Конспект занятия по математике в подготовительной группе (программа "Развитие")

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепление навыков прямого и обратного счета в пределах 10.

Демонстрационный материал:

  • указательные знаки со стрелочками “вправо”, “влево”, “прямо” с неравенствами “...>6”, “4<...<7”, “ ...<5”;
  • 12 игрушек – солдатиков морской пехоты, 12 игрушек – солдатиков кавалеристов, 6 брусков (вагончики);
  • доска, мелки 2-х цветов, карточки с цифрами от 1 до 10;
  • чертежи куба, призмы, конуса и цилиндра в 3-х проекциях, такие же строительные детали.

Раздаточный материал:

  • ряд натуральных чисел от 0 до 10;
  • круги Эйлера;
  • цифры от 0 до 10;
  • графическая модель в виде оси на 12 единиц без цифр;
  • карандаши 2-х цветов.

Словарная работа.

Активизировать в речи детей математическую терминологию: “больше чем”, “меньше чем”, “вправо”, “влево”, названия прямых и порядковых числительных; добиваться правильного чтения неравенств; в ответах на вопрос называть сначала числительное, затем существительное.

Ход занятия

1. Воспитатель раздает детям цифры от 1 до 10 (каждому ребенку по одной) и предлагает прогуляться по математическому парку, где дети попадают на Аллею Рассуждений, которая разветвляется в 3-х направлениях: прямо, вправо и влево. В начале каждого направления находится указательный знак, показывающий цифрам направление дальнейшего движения.

Например:

– направо пойдут все цифры, которые больше шести;

– налево идут цифры меньше пяти;

– прямо идут цифры больше четырех, но меньше семи.

Таким образом, каждый ребенок идет в определенном направлении, подходя к своему ряду столов, дети рассаживаются с учетом зрения.

Воспитатель предлагает детям сделать “гимнастику для ума”, мотивируя тем, что для мозга также нужна тренировка, как и для других частей тела.

Задания детям:

1. Счет прямой от 0 до 10.

2. Счет обратный от 10 до 0.

3. Счет порядковый от 1 до 10.

4. Счет в обратном порядке от 10 до 1 (порядковый)

5. Назвать последующее число...

6. Назвать предыдущее число...

7. Назвать соседей числа...

2. Перед детьми на демонстративном столе 12 игрушек – солдатиков морской пехоты и 12 игрушек – солдатиков кавалерии. Ребятам предлагается следующая задача: “Для участия в военном параде нужно отправить поездом солдат в Москву. Сколько вагонов понадобится для пехотинцев, если в каждом разместят по 6 человек? Сколько вагонов понадобится для кавалеристов, если в каждом будет по 4 кавалериста со своей лошадью?

Дети решают данную задачу с помощью графической модели в виде оси, отмечая карандашом одного цвета “вагоны” для пехотинцев, а карандашом другого цвета “вагоны” для кавалеристов.

Вопросы и задания по задаче.

1. Сколько вагонов понадобилось для пехотинцев?

2. Сколько вагонов понадобилось для кавалеристов?

3. Выложите на стол цифры, обозначающие количество вагонов для пехотинцев и для кавалеристов. С помощью знака (>) сравните их количество 2<3 3>2. Прочтите запись правильно.

4. На сколько вагонов с пехотинцами меньше, чем с кавалеристами? Почему?

5. Выложите перед собой цифры, обозначающие количество пехотинцев, едущих в одном вагоне,. и количество кавалеристов, едущих в одном вагоне.

С помощью знака сравните их количество 4<6 6>4. Прочтите правильно свою запись.

Физкультминутка в кругу.

Игра “Будь внимателен”.

Воспитатель демонстрирует детям цифры и дает задания:

1. Прохлопайте больше на 1 раз.

2. Присядьте, пожалуйста, меньше на 1 раз.

3. Потянитесь на носочках столько же раз.

4. Наклонитесь вперед на 1 раз больше.

5. Подпрыгните, пожалуйста, на 1 раз меньше.

3. Решение задач с помощью кругов Эйлера.

1. Назовите числа ....<4,....>8,....<1.

2. Назовите числа ....>5, но ....<9 (6, 7, 8).

3."Назовите числа ....>3, но ....<6 (4, 5).

4. Назовите числа ....<7, но ....>2 (3, 4, 5, 6).

4. Воспитатель демонстрирует детям “какие-то “загадочные послания” (поочередно показывает чертежи – развертки куба, призмы, конуса, цилиндра).

Ребята по трем проекциям узнают, от кого пришло послание.

Задачка от Куба

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, “косой”,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог,
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел,
Он считать ведь не умел...
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех друзей!

Задачка от Призмы

Вышла курочка гулять,
Повела своих цыплят.
7 бежали впереди,
3 осталось позади
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.

Задачка от Цилиндра

Сколько у трех мышей ушей?

Задачка от Конуса

Росли 4 березы.
На каждой березе по 44 больших ветки.
На каждой ветке по 4 яблока.
Сколько яблок на березе?