I. Пояснительная записка.
В свете задач перехода к профильному обучению проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и решений, которые позволят решать не только образовательные задачи, но и носят творческий характер и способствуют приобретению, углублению и активному использованию приобретенных знаний, расширению кругозора.
Программа курса “Человек и книга” предназначена для выявления направленности личности, ее читательской культуры и профессиональных интересов, а также для углубления знаний по информатике и ознакомления учащихся девятых классов с основами издательской деятельности, технологией редактирования и форматирования текстов, рисунков и иллюстраций, оформления заголовков и подзаголовков, выполнением многоколонной верстки.
На занятиях ученик усваивает основные понятия, необходимые для практической работы, постигает суть технологического процесса, приходит к самосознанию и саморегуляции своей умственной работы. Курс имеет профориентационную и практическую направленность. В него включены практические работы, встречи с библиотекарем, экскурсии, диспуты и защита творческих проектов.
Цели:
Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в создании различных документов;
- интереса к изучению возможностей текстового процессора и графического редактора;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания в издательской деятельности;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков.
Задачи курса:
- развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание уважения к труду книгоиздателей;
- развитие познавательной активности и самостоятельности;
- формирование технологической и художественной культуры учащихся;
- освоение теории и практики создания печатного издания;
- создание условий для осознанного профессионального самоопределения.
Знания:
- Знать три уровня поддержки издательской деятельности; основные объекты работы при подготовке издания; параметры основных объектов.
- Знать, как подготовить страницу для размещения в ней текстового документа; технологию редактирования текста; возможности текстового процессора по форматированию текста.
- Знать основные правила оформления заголовков и подзаголовков; что такое колонтитул и где он применяется; графические возможности и технологию работы с иллюстрациями; понятие верстки и технологию выполнения многоколонной верстки.
- Знать, как просматривать документ перед выводом на печать; как подготовить издание к распечатке.
Умения:
- Научить набирать и редактировать текст; изменять начертание шрифта; форматировать абзац; применять стили форматирования текста, наблюдать за работой своих товарищей и оценить работу.
- Научить выдвигать гипотезы при оформлении заголовков и подзаголовков в соответствии с правилами, делать выводы.
- Научить оформлять титульный лист, используя разнообразные средства Word; участвовать в дискуссии.
- Научить обсуждать, вставлять в текст объекты WordArt и иллюстрации; редактировать иллюстрации.
- Научить выполнять многоколонную верстку; вставлять в верстку буквицу.
- Научить выводить готовый документ на печать с помощью принтера.
Формы контроля:
- Тесты.
- Самостоятельные работы.
- Практические работы.
- Лабораторные работы.
- Устный опрос (домашние задания).
- Фронтальные работы.
- Диспут.
- Выступления.
- Конференции.
- Рефераты.
Результативность содержания курса:
- Выставки творческих работ.
- Участие в конкурсах.
- Творческие проекты.
- Выполнение общественно-полезных работ и заказов по изготовлению документов.
Учебная программа элективного курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
II. Содержание курса.
- Информационное общество – 6 часов.
- Человек читающий – 6 часов.
- Рождение книги – 8 часов.
- Полиграфические технологии – 6 часов.
- Технологические машины – 8 часов.
III. Учебно-тематический план
№ | Название темы |
Количество часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
||
Всего |
Лекции |
Практика | ||||
|
6 |
2 |
4 |
|||
1 |
Виды информации. Текст и графический знак как основные виды информации в деятельности людей. Визуальная коммуникация и безопасность. Реклама. | 1 |
Лекция |
Конспект |
||
2 |
Создатели, пользователи и потребители текстовой информации. Книгопечатание как информационная революция. | 1 |
Семинар |
Текст |
||
3 |
Информация на бумажных носителях: преимущества и недостатки по сравнению с электронными. Информационное пространство личности. Компьютерные сети. | 1 |
2 |
Лабораторная работа. Практикум |
Запись и вывод. Выступления |
|
4 |
Электронная версия печатной книги. Книги для слабовидящих и слепых. Книга в современном мире. Феномен книжной культуры. Книжные раритеты. Книги как национальное достояние. | 1 |
Практикум | Электронный учебник. Конспект и выступления |
||
|
6 |
1 |
5 |
|||
1 |
Соавторство Читателя и Автора. Восприятие человеком печатного текста: размещение, шрифт, иллюстрации. Восприятие книги: справочный аппарат книги, дизайн книги. Библиографические описания и классификаторы, каталоги: тематические и авторские. Языковые и стилевые особенности печатных текстов. | 1 |
|
Лекция |
Конспект. Запись и вывод |
|
2 |
Учебная книга: учебник, учебное пособие, книга для чтения. Личные библиотеки. Домашние каталоги. Книжный маркетинг. Библиотеки: читальные залы и абонементы. Библиотечные сети. Фундаментальные библиотеки. Формирование библиотечных фондов. Списание и утилизация печатной продукции. | 2 |
