При формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству как внеклассные занятия по предмету. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.
Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях.
Во внеклассной работе выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Но неправильно будет основывать внеклассную работу только на принципе занимательности. Внеклассная работа по физике должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность. Всякая внеклассная работа должна учитываться и оцениваться учителем.
Опыт проведения внеклассной работы по физике показывает, что она полезна не только для учащихся, но и для учителя: помогает ему лучше узнать своих учеников, развивает его организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.
Все больше новых телеигр появляется на экране. Причем такие, как “Что, где, когда?”, ”Слабое звено”, “Хочешь стать миллионером?”, ”Русская рулетка”, “Поле чудес”, и т.д. за знания дают возможность выиграть призы. деньги, то есть знания в буквальном смысле слова стоят денег . Мы тоже в школе проводим некоторые из подобных игр по отдельным предметам. Эти игры позволяют найти среди учащихся “самых-самых”, а иногда они оказываются среди тихих незаметных детей. Какое удивление зрителей-одноклассников и какая радость победителю!
Я хочу описать игру, подобную телеигре “Хочешь стать миллионером”.
Мы ее провели под названием “Хочешь выиграть 5000” на неделе физики. Неделя обычно у нас проходит, включая 12 апреля, т.е. день космонавтики, поэтому среди вопросов есть вопросы, связанные с полетами в космос. Вечер проводим для старшеклассников, в игре может участвовать любой желающий, прошедший отборочный тур.
В отборочном туре по 4 ученика (учащихся в старших классах не так много) отвечали с помощью карточек, на которых крупно написаны по одной букве А, Б, В, Г. Например, на первый вопрос отборочного тура поднимают 4 карточки (по две в каждой руке) в такой последовательности Г, А, В, Б. Кто раньше всех и в правильной последовательности поднял все 4 карточки, будет играть дальше.
Правила игры такие же как и в телеигре: ответив на 15 вопросов игрок может выиграть 5000 копеек, т.е. 50 рублей, есть 2 несгораемые суммы – 5 рублей, после правильного ответа на первые 5 вопросов и 15 рублей после правильного ответа на первые 10 вопросов. В ходе игры можно воспользоваться тремя подсказками – помощью зала (отвечают поднятием руки), помощью друга (просит помочь кого-то конкретно или звонит по радиотелефону – 30 секунд) и помощью ведущего (50 на 50 – убрать 2 неверных ответа). С любого вопроса можно уйти, забрав деньги, полагающиеся за предыдущие правильные ответы.
Два ученика на доске записывали варианты ответов на вопрос, который зачитывал ведущий. Они же помогали фиксировать ответы игрока и его выигрыш по таблице выигрышей, висящей на доске (Приложения 1 и 2).
Игра прошла удивительно интересно. Из 5 игроков выиграли 4: один - 50 рублей, другой - 15 рублей, третий – 9 рублей и один - 7 рублей.
Приложение 1.
Ответы к отборочному туру:
- ГАВБ
- БГАВ
- АГВВ
- БАВГ
- ВБАГ
- ВАБГ
- АГВБ
- ВАБГ
- АБВГ
Ответы к игре:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
В | Г | В | Б | В | Г | В | Б | Б | В | Б | Б | А | Б | Г |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
В | Г | Г | Б | Б | В | Г | Б | Б | В | Б | Б | Б | А | Г |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
А | Г | Г | Г | Б | А | Б | Г | Б | Б | В | А | Г | Г | Г |
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
В | Г | А | А | Б | Г | Б | В | В | А | Б | Г | В | Б | А |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | |||||
В | А | В | Б | А | Г | Г | В | В | В |
Таблица выигрышей:
1 вопрос |
100 |
|
2 вопрос |
200 |
|
3 вопрос |
300 |
|
4 вопрос |
400 |
|
5 вопрос |
500 |
5 рублей |
6 вопрос |
700 |
|
7 вопрос |
900 |
|
8 вопрос |
1100 |
|
9 вопрос |
1300 |
|
10 вопрос |
1500 |
15 рублей |
11 вопрос |
2000 |
|
12 вопрос |
2500 |
|
13 вопрос |
3000 |
|
14 вопрос |
4000 |
|
15 вопрос |
5000 |
50 рублей |
Приложение 2.
