Цели:
Образовательные
По математике:
- обеспечить закрепление умения пользоваться изученными свойствами сложения при рациональном вычислении;
- добиться усвоения составления числовых и буквенных выражений;
- отработать навыки рационального вычисления.
По информатике:
- создать условия для выполнения действий с графическими и текстовыми объектами в графическом редакторе Paint;
- обеспечить применение практических навыков для работы с программой, папкой и файлом.
Развивающие
- развитие аналитико-синтезирующего мышления (формирование умений выделять существенные признаки и свойства объектов, формировать умение делать выводы).
Воспитательные
- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, бережного отношения к технике.
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Дети выстраиваются в ряд, друг за другом.
Физкультминутка “Установка” (под руководством ученицы).
Глазки, глазки, вы проснулись?
Мы проснулись!
Ушки, ушки, вы проснулись?
Мы проснулись!
Ручки, ручки, вы проснулись?
Мы проснулись!
Ножки, ножки, вы проснулись?
Мы проснулись!
С добрым утром, солнце! Мы проснулись!
Дети садятся за компьютерные столы.
I этап
Учитель математики: Ребята, сегодня мы с вами пришли на урок в кабинет информатики. Задания, которые мы подготовили вам с Галиной Ивановной, помогут закрепить изученные свойства сложения, умение составлять выражения и числовые и буквенные, находить их значение, составлять по заданной схеме задачи, и, конечно же, умение владеть компьютером. Вашу работу мы будем оценивать с помощью голубых и красных сигналов. Красный предупредит вас об опасности, а голубой отметит вашу безошибочную работу. А для того, чтобы экран монитора “ожил”, мы после каждого правильно выполненного задания закрепим сигнал на мониторе. Постарайтесь работать, как можно внимательнее.
II этап
Задание № 1. Соединить последовательно точки.
Учитель информатики: Запустите графический редактор Paint. С помощью меню Файл откройте свою папку и файл, который называется Соединение точек. С помощью инструмента Многоугольник, соедините точки, и полученную фигуру закрасьте, цветом, соответствующим вашему настроению.
Рис.1
Проверка:
- Какую операцию вы выполнили? (Соединили точки.)
- С помощью чего вы их соединили? (С помощью отрезков.)
- Сколько точек пришлось соединить? (Двадцать семь).
- Какую фигуру получили? На что она похожа? (Возможные варианты.)
Учитель математики. Физкультминутка “Световые сигнальчики”
Задание № 2. Соединить числа удобным способом.
Учитель информатики: Откройте файл Геометрические фигуры.
Рис. 2
- Какие геометрические фигуры вы видите?
Соедините одинаковые фигуры удобным для вас способом.
Тем же цветом, что и числа в одинаковых фигурах.
Учитель математики:
Проверка:
- Сколько результатов сложения вы получили?
- Какое число получили в результате?
- Чем интересно это задание? Получили число 100.
- Какое свойство сложения вы применили? Переместительное.
- Что показывает это свойство? Значение суммы не зависит от порядка слагаемых.
- Какие свойства сложения вы знаете еще? Сочетательное.
- Что показывает это свойство? Результат не зависит от порядка действий.
- В каких единицах измерения встречается число 100? 1 м = 100 см; 1 дм = 100 мм
- Назовите загадки, пословицы с этим же числом. Сто одежек и все без застежек. Не имей сто рублей, а имей сто рублей. Век живи, век учись и т.д.
- А что вы знаете еще о числе 100? Состоит из трех знаков и является трехзначным числом; предшествует числу 101, следует за числом 99; оно круглое, т.к. в нем отсутствуют единицы и десятки, которые заменены нулями.
Учитель математики: Мы не случайно столько внимания уделяем числу сто, оно нам поможет при сложении многозначных чисел.
Дети встают и выполняют физические упражнения.
Физкультминутка “Цапля” (под руководством ученика).
Цапля весело гуляла.
