Задачи:
- обобщить и закрепить знания школьников о составе, свойствах классов кислородсодержащих органических соединений;
- раскрыть особенности свойств соединений на основе функциональных групп;
- на конкретных примерах получения одних веществ из других показать существование связи между классами органических соединений;
- научить составлять уравнения реакций по схеме;
- научить решать расчетные задачи.
Оборудование и материалы:
- раствор глицерина;
- раствор сульфата меди;
- раствор гидроксида натрия;
- раствор формалина;
- медная проволока;
- спиртовка;
- раствор спирта.
Методы обучения: беседа в сочетании с самостоятельной работой, лабораторная работа, демонстрационный эксперимент.
Виды работ: составление формул органических соединений, определение основных химических понятий, выполнение лабораторной работы, составление уравнений реакций по схеме, решение расчетных задач.
ХОД УРОКА
I. Постановка задачи.
Урок начинаем с актуализации опорных знаний. Напоминаем, что в процессе изучения органической химии познакомились со свойствами углеводородов, спиртов, альдегидов. На этом уроке полученные ранее знания необходимо привести в стройную систему, установить связи между изученными классами веществ, выяснить о необходимости знаний об этих веществах на практике.
II. Закрепление знаний.
Проведем блицтурнир по основным химическим понятиям этой темы:
1. Функциональная группа спиртов.
2. Формальдегид.
3. Двухатомный спирт.
4. Реакция гидрирования.
5. Реакция дегидрирования.
6. Трехатомный спирт.
7. Функциональная группа альдегидов.
8. Формула древесного спирта.
9. Реакция с аммиачным раствором оксида серебра.
10. Продукты горения органических веществ.
11. Катализатор в реакции Кучерова.
12. Гомологи.
13. Изомеры.
14. Карбонильная группа.
15. Фенильный радикал.
Подводятся итоги.
Продолжим урок по закреплению знаний о составе спиртов, альдегидов. Учащимся предлагаем задания:
1) из предложенных формул веществ составить гомологические ряды спиртов, альдегидов. Назвать каждое соединение по систематической номенклатуре:
- СН3 – СН2 – СОН
- (СН2)2 – (ОН)2
- СН3 – ОН
- СН3 – СОН
- СН3 – СН2 – СН2 – ОН
- СН3 – СН(ОН) – СН3
- СН3 – СН(СН3) – СОН
- НСОН
- С6Н5 – ОН
- СН3 – СН2 – ОН
Ответ:
- гомологический ряд спиртов: метанол; этанол; пропанол – 1; пропанол – 2;
- гомологический ряд альдегидов: метаналь; этаналь; пропаналь;
- другие органические соединения: этиленгликоль, 2 – метилпропаналь, фенол.
2) по структурным формулам веществ определить , какими свойствами должны обладать данные органические вещества:
а) Н – С(ОН) = С(ОН) – Н
б) СН2(ОН) – С – ОН
Учащиеся определяют наличие функциональных групп, двойной связи в соединениях, делают вывод, что первое вещество должно иметь свойства непредельных соединений и свойства непредельных соединений и свойства спиртов, а второе вещество должно иметь свойства альдегидов и спиртов.
III. Экспериментальная часть.
1. Лабораторная работа по распознаванию глицерина и формалина путем качественных реакций. Результаты записывают в тетрадь:
Задание |
Необходимые реактивы |
Наблюдения, выводы |
Определить в какой пробирке находится глицирин и формалин. |
раствор СuSО4, |
СuSО4 + 2NаОН = Сu(ОН)2 + Nа2SО4 Раствор в 1 пробирке + Сu(ОН)2 = ярко-синий цвет Вывод: в первой пробирке находится раствор глицерина. СН2 – ОН Раствор во 2 пробирке + Сu(ОН)2 = t красно-желтый цвет Вывод: во второй пробирке находится альдегид. Н – СОН + Сu(ОН)2 = t НСООН + СuОН 2СuОН = t Сu2О + Н2О |
Отмечаем что изученные органические соединения (спирты, альдегиды) являются ценным сырьем для получения других продуктов.
2. Просмотр демонстрационного опыта окисления спирта в альдегид (окисление с оксидом меди).
На демонстрационном столе: медная
проволока, спирт, спиртовка. Учащимся предлагаем
задание: вещество какого класса можно получить
из имеющихся реактивов?
Один из учащихся предлагает окисление спирта,
сам же он демонстрирует опыт (прокаливание
медной проволоки, опускание проволоки в раствор
спирта, ощущение запаха альдегида).
Делается краткий вывод о свойствах спиртов,
альдегидов.
IV. Изучение нового материала.
Продолжая урок, выясняем, какие вещества являются сырьем для получения спиртов, альдегидов. Отмечаем, что основное сырье для получения кислородсодержащих соединений – углеводороды. Далее устанавливаем генетическую связь между углеводородами, спиртами, альдегидами.
Учащимся предлагаем выполнить задание: заполнить недостающие вещества на схемах превращений, составить уравнения реакций:
1. СH4 ? CH3 – OH НСОН
2. C2H2 ? C2H5OH ? C2H4Cl2
3. CH4 CH3Br ? H – COН
Проверяем правильность записи уравнений реакций (пропущены вещества: CH3Cl; C2H4; C2H4; CH3 – OH; H – COOH.)
V. Решение расчетных задач.
Для закрепления изученного материала школьникам предлагаем решение расчетных задач. Каждый ученик получает карточку по теме “Спирты. Альдегиды”, выполняет одну любую задачу
1. Какой объем водорода (Н.У.) можно получить при взаимодействии 160 г. метанола с 140 г. металлического натрия.
2. Какой объем кислорода потребуется для сгорания этанола массой 69 г.?
3. Органическое вещество содержит 52,1 % углерода, 13,04 % водорода и 34,78% кислорода. Плотность его пара по водороду равна 23. Определить формулу этого вещества и дать ему название.
4. Какая масса оксида меди (I) образуется при нагревании раствора этаналя массой 55 г., в котором массовая доля альдегида составляет 40% с гидроксидом меди (II)? (Ответ: 72 г.)
5. Какую массу фенолята калия можно получить из гидроксида калия масса 20 г. и фенола массой 20 г.? (Ответ: 28 г.)
VI . Итог урока.
Отмечаем, что спирты, альдегиды –
кислородсодержащие органические соединения.
Между классами органических соединений
существует генетическая связь, она проявляется в
получении одних веществ в другие, знания о
свойствах спиртов, альдегидов позволяют решать
расчетные задачи.
По итогам выполнения лабораторной работы и
решения расчетных задач учащимся выставляются
оценки