Вопросы к отборочному туру:
- Расположить по порядку такты в работе 4-хтактного двигателя внутреннего сгорания:
- Расположить по порядку увеличения длины волны излучения:
- Расположить единицы измерения длины в порядке их увеличения:
- Расположить вещества по порядку увеличения их температуры:
- Расположить величины скоростей по порядку их уменьшения:
- Расположить по порядку увеличения скорости счета:
- Расположите цвета в спектре света по уменьшению их длины волны:
- Расположить в хронологическом порядке полеты космических кораблей:
- Расположить в хронологическом порядке полеты космонавтов:
А) Сжатие
Б) Выпуск
В) Рабочий ход
Г) Впуск
А) Инфракрасное
Б) Ультрафиолетовое
В) Радиоволны
Г) Свет
А) Микрометр
Б) Сантиметр
В) Километр
Г) Миллиметр
А) Вода
Б) Лед
В) Кипяток
Г) Пар
А) 10 м/с.
Б) 72 км/ч
В) 7 км/ч
Г) 6 м/мин
А) Логарифмическая линейка
Б) Калькулятор
В) Арифмометр
Г) Компьютер
А) Оранжевый
Б) Фиолетовый
В) Зеленый
Г) Желтый
А) Восход
Б) Союз
В) Восток
Г) Мир
А) Гагарин Юрий
Б) Терешкова Валентина
В) Леонов Алексей
Г) Савицкая Светлана
Вопросы к игре:
- Каким из этих приборов нельзя измерить температуру вещества?
- Какой металл самый плотный?
- Какое из данных полей не изучается в физике?
- Сколько времени длится полет Ю. А. Гагарина?
- Какая из этих величин не является векторной?
- Сколько лет работала автономная станция “Мир” в космосе?
- Какой из законов не был открыт Ньютоном?
- Какая из женщин была первой в космосе?
- Какая из этих формул ошибочна?
- Какая из этих единиц измерения не используется для измерения атмосферного давления?
- Какая из этих формул не связана с именем Архимеда?
- Закон Паскаля действует?
- Кто впервые доказал, что воздух имеет вес?
- Барометр вертолета показал уменьшение давления на 50 мм рт. ст. На какой высоте вертолет?
- Какой из механизмов не относится к простым?
- Электродвижущую силу источника измеряют?
- Какой из законов не относится к газовым?
- Какой из законов сохранения неверен?
- Кто предсказал существование элементарных магнитных волн?
- Максимальная дальность полета тела, брошенного под углом к горизонту?
- Какое свойство света нельзя обосновать рассматривая свет как волну?
- Какая наибольшая скорость существует в природе?
А) Пирометр
Б) Термометр
В) Термостат
Г) Болометр
А) Ртуть
Б) Свинец
В) Платина
Г) Осмий
А) Гравитационное
Б) Электрическое
В) Всемирное
Г) Магнитное
А) 1 час
Б) 108 мин
В) 180 мин
Г) 5 часов
А) Сила
Б) Вес
В) Путь
Г) Скорость
А) 3 года
Б) 10 лет
В) 12 лет
Г) 15 лет
А) Закон инерции
Б) Закон дисперсии
В) Закон рычага
Г) Закон всемирного тяготения
А) Савицкая Светлана
Б) Терешкова Валентина
В) Кондакова Елена
Г) Фишер Анна
А) =Ft/m
Б) =I/enS
В) =(2gh)Ѕ
Г) =at/g
А) Паскаль
Б) Атмосфера
В) Ньютон на кубометр
Г) мм рт. ст.
А) F=pжVтg
Б) p=pgh
В) F1/F2=l2/l1
Г) M1+M2+…+Mn=0
А) В твердых телах
Б) В газах
В) В плазме
Г) В вакууме
А) Галилей
Б) Архимед
В) Торричелли
Г) Паскаль
А) 500 м
Б) 600 м
В) 1000 м
Г) 1,5 км
А) Блок
Б) Рычаг
В) Наклонная плоскость
Г) Поршневой насос
А) Ваттметром
Б) Динамометром
В) Вольтметром
Г) Амперметром
А) Закон Авагадро
Б) Закон Дальтона
В) Закон Паскаля
Г) Закон Эдисона
А) Закон сохранения зарядов
Б) Закон сохранения масс
В) Закон сохранения импульсов
Г) Закон сохранения скоростей
А) Ломоносов Михаил
Б) Максвелл Джеймс
В) Эйнштейн Альберт
Г) Герц Генрих
А) 30о
Б) 45 о
В) 0 о
Г) 50 о
А) Поляризация
Б) Интерференция
В) Фотоэффект
Г) Дифракция
А) 500 м/с
Б) 8 км/с
В) 1400 м/с
Г) 300000 км/с
23. Приборы, позволяющие определить точный химический состав вещества:
А) Микроскоп
Б) Спектроскоп
В) Телескоп
Г) Перископ
- Вещества, которые хорошо намагничиваются:
- Самая высокая из построенных человеком:
- Какой из единиц не измеряют работу (энергию)?