Всех лягушек разогнала
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала, обобрала,
Шейкой длинной повертела, повертела.
Всю округу осмотрела, осмотрела.
К солнцу сладко потянулась, потянулась
Вся встряхнулась, вся встряхнулась
И укрывши в камыши
Затаилась, улыбнулась!
Дети садятся за рабочие столы.
Задание № 4. Вычислить наиболее удобным способом.
(68 + 27) + 73 =
5 + (736 + 195) =
28 + 41 + 59 + 72 =
(154 + 85) + 46 + (215 + 38) =
Проверка: (дети комментируют решения, сидя на местах).
- Назовите результат, который состоит из пяти сотен, трех десятков и восьми единиц.
- Назовите результат, который состоит из 90 трех десятков и 6 единиц.
- Назовите результат, который состоит из 168-ми единиц.
- Назовите число, в котором отсутствуют единицы и десятки, но есть сотни.
- Ребята, а как вы думаете, где могут быть применены такие способы сложения в жизни?
Дети встают, проводится физкультминутка.
Физкультминутка “Кузнечики”
Дети отталкиваются одной ногой и мягкого приземляются на другую:
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг - скок, прыг - скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем,
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Дети садятся за компьютерные столы.
Задание № 4. Составить задачу по заданной схеме.
Учитель информатики: Самостоятельно откройте файл с именем Задача-схема.
Рис. 3
Сколько выражений записано?
В виде чего они записаны?
Какое действие нужно произвести с ними?
Составьте выражение по заданной схеме. Дети набирают с клавиатуры, полученное выражение:
(9 + 5) + (7 + 6) = 27.
Проверка:
- Прочитайте выражение, которое у вас получилось.
(9 + 5) + (7 + 6)
- Какое свойство сложения использовали при составлении данного выражения? (Сочетательное.)
Учитель информатики: Закройте свои файлы, не сохраняя изменений.
Дети встают, проводится физкультминутка.
Учитель информатики: Физкультминутка (для снятия утомления мышц туловища).
Повороты туловища вправо - влево. Руки - за головой. Плечевой пояс неподвижный.
(повторить 4-6 раз)
Раз, два! Выше голова.
Три, четыре! Руки шире.
Пять, шесть! Тихо сесть.
Семь, восемь! Лень отбросим!
Дети садятся за рабочие столы.
Задание № 5. “Блиц-турнир”
Карточки-задания заранее распечатаны.
- Ваня вырезал a снежинок и b звездочек, а Катя c снежинок и d звездочек. Сколько всего фигур вырезали дети?
- Для украшения школьной елки второклассники изготовили a гирлянд, а потом еще b фонариков и c шаров. Сколько всего игрушек изготовили ребята?
- С одной полки взяли k книг, с другой m книг. После этого на полках осталось n книг. Сколько книг было на полках вначале?
- Во дворе k мальчиков катались на коньках, m девочек катались на санках с горки, n девочек лепили снеговика. Сколько всего детей было во дворе?
- Когда со стоянки выехало x легковых машин и y микроавтобусов, то там осталось еще z машин. Сколько машин было на стоянке первоначально?
Проверка: Дети зачитывают условие задачи и объясняют ее решение, записывают выражения на доске и комментируют.
Ответы:
- a + b;
- a + (b + c);
- (k + m) + n;
- k + m + n;
- (x + y) + z.
Какие свойства сложения применили при составлении задач?
Этап подведения итогов.
Чем мы сегодня занимались на уроке?
Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни эти знания?
Посмотрите на монитор. Смогли мы “зажечь” его или нет?
А теперь подойдите к своему компьютерному столу и подсчитайте количество голубых сигналов.
Ребята, поднимите руки у кого 5 голубых сигналов?
Оценка – 5, 4 голубых сигнала – оценка – 4.
Молодцы! Отлично работали!
Благодарим всех за работу. До свидания, до новых встреч!