Цели и задачи:
- создать общее представление обо всей революции в целом;
- повысить эмоциональное отношение к событиям революции;
- закрепить полученные на уроках знания;
- повторить основные события революции, опираясь на исторические источники, публицистику и художественные произведения периода революции;
- закрепить умения пользования картой;
- развивать навыки устной речи;
- познакомиться с биографиями людей, участников революции.
Вопросы семинара.
1. Россия в начале XX века (характеристика
экономического и политического положения).
2. Российские противоречия (основные и
второстепенные).
3. Причины революции в России. Наличие
революционной ситуации . 3 признака.
4. Задачи революции (общенациональные).
5. 3 политических лагеря. Политические партии.
Программы.
6. Потоки революционного движения (конкретные
требования рабочих, крестьян, национальных
окраин)
7. Маневры самодержавия в ходе революции (“кнут”
и “пряник”).
8. Начало российского парламентаризма (1 и 2
Государственные Думы).
9. Итоги революции (плюсы и минусы,
характеристика).
10. Эхо российской революции в мире.
11 .Даты революции (по треугольнику на доске)
12. Понятия.
Оформление доски: в центре – тема урока, вопросы семинара; на левой половине – термины (без объяснений), “треугольник” (без дат; можно указать начало, кульминацию, конец революции); на правой – карта “Революция 1905-1907 гг. в России”.
Термины урока:
революция – глубокое, качественное
изменение в развитии общества;
партия – группа людей, объединенная
общностью идей и интересов;
ситуация – положение, состояние;
манифест – обращение главы государства
или высшего органа власти к населению;
парламент – высший представительный,
законодательный орган власти;
парламентаризм – система
государственной власти с четким разделением на
законодательную и исполнительную;
конституция – основной закон
государства, определяющий устройство
государства, принцип образования органов власти,
права и обязанности граждан.
Даты революции:
1. 9 января 1905 года – Кровавое воскресение;
2. 12 мая-22 июля – стачка в Иваново-Вознесенске;
3. 14-25 июня – восстание на броненосце
“Потемкин”;
4. 7-17 октября – Всероссийская политическая
стачка;
5. 17 октября – опубликование “Манифеста”;
6. 11-16 ноября – восстание на крейсере
“Очаков”;
7. 9-19 декабря – вооруженное восстание в
Москве;
8. 27 апреля-8 июля 1906 года – 1-я Государственная
Дума;
9. 19 августа – введение военно-полевых судов;
10. 1 января 1907 года – отмена выкупных
платежей;
11. 20 февраля -3 июня – 2-я Государственная Дума;
12. 3 июня – “третьеиюньская монархия”.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Тема урока. Основные вопросы. Условия работы на уроке.
II. Основная часть.
1. Характеристика экономического и политического развития России в начале XX века: особенности экономики (2-й эшелон, средний уровень, догоняющая модель, многоукладность, экстенсивный путь, развитие вширь).
2. Назовите основные и второстепенные противоречия в развитии России. Сделайте вывод.
3. Причины революции в России.
– Что является причиной всех революций?
– Назовите причины революции в России. Что такое
революция?
– Какие условия необходимы для ее осуществления?
– Что такое ситуация?
– Назовите признаки революционной ситуации.
– Докажите на фактах их наличие в России.
4. Задачи революции.
– Какие задачи стояли:
– перед страной;
– перед рабочими;
– перед крестьянами?
– Какие из них являлись общегосударственными?
– В чьих интересах было решение этих задач?
5. Три политических лагеря. Партии
– На какие группы разбилось российское
общество?
– Когда и какие партии образовались?
– Назовите их лидеров и программы.
6. Cообщение ученика о начале революции – Кровавом воскресении.
- М.Горький
- А.Коц
– Вместе с дымом от оружейных залпов
рассеялась вера в царя. Кровавая расправа
потрясла страну, повсюду вспыхнули стачки
солидарности. В России началась революция.
– Назовите движущие силы революции.
– К 1-2 мая неповиновение отмечалось уже в 177
городах России. Количество участников было более
200 тысяч человек.
7. Сообщение ученика об Иваново-Вознесенской стачке. Образование Советов рабочих депутатов.
- Афанасьев
- Фрунзе
- Ноздрин “Забастовка”
– Выступления рабочих центра были повсеместно поддержаны.
8. Назовите четыре потока революционного движения в России. Чьи выступления были наиболее опасны для самодержавия и почему?
9. Сообщение ученика о восстании на броненосце “Князь Потемкин-Таврический”.
- Пастернак “1905 год”
- Матюшенко
10. Маневры самодержавия. С самого начала революции самодержавие пыталось ее погасить.
– Какими методами действовали власти? Перечислите мероприятия репрессивного характера, уступки
Но революция продолжалась. Самым мощным явлением стала Всероссийская октябрьская политическая стачка.
11. Сообщение ученика о Всероссийской стачке.
– Какие лозунги были выдвинуты?
– Что прибавилось к общим требованиям?
– Какие альтернативные пути выхода из ситуации
предложил Витте?
– Какой вариант выбрал император?
12. Сообщения ученика о Манифесте 17 октября 1905 года и об образовании новых партий и их лидерах.
– Но революция не остановилась.
13. Сообщение ученика о восстании на крейсере “Очаков”.
- Пастернак “Лейтенант Шмидт”
- Паустовский “Казнь”
– Борьба продолжалась и вернулась сначала опять в столицу, где образовался Петербургский Совет рабочих депутатов во главе с Л.Д.Троцким, а затем в Москву.
14. Сообщение ученика о Декабрьском вооруженном восстании.
- “Пресня горит”
- Ухтомский
15. Начало российского парламентаризма.
– Что такое парламентаризм?
– Когда работала и что из себя представляла 1-я
Гос. Дума?
– Почему она была распущена?
– Когда действовала 2-я Гос. Дума ее отличие от
первой?
– Причины роспуска?
– Какое название получило это событие?
– В чем сущность “третьеиюньской монархии”?
16. Итоги революции.
– Чего добились участники революции?
– Что не удалось сделать?
– Каковы общие итоги?
– Каков характер этой революции?
– Дайте прогноз на будущее.
17. Эхо революции. Сообщение ученика по карте мира.
III. Закрепление.
Проверочная работа.
1. Восстановите недостающие в треугольнике даты революции:
1 вариант – 1905 год;
2 вариант – 1906-1907 годы.
2. Дайте определение понятиям:
1 вариант – революция, партия, ситуация
2 вариант – манифест, парламентаризм,
конституция
Примечания:
1. Вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 11, 15, 16 проверяются
фронтально.
2. Проверочная работа может быть проведена устно
или письменно.
3. В общеобразовательном классе обсуждение
вопросов остается, но интеграции нет.
4. Дополнительный материал в книге “Первая
российская”. М.1985 .