Обобщающий урок в 6-м классе по теме: "План и карта"

Разделы: География


Введение.

Карта и картографический метод сделали географию уникальной наукой, так как область географического знания комплексна (она интегрирует биологические, геологические, экологические, социальные и политические науки ).

Глубокие корни в содержании географии имеет исторический подход. Говоря о взаимосвязи географии и истории больше внимания необходимо уделить деятельности выдающихся учёных и путешественников, внёсших свой вклад в развитие географических идей, на разных исторических этапах.

Из географии карта “перекочевала” в другие науки и успешно помогает им пространственно размещаться. Умения свободно пользоваться картами разного содержания, а также планами городов, схемами автодорог, строить простые картосхемы необходимо начать формировать с начального курса географии.

Учащиеся 6-го класса проявляют большой интерес к этому новому для них предмету. Причин много: предмет предполагает общение с природой, наличие разнообразной и интересной информации о географических объектах, явлениях, об особенностях природы Земли.

Возникает естественная потребность всё понять, объяснить. Шестиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей.

При подготовке учителя к урокам (при отборе материала) необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся шестого класса:

  • При работе с одним и тем же материалом один ребёнок успешнее использует словарную форму, другой переводит в графический образ, третий использует свои условные знаки, и это необходимо учитывать при конструировании игры или
    соревнования. За результатом стоит процесс его получения, но именно в нём и проявляется субъективность ученика, как личности.
  • В шестом классе (у младших подростков) отношение к учебному предмету прежде всего зависит от отношения к учителю и получаемых отметок. Сохранение интереса к предмету таким образом зависит от самого учителя. Поэтому уроки повторения и обобщения учителю целесообразнее проводить в форме игры или соревнования. Во время подготовки и проведения игры школьники учатся творчески мыслить, “добывать” знания, быстро находить правильный ответ и облекать его в остроумную форму. Учатся они и внимательно слушать, понимать своих товарищей, выручать команду в трудную минуту.
  • В шестом классе у ребят появляются различные склонности, и ценные качества личности формируются не столько при усвоении школьных знаний, сколько в самостоятельной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьных программ. Одна из целей игры – это развитие у ребят потребности готовиться самостоятельно, вместе с товарищами и помогать всем членам команды.

Для ребёнка игра – это прежде всего увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Целью проведения подобной игры является расширение представления учащихся о картографическом методе и формирование устойчивого интереса к предмету.

Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обращать внимание учитель. В процессе игры он может по-новому открыть ребёнка для себя, так как в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.

Этапы организации и проведения игры

Результат и успех любой игры зависят от правильной организации и подготовки к ней. КВН – это игра, соревнование, и совершенно не допустимо собирать команду накануне соревнования: дружеские отношения не создаются по желанию организатора. Поэтому за одну-две недели до КВН формируются команды. Ребята выбирают капитана и распределяют обязанности художника, историка, математика, картографа и других.

Учитель задаёт домашнее задание: повторить параграфы, ответить на вопросы обобщающего повторения по теме “План и карта”, повторить номенклатуру, подготовить 2-3 вопроса соперникам, подготовить кроссворд из 5-6 вопросов и творческое задание – путешествие.

Основная задача учителя на подготовительном этапе – задействовать каждого ученика, проверить знания каждого, оценить его деятельность на уроке и при подготовке к нему.

Начинает урок учитель, он же и ведущий КВН, он же и строгий судья. КВН проходит на уроке по расписанию в течении 40 минут. Каждый правильный ответ оценивается по баллам.

ХОД ИГРЫ

1. Приветствие.

Команды сочиняют и готовят его заранее. Это визитная карточка команды. В приветствии необходимо отразить название, эмблему, девиз команды. В нём должно прозвучать отношение команды к КВН и обращение к противнику.

Оценивается в 5 баллов.

2. Разминка.

Учитель предлагает определить, что обозначают цифры, которые записаны на карточках. Этот конкурс для всех участников команды.

Карточка № 1.

а) 1819-1821 года …………………………………….
б) 8848 метров………………………………………

Карточка № 2.

а) 1492 год ……………………………………………
б) 1519 год……………………………………………

Карточка № 3.

а) 1466 год………………………………………………
б) 11022 метра…………………………………………

Оценивается в 2 балла.

Ответы:

Карточка № 1

а) 1819 -1821 года – Путешествие М.Лазарева и Ф.Беллинсгаузена на Антарктиду.
б) 8848 метров – высота горы Эверест.

Карточка № 2

а) 1492 год – Первое путешествие Христофора Колумба.
б) 1519 год – Путешествие Фернана Магеллана.

Карточка № 3

а) 1466 год – Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
б) 11022 метра  – глубина Марианской впадины.

3. Географическая эстафета.

Каждая команда получает указку – эстафетную палочку. Представители команд по очереди подходят к карте и показывают географические объекты, которые они изучали. Ученики передают друг другу указку. Каждый должен показать какой либо объект на карте. Если объект был показан или назван не правильно, то балл не зачитывается, а если объект показан повторно, то за невнимательность снимается предыдущий балл. В итоге учитель объявляет полученное каждой командой количество баллов.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

4. Конкурс картографов.

На карточках или на плёнке для кодаскопа нанесены контуры географических объектов, которые учитель предлагает одному-двум членам команды определить и показать на карте.

Оценивается в 5 баллов.

5. Конкурс художников.

По вырезанному участку карты определить особенности рельефа данной территории и изобразить его на рисунке:

Карточка № 1.

Карточка № 2.

Карточка № 3.

Оценивается в 3 балла.

Ответы:

Карточка № 1.

Влк. Котопахи

Влк. Котопахи

Карточка № 2.

