Обучение истории с использованием элементов технологии ИОСО

Разделы: История и обществознание


Как вести эффективную работу одновременно со всем классом и с каждым учеником в отдельности, помогая ребенку быть успешным в его индивидуальной траектории развития? Возможно ли скорректировать границы индивидуальной познавательной деятельности? Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы, внедряя в свою практику элементы разных технологий. Педагоги нашей школы-интерната используют с 1994 года технологию индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО), которая создавалась при нашем участии А.А.Яруловым. Каждый учитель в многолетней практике на основе ИОСО создаёт постепенно технологию изучения преподаваемого предмета.

Подготовка к обучению истории начинается с разработки календарно-тематического плана. (КТП) (см. Приложение 1). Предполагаемая форма плана позволяет проектировать учебный процесс в целом по разделу, курсу, классу и, одновременно осуществлять пошаговую организацию учебного процесса, определять место проведения каждого урока в общей системе обучения. В колонке “целеполагание” планируются цели и задачи раздела, темы, а также форм проведения урока, методы, приемы, используемые на уроке, определяется форма промежуточного и тематического контроля.

Основа ИОСО  – индивидуально-ориентированный план (ИОП). Такие планы разрабатываются и ежегодно корректируются по всем курсам истории. Кроме основных базовых знаний по предмету в ИОП предлагаются различные проработки материала и виды контроля знаний. Задания составляются трехуровневые и учащиеся в зависимости от своих способностей, желания, самочувствия, сами выбирают уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по конкретной теме. Задания и способ проработки материала помещаются таким образом, чтобы учащийся видел на каком уровне и какой объем материала выбранного уровня ему необходимо проработать. Все это позволяет учить одновременно и всех и каждого. Создаются условия для продвижения по коллективному учебному маршруту, сообразно индивидуальным особенностям, у ребенка формируются общеучебные и предметные навыки самостоятельной работы. От того как, ИОП будет составлен, наполнен раздаточным и дидактическим материалом, зависит эффективность работы учителя и учеников на уроках и консультациях, подготовка учащихся к урокам, темп их продвижения, развитие их познавательной деятельности и мотивации к обучению (см. Приложение 2).

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. Подростки и юноши могут логически мыслить, заниматься самоанализом, теоретически рассуждать. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы. Потому для учащихся, работающих на творческом уровне, нужно поместить задания, связанные со сравнением, анализом, необходимостью доказать, выделить значение, дать оценку. Следует отметить, если ребенок станет обращать внимание только на такие серьёзные проблемы, то возможно упущение не менее важных мелких моментов. В таком случае можно составить задания по так называемой “лесенке”.

Такое составление заданий служит и алгоритмом работы для слабых учащихся.

ИОП помогает работать над понятиями, хронологией, подготовиться к ответу по теме, оперируя необходимыми понятиями, к понятийному или хронологическому диктанту. В колонку “необходимо знать, уметь” можно поместить основные понятия темы лабораторного занятия, а также основные даты.

Прежде чем приступить к созданию или корректировке ИОП(а), необходимо провести диагностику познавательной деятельности в тех классах, для которых он создаётся. Например, диагностика познавательной деятельности на уроках истории показала, что у 36% учащихся преобладает наглядно-образное мышление, у 18% учащихся словесно-логическое и наглядно-образное используют в равной степени, и у 46% учащихся развито словесно-логическое мышление. Следовательно, в ИОП необходимо размещать такие задания, которые помогли бы учащимся с преобладанием наглядно-образного развивать словесно-логическое (составление планов ответов, работа с опорными конспектами, схемами, подготовка ответов по алгоритму и так далее). У 45% учащихся класса выявлены трудности в запоминании. Для таких ребят целесообразно раздробить работу над разделом курса на подтемы, позволить им сдавать материал частями. Либо продумать для них индивидуальные задания.

Разрабатывая ИОП, продумываю какие формы работы можно использовать на лабораторных занятиях. Соотнесение ИОП с формами лабораторных занятий позволит более эффективно развивать познавательную деятельность учащихся на уроках, а также делать уроки более интересными и эффективными.

Технология ИОСО меняет роль учителя, стимулируя его к овладению управленческими умениями в организации самостоятельной работы учащихся, как на лекционных, так и на лабораторных занятиях. Как следствие, меняется структура урока, происходит переход от его планирования к проектированию. Урок разрабатывается и строится по следующему алгоритму:

  • определение целей и задач урока;
  • определение доминанты урока (зачем нужен урок, какова его роль в формировании личности);
  • определение форм, методов, приемов для их реализаций.

