Заключительный урок по теме: "Технология обработки текстовой информации"

Разделы: Информатика


Тип урока: театрализованный урок

Форма урока: “Совет индейского племени”

Цели:

  • систематизация теоретических и практических знаний, умений и навыков,
  • развитие творческих способностей школьников,
  • способствовать выработке чувства взаимопомощи, коммуникативных умений,
  • воспитание ответственности, самостоятельности, культуры поведения,
  • способствовать развитию интереса к предмету.

Оборудование:

  • импровизированная сцена,
  • плакаты с высказываниями,
  • атрибуты одежды индейцев,
  • вопросы для участников.

Участники:

  • Учитель,
  • Вождь,
  • Советник,
  • Представители “племени тёмного”,
  • Индейцы – участники (с бейджиками, на которых написаны их “индейские” имена: Хитрый Мышь, Красивая Заставка, Операционная Система, Рабочая Клава, Байтик и т.д.)

План урока:

Этапы урока:

Цели:

Методы, формы и средства достижения целей:

1. Подготовительный

– выбор предмета и темы работы – взаимодействие с учителями-предметниками по организации помощи учащимся в выборе темы

– собеседование

– создание и написание реферата по темам различных предметов школьного курса – научить работать с электронными носителями информации;
– оценка научной достоверности источника информации;
– умение производить отбор содержательной части реферата;
– логически структурировать материал;
– обучение эстетическому оформлению

– индивидуальная работа с учащимися, педагогами

– выбор технологии проведения заключительного урока – игровая технология способствует развитию творческих способностей, даёт возможность учащимся самоутвердиться, стимулирует учащихся к учебной деятельности, способствует снятию напряжения, создаёт чувство праздника

– игровая технология

2. Инициализация урока

– сообщение целей и задач урока

– словесный

3. Вступительное слово Вождя

– психологический настрой учащихся на взаимодействие

– словесный (монолог)

4. Выступление представителей “племени тёмного”

– сообщение проблемы;
– включение учащихся в активную работу

– словесный

5. Выступления участников

– познакомить с результатами работы по выбранным темам и возможностями текстового редактора для оформления этих работ

– словесный (диалог),
– наглядный (демонстрация)

6. Подведение итогов, награждение

– вызвать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенности в собственных силах, желание работать дальше, снятие напряжения

– словесный,
– наглядный,
– эмоциональный

7. Заключение

– подведение итогов урока

– словесный

ХОД УРОКА

На импровизированной сцене в центре сидит Вождь, перед ним полукругом индейцы- участники, рядом – советник, представители “племени тёмного”. В центре круга – макет костра.

Учитель. Ребята, сегодня мы проводим заключительное занятие по теме “Технология обработки текстовой информации”. Урок не традиционный. Будет проведён в форме игры. Вы будете играть роль индейцев, которые в процессе выполнения реферативных работ овладели основными навыками работы с текстовым редактором. И перед вами сейчас стоит одна из основных задач – познакомить присутствующих с результатами проделанной работы.

Советник. Пусть приостановит загрузку операционная система! Пусть колонки убавят звук! Пусть замедлят бег клавиши клавиатуры! Вождь говорить будет!

Вождь. Не одну Луну старейшины племени пользуются текстовым редактором Microsoft Word. Много радости и удовольствия доставляет нам детище отца нашего Великого Билла Гейтса. И творим мы многое. Тексты получаются красивыми, как земля наша; таблицы стройными, как кони наши; внедрённые объекты обтекаются текстом, как камни в чистых реках наших. Настала пора и вам, молодые воины, рассказать каких побед вы достигли, используя компьютер и текстовый редактор. Да и случай подходящий. Есть, оказывается, племя, которое всё ещё оформляет текстовые документы вручную. Они не знают, как пользоваться электронными учебниками и ни разу не выходили в Интернет. Тёмные люди.

Представитель. И компьютеры нам спонсоры подарили, и Windows установили, и Office 2000 поставили, но как увидели окно текстового редактора, так голова кругом пошла от обилия всяких кнопочек-картиночек, стрелочек, значков. Вот мы и решили вас послушать, опыта набраться.

Вождь. Да неужели так сложно пользоваться текстовым редактором?

Участники. Нет.

Далее Вождь даёт слово каждому “молодому воину”. Ребята рассказывают, по какой теме они создавали реферат, почему выбрали эту тему, какими источниками пользовались, какие возможности текстового редактора использовали. Представители “тёмного племени” задают вопросы по теоретическому материалу.

Вопросы:

  • Задание параметров страницы.
  • Операции над выделенным фрагментом.
  • Выбор масштаба.
  • Расстановка переносов.
  • Сохранение файла на диске.
  • Задание красной строки.
  • Вставка фигурного текста.
  • Замена регистра букв.
  • Способы выделения объектов.
  • Оформление текста в колонки.
  • Способы создания таблиц.
  • Создание маркированного абзаца.
  • Отмена действия.
  • Копирование рисунков и текста из Интернета.
  • Форматирование абзаца.
  • Создание и редактирование формул.
  • Вставка сносок и колонтитулов.

Вождь (обращается к участникам): Славно вы потрудились, мои молодые воины! (Обращается к представителям “племени тёмного”) А вы не бойтесь. Проявите настойчивость, упорство и тогда будете работать в текстовом редакторе также хорошо, как эта молодежь. А чтобы работа у вас спорилась, дарю вам книгу умную “Самоучитель” называется, да комплект электронных учебников, да Интернет-карту в придачу.

Советник. Прости, Великий Вождь! Тут вот письмо пришло по электронной почте.

Вождь. А, (читает письмо) понятно, понятно. Сам Билл Гейтс прослышал про работы ваши и поручает мне вручить вам эти дипломы. (Вручает дипломы) А теперь идите по домам. Пусть ваши компьютеры не зависают, кнопки на клавиатурах не западают, мыши не ломаются и постоянным будет соединение с Интернетом.

Учитель. Итак, позади не одна неделя упорного труда. Я думаю, что вы сейчас испытываете огромное чувство удовлетворения не только оттого, что работы закончены, но и от осознания того, что это произошло благодаря вашему упорству, настойчивости, желанию познать новое. Все приобретённые в процессе работы, умения и знания ещё не раз помогут, пригодятся в дальнейшей вашей деятельности. Хочу выразить слова благодарности всем, кто принимал участие в подготовке и проведении этого урока.