- Первый искусственный спутник Земли запущен:
- Когда была выведена космическая станция “Мир” на орбиту?
- Определил скорость света впервые:
- Первый в мире АЭС была построена:
- Каким ученым был впервые получен сжиженный газ?
- Условие плавания тела:
- Сколько экипажей работали на космической станции “Мир”?
- В каком физическом законе утверждается, что действие одного тела на другое имеет взаимный характер?
- Какая из приведенных единиц измерения равна 1Н?
- При выводе формулы для определения I космической скорости ученик применил 2 физических закона и записал mv2/R==GM*m/R2, m – масса ИСЗ. Какие законы он использовал?
- Амперметр, включенный в электрическую цепь, показал увеличение электрического тока. Что изменили в цепи?
- Луч света падает на воду. При этом свет?
- Кто из ученых впервые установил явление свободного падения с постоянным ускорением 9,8 м/с2?
- Линзу, изготовленную из двух тонких сферических стекол, между которыми находится воздух, опустили в воду. Как действует эта линза?
- Какое из устройств применяют для изменения силы тока?
- Какая из частиц имеет наименьший положительный заряд?
- Газ в плотно закрытом сосуде нагрели. Какое изменение произошло при этом с газом?
- Какой простой механизм дает выигрыш в работе?
- Может ли вода закипеть при температуре to>100oC?
- При встрече частиц происходит их полное уничтожение сопровождающееся с выделением энергии излучения. Процесс называется:
- Вокруг ядер атома вращаются электроны по орбитам. Они имеют конкретную орбиту или же могут менять номер орбиты:
- Какое явление подмечено в пословице: “Волна, набежав на волну, набирает силу”?
- Кто быстрее машет крылышками?
- Какое животное выше?
- Тело движется равномерно и прямолинейно, потому что:
- Испытания I первой атомной бомбы были проведены:
- Какой из приборов используется для измерения плотности жидкости?
- Что не является источником тока?
- Сколько протонов в нейтральном атоме водорода?
- Чему равно общее сопротивление 5 лампочек по 30 Ом каждая, соединенных параллельно между собой?
- Что показывает электросчетчик в квартире?
- Линза дает изображение Солнца на расстоянии 10 см от оптического центра линзы на главной оптической оси. Каково фокусное расстояние линзы?
- Для того, чтобы свет от огня маяка был виден как можно дальше, какое зеркало лучше поставить позади источника света?
- Какая единица физической величины определяется по силе магнитного взаимодействия прямолинейных параллельных проводников длиной 1 м на расстоянии 1 м?
- В какой среде электрический ток сопровождается переносом вещества?
- Какая физическая величина определяется отношением заряда ?q, переносимого через поперечное сечение проводника за интервал времени ?t, к этому интервалу времени?
- Кто открыл явление электромагнитной индукции?
- Какое давление оказывает на пол ковер массой 20 кг и площадью 4 м2?
- В стакане с соленой водой плавает кубик льда из чистой воды. Как изменится уровень воды в стакане после таяния льда(to=const)?
- Как называется явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока через контур?
- Катушка, содержащая 10 витков провода, подключена к источнику постоянного тока с напряжением 12 В. Какое ЭДС самоиндукции (максимальное) в катушке при уменьшении напряжения от 12 В до 0 В?
- Из атомного ядра вылетело ядро атома гелия. Какой это вид радиоактивного распада?
- Как называется минимальное количество энергии которое может поглотить (система) вещество?
- Кто экспериментально доказал существование атомного ядра?