Экскурсия. Семинар |
Выступления. Запись и вывод |
||
3 |
Межбиблиотечные абонементы (МБА). Поиск книги. Составление библиотечного запроса. Работа с печатным текстом: быстрочтение, ключевые слова (дескрипторы), тезаурусы, конспекты, рефераты. Чтение и понимание текстов. Справочники, банки данных. Личная библиотека. Журналы. | 3 |
Практикум |
Конспект. Выступления |
||
III. Рождение книги |
8 |
1 |
7 |
|||
1 |
Новая книга как удовлетворение потребности людей. Авторский замысел и предложение издательству, план-проспект будущей книги, пробные главы. Создание рукописи (текста и иллюстраций): требования к оформлению, рецензирование, редактирование рукописи титульным и издательским редактором, техническое редактирование(макетирование, шрифты, формат и др.) | 1
|
1 |
Лекция. Семинар
|
Конспект
|
|
2 |
Ручное и машинное создание текстов. Печатающая и множительная техника. Пишущая машина и компьютер. Текстовые и графические компьютерные редакторы. | 2 |
Практикум. Семинар |
Тексты. Работы |
||
3 |
Сканеры. Принтеры: матричные, струйные, лазерные. Основные и вспомогательные технологические операции. Оргтехника как объект маркетинга. | 1 |
Практикум |
Работы. Выступления |
||
4 |
Инструменты для создания текста документа: пишущие, копирующие, тиснящие, стирающие (удаляющие). Ручные и измерительные инструменты. Набор, корректура и печать книги. Сигнальные экземпляры. | 1 |
Практикум |
Выводы. Эпизоды |
||
5 |
Реклама новой книги. Книжное пиратство как нарушение авторских прав. | 2 |
Семинар |
Реклама |
||
IV. Полиграфические технологии |
6 |
1 |
5 |
|||
1 |
Единичное, серийное, массовое производство печатной продукции. Малая полиграфия: принтеры, множительные факсимильные аппараты, ризографы. Компьютерные рукописи. Полиграфические материалы: бумага, картон, пленки, краски, клеи. Технологические свойства. | 1 |
1 |
Лекция. Практикум |
Рукописи, материалы, конспект |
|
2 |
Путь от дерева до бумаги. Экология. Технологические полиграфические процессы: резание, гибка, склеивание, термическая обработка, покрытия, укладка, транспортирование и стапеллирование. Дизайн изделий. Технология набора: линотипы, клише, матрицы, фотонабор и др. | 2 |
Семинар. Практикум |
Выступления, материалы, изделия |
||
3 |
Технология печати: ротация, высокая, глубокая и офсетная печать. Цветная печать. Информационное обеспечение проектирования технологических процессов создания и печати текстов. | 2 |
Семинар |
Тексты, конспект, экскурсия |
||
V. Технологические машины |
8 |
1 |
7 |
|||
1 |
Средства механизации и автоматизации технологических процессов создания печатной продукции. Механические и электрические пишущие машины. Пишущие машины с памятью. | 1 |
1 |
Лекция. Практикум |
Конспект, выступления |
|
2 |
Программное управление как путь к безлюдному производству. Защита проектов. Обобщающее занятие. | 5 1 |
Семинар. Защита проектов |
Проекты, экскурсия |
IV. Межпредметная связь:
Содержательные компоненты курса могут дополнять элективные курсы предпрофильной подготовки по:
- литературе (восприятие художественного произведения, работа со справочной литературой, словарями;
- информатике (изучение текстового и графического редактора, глобальные сети);
- русскому языку (грамотность, соблюдение орфографического режима);
- истории (история развития книгопечатания);
- изобразительному искусству (воспитание художественного вкуса, эстетичность и художественное оформление документов;
- технологии ( технология изготовления печатных изданий);
- музыке ( восприятие музыкального сопровождения презентаций).
V. Анкета для учащихся:
(заполняется на входе и выходе курса):
- Чем Вас заинтересовала тема данного элективного курса?
- Что желаете вы узнать о рождении книги?
- Что вы уже знаете о профиле избираемого курса?
- Как Вы думаете, какая связь между информатикой и книгоиздательством?
№ п/п | Ответы на входе |
Ответы на выходе |
Пожелания |
1 2 3 4 |
VI. Дидактическое обеспечение:
VII. Тематика проектов:
- Макетирование машинописного текста и графического изображения (создание нескольких вариантов, выбор шрифтов, экспертное оценивание).
- Разработка и создание версий визитных карточек.
- Прекрасное оформление книги.
- Как работает цветной принтер?
- Что такое хороший школьный учебник?
- Интересная публикация в газете.
- Оформление титульного листа.
- Электронная версия печатной книги.
- Наша домашняя библиотека.
- Фотография в книге.
- Дизайн и проспект образовательной услуги.
- Детские энциклопедии.
- Словарь слов из книги.
VIII. Список литературы
Для учителей:
1. Семакин И.Г. Базовый курс информатики.
2. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М., Лаборатория базовых знаний Юнимедиастайл, 2002.
3. Угринович Н.Д. Информационные технологии
4. Бешенков С., Ракитин Е. Моделирование и формализация. Методическое пособие. М., Лаборатория базовых знаний, 2002.
5. Лапчик М.Т., Семакин И.Г. Методика преподавания информатики, М., Асадема, 2003.
6. Персональный компьютер 2002. Энциклопедия для всех: ученику, студенту, учителю.
7. Макарова Н.В. Информатика 10 – 11.
8. Информатика и образование.
9.Информатика. Приложение к газете 1 сентября.
10. Информатика в школе.
Для учащихся:
1. Семакин. Базовый курс информатики.
2. Угринович Н.Д. Информационные технологии.
3. Макарова Н.В. Информатика 10-11.
4. Энциклопедия.