Технология ИОСО открыта другим образовательным технологиям, что позволяет использовать их в повседневной работе, особенно на этапе обработки и обобщения учебного материала. Планируя форму организации лабораторного занятия и виды познавательной деятельности учащихся, часто используются разные элементы из системы Е.Н.Ильина, игровых технологий, проблемного обучения, комбинированной системы обучения, модульного и блочного обучения, технологии “Дебаты” и прочее.

Для проверки знаний, уровня развития умений, определения ценностных ориентиров разрабатывается (в зависимости от темы, от того, что предполагается контролировать, и как будут использованы результаты контроля) тесты, трехуровневые задания к контрольным собеседованиям, проверочным и самостоятельным работам, исторические диктанты. Подбираются темы для сочинений, рассуждений, эссе, исторических интервью, писем, рефератов, проектных работ. Составляются тексты контрольных работ, которые проводятся в конце каждого полугодия. Их результаты анализируются по следующим направлениям:

  • уровень усвоения знаний, сформированность и развитие умений учащихся с учетом индивидуальных особенностей (выявляются достижения и проблемы, намечаются пути дальнейшего развития учащегося);
  • оценка выбранных форм и методов (возможна коррекция профессиональной деятельности);
  • количественный анализ.

Результатом работы является создание и использование в учебном процессе комплектов научно-методического сопровождения для 5 - 11-х классов по всем курсам истории.

Учебно-методические комплекты включают календарно-тематическое планирование, ИОП, проекты лекционных и лабораторных уроков, раздаточный материал, разноуровневые контрольные, проверочные, творческие работы, и темы творческих работ. Всё это позволяет системно организовать учебную деятельность ребят, создавая атмосферу доброжелательности, уважения личности каждого в освоении исторических знаний. Предоставляя учащимся свободу выбора уровня усвоения материала, темпа его изучения и способов контроля, мы мотивируем их на понимание того, что свободным можно стать только через упорный, целенаправленный труд, через преодоление трудностей, а также позволяет учащимся поверить в собственные силы. Диалогическая форма общения на уроках позволяет получать информацию об особенностях учебной деятельности каждого ученика.

В целом использование технологии для обучения детей школы-интерната показывает положительную динамику в уровне освоения материала общеобразовательной программы и развития личности каждого ученика.

Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование по курсу: “История России ХХ век”, 9 класс

Наименование раздела

Целеполагание

Кол.час по плану

Кол.час фактич

Форма изучения

Наименование темы

Кол.час

Оборудование

Календарн. сроки

1. Гражданская война в России Сформировать представление о причинах Гражданской войны, причинах интервенции, о социальных и политических силах, борющихся в Гражданской войне, о главных событиях войны и особенностях военных действий, о программах основных участников войны, причинах их победы или поражения.
Продолжить развитие умений работы с картой, схемами, документами, умений анализировать исторические явления, становление личностного отношения к изучаемому материалу.
2 часа 4 часа 1. Лекция Причины Гражданской войны.
Интервенция.
0,5 часа ИОП, карта:
“Гражданская война. Интервенция”
  
2.Лабораторная работа (с табл.) Основные события Гражданской войны. 0,5 часа ИОП, карта, учебник,
таблицы
  
3. Лабораторная работа (в группах) Три цвета Гражданской войны. 1 час Раздаточный материал, ИОП   
4. Лабораторная работа Гражданская война  –  правомерны ли стереотипы? 1 час Раздаточный материал, ИОП   
5. Контрольное тестирование или работа по индивидуальным карточкам Гражданская война в России 1 час Тесты, карточки   

История России, 10 класс

Наименование раздела

Целеполагание

Кол-во часов

Форма изучения

Наименование темы

Кол. часов

Оборудование

Календар. сроки

план

факт

   СССР в 1945 – нач. 60-х гг. Сформировать представление о борьбе демократической и тоталитарной тенденций в послевоенные годы, многоплановый образ послевоенного времени; познакомить учащихся с открывшимися после войны перспективами развития СССР; выявить причины возвращения страны к довоенной модели экономики, причины холодной войны и виновники ее развязывания; представления об альтернативах политического развития после смерти Сталина, о том, что производимые Н.С. Хрущевым преобразования были попыткой адаптации существовавшего в СССР режима к изменившимся реалиям.

