Цель: закрепление навыков прямого и обратного счета в пределах 10.
Демонстрационный материал:
- указательные знаки со стрелочками “вправо”, “влево”, “прямо” с неравенствами “...>6”, “4<...<7”, “ ...<5”;
- 12 игрушек – солдатиков морской пехоты, 12 игрушек – солдатиков кавалеристов, 6 брусков (вагончики);
- доска, мелки 2-х цветов, карточки с цифрами от 1 до 10;
- чертежи куба, призмы, конуса и цилиндра в 3-х проекциях, такие же строительные детали.
Раздаточный материал:
- ряд натуральных чисел от 0 до 10;
- круги Эйлера;
- цифры от 0 до 10;
- графическая модель в виде оси на 12 единиц без цифр;
- карандаши 2-х цветов.
Словарная работа.
Активизировать в речи детей математическую терминологию: “больше чем”, “меньше чем”, “вправо”, “влево”, названия прямых и порядковых числительных; добиваться правильного чтения неравенств; в ответах на вопрос называть сначала числительное, затем существительное.
Ход занятия
1. Воспитатель раздает детям цифры от 1 до 10 (каждому ребенку по одной) и предлагает прогуляться по математическому парку, где дети попадают на Аллею Рассуждений, которая разветвляется в 3-х направлениях: прямо, вправо и влево. В начале каждого направления находится указательный знак, показывающий цифрам направление дальнейшего движения.
Например:
– направо пойдут все цифры, которые больше шести;
– налево идут цифры меньше пяти;
– прямо идут цифры больше четырех, но меньше семи.
Таким образом, каждый ребенок идет в определенном направлении, подходя к своему ряду столов, дети рассаживаются с учетом зрения.
Воспитатель предлагает детям сделать “гимнастику для ума”, мотивируя тем, что для мозга также нужна тренировка, как и для других частей тела.
Задания детям:
1. Счет прямой от 0 до 10.
2. Счет обратный от 10 до 0.
3. Счет порядковый от 1 до 10.
4. Счет в обратном порядке от 10 до 1 (порядковый)
5. Назвать последующее число...
6. Назвать предыдущее число...
7. Назвать соседей числа...
2. Перед детьми на демонстративном столе 12 игрушек – солдатиков морской пехоты и 12 игрушек – солдатиков кавалерии. Ребятам предлагается следующая задача: “Для участия в военном параде нужно отправить поездом солдат в Москву. Сколько вагонов понадобится для пехотинцев, если в каждом разместят по 6 человек? Сколько вагонов понадобится для кавалеристов, если в каждом будет по 4 кавалериста со своей лошадью?
Дети решают данную задачу с помощью графической модели в виде оси, отмечая карандашом одного цвета “вагоны” для пехотинцев, а карандашом другого цвета “вагоны” для кавалеристов.
Вопросы и задания по задаче.
1. Сколько вагонов понадобилось для пехотинцев?
2. Сколько вагонов понадобилось для кавалеристов?
3. Выложите на стол цифры, обозначающие количество вагонов для пехотинцев и для кавалеристов. С помощью знака (>) сравните их количество 2<3 3>2. Прочтите запись правильно.
4. На сколько вагонов с пехотинцами меньше, чем с кавалеристами? Почему?
5. Выложите перед собой цифры, обозначающие количество пехотинцев, едущих в одном вагоне,. и количество кавалеристов, едущих в одном вагоне.
С помощью знака сравните их количество 4<6 6>4. Прочтите правильно свою запись.
Физкультминутка в кругу.
Игра “Будь внимателен”.
Воспитатель демонстрирует детям цифры и дает задания:
1. Прохлопайте больше на 1 раз.
2. Присядьте, пожалуйста, меньше на 1 раз.
3. Потянитесь на носочках столько же раз.
4. Наклонитесь вперед на 1 раз больше.
5. Подпрыгните, пожалуйста, на 1 раз меньше.
3. Решение задач с помощью кругов Эйлера.
1. Назовите числа ....<4,....>8,....<1.
2. Назовите числа ....>5, но ....<9 (6, 7, 8).
3."Назовите числа ....>3, но ....<6 (4, 5).
4. Назовите числа ....<7, но ....>2 (3, 4, 5, 6).
4. Воспитатель демонстрирует детям “какие-то “загадочные послания” (поочередно показывает чертежи – развертки куба, призмы, конуса, цилиндра).
Ребята по трем проекциям узнают, от кого пришло послание.
Задачка от Куба
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, “косой”,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог,
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел,
Он считать ведь не умел...
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех друзей!
Задачка от Призмы
Вышла курочка гулять,
Повела своих цыплят.
7 бежали впереди,
3 осталось позади
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Задачка от Цилиндра
Сколько у трех мышей ушей?
Задачка от Конуса
Росли 4 березы.
На каждой березе по 44 больших ветки.
На каждой ветке по 4 яблока.
Сколько яблок на березе?