А) Парамагнетики
Б) Ферромагнетики
В) Диамагнетики
Г) Пьезоелементы
А) Пирамида Хеопса
Б) Пизанская башня
В) Останкинская телебашня
Г) Эйфелева башня
А) Эрг
Б) Лошадиная сила
В) Электрон вольт
Г) Киловатт час
А) 13 апреля 1951 года
Б) 4 октября 1957 года
В) 7 ноября 1960 года
Г) 12 апреля 1961 года
А) 15 марта 1985 года
Б) 20 февраля 1986 года
В) 10 июня 1980 года
Г) 7 октября 1979 года
А) Ремер
Б) Галилей
В) Майкельсон
Г) Физо
А) В Англии
Б) В США
В) В Франции
Г) В СССР
А) Фарадеем
Б) Клапейроном
В) Броуном
Г) Менделеевым
А) Vт>Vж
Б) pж<pт
В) Fт>FАрх
Г) m<pжVт
А) 5
Б) 12
В) 18
Г) 28
А) В первом законе Ньютона
Б) Во втором законе Ньютона
В) В законе сохранения и превращения энергии
Г) В третьем законе Ньютона
А) 1 кг*м*1/с
Б) 1 кг*м*1/с2
В) 1 кг*м2*1/с2
Г) 1м*1/кг*с2
А) II закон Ньютона и закон всемирного тяготения
Б) I и II законы Ньютона
В) I и III законы Ньютона
Г) III закон Ньютона и закон всемирного тяготения
А) Понизили напряжение
Б) Повысили напряжение или уменьшили сопротивление
В) Увеличили сопротивление
Г) Уменьшили сопротивление
А) Отражается
Б) Преломляется
В) Поглощается
Г) Одновременно частично отражается, преломляется и поглощается
А) Архимед
Б) Галилей
В) Ньютон
Г) Гюйгенс
А) Как собирающая
Б) Как рассеивающая
В) Она не меняет ход лучей
Г) Может действовать как собирающая и как рассеивающая
А) Резистор
Б) Предохранитель
В) Реостат
Г) Ключ
А) Протон
Б) Электрон
В) Альфа - частица
Г) Нейтрон
А) Масса увеличилась
Б) Объем уменьшился
В) Плотность уменьшилась
Г) Давление увеличилось
А) Рычаг
Б) Блок
В) Клин
Г) Не один
А) Если мала масса
Б) Если объем большой
В) Если сосуд закрытый
Г) При повышенном давлении
А) Нейтрализация
Б) Резонанс
В) Аннигиляция
Г) Компенсация
А) Стационарная орбита
Б) Произвольная орбита
В) Максимальный радиус атома
Г) Меняется номер орбиты соответственно изменению энергии
А) Интерференция
Б) Дифракция
В) Поляризация
Г) Инерция
А) Комар
Б) Муха
В) Воробей
Г) Бабочка
А) Верблюд
Б) Жираф
В) Страус
Г) Телеграфный столб
А) Не действует сила
Б) Действие сил компенсировано
В) Действует сила
Г) F=0 или действия сил компенсируются
А) В Японии
Б) В США
В) В СССР
Г) В Китае
А) Барометр
Б) Дозиметр
В) Ареометр
Г) Альтиметр
А) Гальванический элемент
Б) Термоэлемент
В) Конденсатор
Г) Термопара
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 0
А) 5 Ом
Б) 6 Ом
В) 30 Ом
Г) 150 Ом
А) Напряжение в сети
Б) Силу тока в сети
В) Время работы электроприборов
Г) Величину работы электрических приборов
А) 0 см
Б) 5 см
В) 10 см
Г) 20 см
А) Плоское
Б) Вогнутое
В) Выпуклое
Г) Никакое
А) Ампер
Б) Вольт
В) Тесла
Г) Вебер
А) Металлы
Б) Газы
В) Жидкости
Г) Полупроводники
А) Сила тока
Б) Напряжение
В) Электрическое сопротивление
Г) ЭДС
А) Эрстед
Б) Кулон
В) Фарадей
Г) Максвелл
А) 5 Па
Б) 50 Па
В) 80 Па
Г) 800 Па
А) Повысится
Б) Понизится
В) Не изменится
Г) Сначала повысится, потом понизится
А) Электролиз
Б) Явление намагничивания
В) Сила Ампера
Г) Электромагнитная индукция
А) 12 В
Б) 10 В
В) 1,2 В
Г) Зависит от скорости изменения I и L катушки
А) Гамма излучение
Б) Бета излучение
В) Альфа излучение
Г) Протонный распад
А) Атом
Б) Электрон-вольт
В) Квант
Г) Джоуль
А) М. Кюри
Б) Беккерель
В) Резерфорд
Г) Томсон