Марианская впадина

Марианская впадина

Карточка № 3.

Гора Народная

Гора Народная

6. Конкурс историков.

Здесь учащиеся отвечают на вопрос по истории географических открытий. По карточке с портретом исследователя или по маршруту его исследования называют его имя, открытия, которые он совершил, и показывают маршрут его экспедиции.

Карточка № 1.

Карточка №.2.

Карточка № 3.

Оценивается в 2 балла.

Ответы:

Карточка № 1.

Николай Пржевальский

Карточка №.2.

Витус Беринг

Карточка № 3.

Фатдей Беллинсгаузен

7. Конкурс знатоков.

Всем членам команды учитель предлагает вопросы по теме.

Оценивается в 2 балла.

Вопрос команде № 1.

Несколько веков тому назад 5 кораблей под командованием отважного португальского мореплавателя отправились в первое кругосветное путешествие. Плавание было необычайно трудным. Всё было: сильные штормы, тропическая жара, неизвестность, голод, болезни. Обратно в Испанию возвратился только один корабль. А из экипажа в 265 человек на родину вернулись только 18 моряков.
Когда было совершено это плавание? Кто руководил экспедицией?

Вопрос команде № 2.

Назовите имя мореплавателя, открывшего часть света в западном полушарии, но до конца своих дней убеждённого в том, что он достиг западным морским путём берегов Азии.

Вопрос команде № 3.

За 30 лет до прибытия экспедиции Васко да Гама в Индию, эту богатую страну посетил русский путешественник, оставивший ценное для науки описание природы Индии, быта и нравов сё населения. Путевые записи его не только являются памятником русской литературы, но и представляют собой выдающееся географическое сочинение. Он первым из русских описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая. В своих записях он писал: “ Описал я своё грешное хождение за море Дербентское – море Хвалынское, второе море Индийское-Индостанское, третье море – Стамбульское...”
Кто был этот путешественник? Как называются его записи?

Вопрос всем командам (кто быстрее ответит):

В 1774 году английский путешественник Джеймс Кук после неудачных поисков загадочной Южной Земли писал: “Теперь я твёрдо убеждён, что на юге Тихого океана материка нет!” Однако эти утверждения Кука были опровергнуты в начале 19 века нашими соотечественниками.
Назовите этих мореплавателей.

Ответьте быстро на вопросы. Оценивается в 1 балл.

1. Кто руководил экспедицией на шхуне “Санта-Мария”?
2. Кто руководил экспедицией на шлюпе “Мирный”?
3. Кто руководил экспедицией на судне “Виктория”?

8. Конкурс математиков.

а) По физической карте России определите протяжённость отдельных территорий в километрах.

Карточка № 1.

Остров Сахалин, протяжённость с севера на юг.

Карточка № 2.

Западно-Сибирская равнина, вдоль 60 с.ш.

Карточка № 3.

Каспийское море, по 50 в.д.

Оценивается в 3 балла.

б) Определите место нахождение географического объекта по географическим координатам.

Карточка № 1.

20 с.ш. 80 в.д. – …………………………………………………
43 с.ш. 78 з.д. – …………………………………………………..
43 с.ш. 50 в.д. – …………………………………………………
70 в.д. 50 ю.ш. – ………………………………………………..

Карточка№ 2.

36 ю.ш. 149 в.д. – ……………………………………………..
56 с.ш. 37 в.д. – ……………………………………………….
39 с.ш. 116 в.д. – ………………………………………………
53 ю.ш. 70 з.д. – ………………………………………………

Карточка№ 3.

34 ю.ш. 19 в.д. – ………………………………………………..
0 ш. 50 з.д. – ……………………………………………………..
30 с.ш. 32 в.д – ………………………………………………….
60 с.ш. 30 в.д. – ………………………………………………….

За каждый правильный ответ 1 балл.

Ответы:

Карточка № 1.

20 с.ш. 80 в.д. – п-ов Индостан
43 с.ш. 78 з.д. – Ниагарский вдп.
43 с.ш. 50 в.д. – Каспийское море
70 в.д. 50 ю.ш. – о-в Кергелен

Карточка № 2.

36 ю.ш. 149 в.д. – Канберра
56 с.ш. 37 в.д. – Москва
39 с.ш.116 в.д. – Пекин
53 ю.ш. 70 в.д. – Магелланов пролив

Карточка № 3.

34 ю.ш. 19 в.д. – Кейптаун
0 ш. 50 з.д. – устье реки Амазонки
30 с.ш. 32 в.д. – Каир
50 с.ш. 30 в.д. – Санкт-Петербург

9. Географический бой.

Один из членов команды задаёт вопрос другой команде, причём называет имя ученика, который должен на него ответить. Если прозвучал правильный ответ, то вторая команда получает возможность задать свой вопрос. Если же вопрос остался без ответа, то ученик, который должен был отвечать, оказывается условно убитым, если же он ответил на половину правильно, то он ранен. Бой продолжается до тех пор, пока не будут заданы все вопросы. В конце конкурса учитель выясняет, сколько осталось живых (по 1 баллу) и сколько раненных (0,5 балла).

10. Домашнее задание.

Команды изображают какой-либо географический объект. Противники должны угадать его. Можно сделать представление музыкальным, костюмированным, с танцами.

Оценивается в 5 баллов.

11. Конкурс путешественников.

В начале КВН два ученика получают задание составить интересный рассказ по заданному маршруту путешествия. Учащиеся сами определяют лучший рассказ.

Оценивается в 5 баллов.

12. Подведение итогов и выставление оценок.

При подведении итогов учитель указывает, что в игре удалось, на что следует обратить внимание.