обозначающие части тела. Например:
Mit dem Kopfe nick, nick, nick
Mit dem Finger tick, tick, tick
Mit den Händen klapp, klapp, klapp
Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.
Mit dem Kopfe nick, nick, nick
Mit dem Finger tick, tick, tick
Einmal hin, einmal her
Rundherum ist nicht so schwer.
Затем эта же лексика закрепляется в новых более сложных рифмовках:
Die Arme, die Hände
die Füße und Bein
wir müssen sie üben
um kräftig zu sein.
Можно разучить зарифмовки, позволяющие закрепить лексику “Виды транспорта”. Дети с удовольствием имитируют езду на различных видах транспорта. Игровая физкультминутка дает возможность снять усталость, но в то же время закрепляет лексический материал:
Kling, klang Gloribus
wir fahren mit dem Autobus
Kling, klang Glorian
wir fahren mit der
Straßenbahn
Kling, klang Glorio
wir fahren mit der Metro.
По теме „Sport“ использую речевку, под которую можно маршировать:
Wasser, Sonne, Luft und Wind
Uns`re besten Freunde sind.
Alle Kinder, groß und klein
wollen gute Sportler sein
Frühling, Sommer, Herbst und
Winter - Sport ist gut für alle Kinder.
Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben,
Sport und Spiel wird groß geschieben.
Эта зарифмовка вместо маршировки может сопровождаться простыми движениями: дети поднимают руки вверх, в стороны, вытягивают их вперед, делают хлопок над головой, опускают руки вниз.
Для выработки у детей правильной осанки можно использовать зарифмовку:
Ins Gymnasium und zu Haus
sitz gerade, Brust heraus.
При работе над темой „der Winter“ необходимо стремиться к тому, чтобы материал физкультминуток органически включался в урок и дал возможность закрепить лексику путем называния выполняемых действий. С этой целью можно заучить следующие зарифмовки:
Schön ist der Winter
für Große und Kinder.
Eins, zwei, drei, vier,
Schlittschuh laufen alle wir.
Fünf, sechs, sieben, acht
wir machen eine Schneeballschlacht.
Eins, zwei, drei – juchei,
Wir spielen alle Eishockey.
Eins, zwei, drei, vier
alle, alle rodeln wir
Hurra, ihr Leut
wir fahren Schlitten heut’.
Wir (fahren) laufen Schi, wie fein ist das
Auch Rodeln macht uns großen Spaß.
Hurra, es ist soweit!
Heute nacht hat es geschneit!
Schnell einen Ball gemacht,
und auf, zur Schneeballschlacht.
He – juchhe –
im ersten, weichen Schnel.
При работе над темой „Das Zimmer“ использую зарифмовку:
Eins, zwei, drei, vier
unser Zimmer fegen wir
Eins, zwei, drei, vier,
Staub wischen alle wir.
Для проведения физкультминуток при прохождении темы „der Frühling“ использую стихотворение, которое дети рассказывают, берутся за руки при этом, и слегка подпрыгивая, движутся по кругу.
Welche Freude, welche Wonne!
Wieder scheint die liebe Sonne!
Wir lieben die Sonne,
die Blumen, den Wind,
und wollen das alle
so froh, wie wird sind.
К теме „der Sommer“ хорошо подходит зарифмовка:
Heute ist das Wetter warm,
heute kann’s nicht schaden
Schnell herunter an der See,
heute gehen wir baden.
Eins, zwei, drei, vier,
alle, alle, baden wir,
schwimmen wir,
tauchen wir,
in der Sonne liegen wir.
Kommt, wir wollen Blumen
pflücken, unser Zimmer
damit schmücken.
Для проведения физкультминуток подходят игры с мячом:
Ball, roll herbei,
1, 2, 3, Ball, roll herbei!
1, 2, 3, und 4, Ball, rolle fort von hier!
1, 2, 3, Ball roll herbei!
Дети стоят попарно друг против друга, бросают или катят друг другу мяч.
Seht meinen Ball mal an!
Seht, wie er springen kann!
Hopp, hopp, ho!
Macht’s auch mal so!
Для проведения физкультминуток можно использовать песенки и стихотворения о животных, сопровождая их соответствующими движениями:
Hopp, hopp, hopp
Pferdchen, lauf Galopp!
Uber Stock und über Steine,
aber brich nicht deine Beine!
Immer im Galopp! Hopp, hopp, hopp!
По мере усвоения рифмовок разумно предлагать детям творческое задание – придумать новые движения для того или иного стихотворения или речевки. Дети с удовольствием участвуют в подобного вида заданиях. Так, например, изучая стихотворение
Es regnet, es regnet, ganz wenig
ganz wenig, immer mehr, immer mehr.
Es blitzt, es donnert, alle rennen weg,
дети с удовольствием превращаются то в капельку дождя, то в молнию, то в гром, то в тех, кто спешит от дождя.
Тем самым логоритмика является основой для различного рода физкультминуток, которые делают возможным изучение иностранного языка для дошкольников делом увлекательным и интересным.
Указанные стихотворения и рифмовки применяются для проведения физкультминуток на занятиях по изучению немецкого языка, что является немаловажным компонентом при изучении иностранного языка.