Развивать умения: понимать проблемы; анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждения своих предположений, аргументировать свою точку зрения, четко излагать свою мысль, правильно строить фразы, выслушивать оппонентов.

  

9

1. Комбинированный урок Народ и власть: противостояние? поддержка? смирение? или…

1

Учебник “История России” А.Данилов. §§37, 38, ИОП, раздаточ. материал   
2.Проблемно-проектная дискуссия Альтернативы послевоенного развития СССР

2

Учебник “История России” А.Данилов
§ 36, ИОП, раздаточ. материал.
  
3. Урок-игра “Заседание редакции” Причины “холодной войны” Создание системы блоков.

2


Учебник “История России” А.Данилов § 39,
  
4. Лекция Политические альтернативы после смерти Сталина.

1

“Новейшая история” А.Кредер § 19, ИОП, раздат. материал, допол. лит-ра   
5. Лекция. Реформы Н.С.Хрущева

1

Учебник “История России” А.Данилов. § 40   
6. Семинар-диспут. Традиции и новаторство в политике Н.С.Хрущева.
(Вопросы дать заранее, примерно за 2 недели до проведения)

2

Учебник “История России” А.Данилов. §§41,42,43, доп. лит-ра, ИОП, памятка “Законы диспута”, оценочный лист дискуссии, учебник “Новейшая история”, А.Кредер, §§ 20,21   

Приложение 2.

Индивидуально-ориентированный план по курсу: “Истории России”, 9 класс.

Тема: “Гражданская война в России”

Контр. сроки

Темы лабораторных занятий.

Необходимо знать, уметь

Задание на оценку “3”

Задание на

оценку “4”

Задание на оценку “5”

Индивидуальное задание

Оценка

Подпись

   1.Основные события Гражданской войны. “Гражданская война, “красные”, “белые”, “зеленые”, политика “военного коммунизма”, “продразверстка”.

Работа с картой, таблицей.

Этап, основные события этапа (таблица) Этап, основные события, последствия этапа (таблица) Этап, его особенности, основные события, последствия, примечания (таблица)         
   2.Три цвета Гражданской войны    Изложить программу движения (по выбору) Объяснить причины победы или поражения движения Анализ и сравнение программ основных участников Гражданской войны         
   3. Гражданская война  –  правомерны ли стереотипы    Письменное рассуждение “Почему Гражданская война является страшнейшим бедствием и национальной трагедией? Написать эссе на тему: “Уроки Гражданской войны” Сочинение: “ Ни Москва, ни Астрахань, ни Яик не видали времени горчей”         
   4. Контрольное тестирование                     

История России, 10 класс

Контр.

сроки

Темы лабораторных работ

Необходимо знать, уметь

Задания на оценки

Индивидуальное

задание

Оценка

Подпись

“3”

“4”

“5”

Тема: СССР в 1945 – нач. 60-х гг.

   1. Народ и власть: противостояние? поддержка? смирение? или…

учебник “История России”, §§ 37, 38

  

Надежды людей

после Великой Отечественной войны.

        
      Направления репрессивной политики государства в 1945 - 50 гг.         
         Доказать на примере репрессивной, национальной, культурной политики, что первые послевоенные годы являются апогеем сталинизма.         
   2. Альтернативы послевоенного развития СССР. Учебник “История России”, § 36    Трудности, переживаемые в СССР с с/х, промышленности, жизни людей после войны (письменно) Составить свою программу преобразований экономики послевоенного времени в форме (на выбор): а) письма Сталину, б) доклада (выступления), в) экономической сводки с выводами.         
   3. Причины “холодной войны”, создание системы блоков. Учебник “История России”, § 39, “Новейшая история”,

§ 19

   Объяснить: “холодная война”, “доктрина сдерживания”, локальный конфликт. Роль США и СССР в развязывании “холодной войны”. “История России”, стр. 275, вопр. 2

Можно ли было избежать “холодной войны?

        
   4. Традиции и новаторство в политике Н.С.Хрущева.

“История России”, §§ 41,42,43, “Новейшая история”, §§20, 21

   ХХ съезд КПСС, реформы в сельском хозяйстве, Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г. Традиции и новаторство в политике Н.С.Хрущева. Оттепель: эпоха радикальных преобразований или модификация сталинской модели социализма. Свой ответ обосновать.