Урок-путешествие по математике в 1-м классе. Тема: "Уравнения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить умение решать уравнения с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи между компонентами, решать составные задачи на нахождение целого.
  • Отрабатывать навыки быстрого и стабильного счета в пределах 1 - 9.
  • Развитие логического мышления, аналитических способностей, памяти, внимания.
  • Совершенствование практических умений и навыков в построении геометрических фигур.

Оборудование: конверты с цифрами, конверты с геометрическими фигурами (для учащихся), плакаты с изображением планет.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

II. Устный счёт.

– Сегодня на уроке я хочу вас пригласить в путешествие, а куда и на чем мы сейчас узнаем. Открыли тетради. Вам нужно соединить точки по порядку.

– Что же у нас получилось? Итак, мы отправляемся в космическое путешествие на корабле. Если вы решите правильно задачу-шутку, то узнаете номер нашего корабля.

Задача-шутка:

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их?

– Так какой номер нашего корабля? А если решите еще задачу, то узнаете, в какое время мы отправимся в путь.

Задача: время отправления

Стоят рыбаки стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3 окуней.
Рыбак Евсей – шесть карасей.
Сколько рыб из реки натаскали Рыбаки?

– Во сколько мы отправимся в путь? Решив следующую задачу, узнаем, сколько планет мы посетим.

Задача: сколько посетим планет

Шесть ежат в лесу гуляли,
Землянику собирали,
А один улегся спать.
Сколько их гуляет?

Все заняли свои места, проверили посадку. Я желаю вам приятного полета. С огромной скоростью наш корабль перенес нас на планету “Сосчитай-ка”
Нас встретил добродушный житель этой планеты Пак. Он приготовил для вас задания. Итак, будьте внимательны!

Задания Пака:

  • 1-е слагаемое 3, 2-е слагаемое 4. Чему равна сумма?
  • Найдите сумму чисел 4 и 5.
  • Уменьшаемое 7, вычитаемое 5. Найдите разность.
  • Найдите разность чисел 9 и 6.
  • На сколько 6 больше 4?
  • На сколько 5 меньше 8?
  • К какому числу прибавить 9 и получится 9?
  • К 4 прибавить столько же. Чему равна сумма?
  • Пять увеличить на 3.
  • 9 уменьшить на 4.
  • Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
  • Как называются числа при сложении?
  • Как называются числа при вычитании?

Молодцы!

III. Решение уравнений.

– А наш корабль продолжает путь. Мы на планете “Угадайка”. Нас встречает робот Роберт. Он предлагает вам решить уравнения. Что такое уравнение?

Работа с учебником (Л.Г. Петерсон. 1 класс, ч. 3, стр. 22, №3.)

  • Что нужно сделать в данном номере? Объясните, используя образец под пунктом а).
  • Уравнение под  пунктами б) и в) с комментированием в учебнике.
  • Что общего во всех трёх уравнениях?
  • Как найдём неизвестную часть?
  • Закончите запись в рамочке. Объясните.

Работа по вариантам. (Дети самостоятельно работают в рабочих тетрадях)

Уравнения Роберта:

I

x + 3= 6

II

4 + x = 7

Проверка.

– Что неизвестно в уравнении?
– Как найти? Молодцы! Мы прощаемся с роботом Робертом и летим дальше.

IV. Физминутка.

Это правая рука,
Это – левая рука,
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы, и вот,
Стало всё наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели, стала правой
Моя левая рука?

V. Решение задач.

– Наш корабль произвел посадку на планете “Задачкина”. Нас встретил житель Чик. У них сломались все компьютеры, а он не может решить задачу. Давайте поможем ему.
Из чего состоит задача? Слушайте внимательно!

Задачи Чика:

  • На ветке сидели рыбки. К ним прилетели рыбки. Сколько стало рыбок?
  • Мама купила 4 карандаша. А папа еще 2.

– Можно ли решить эти задачи? Почему?

Решение задачи № 6 из учебника на стр. 23.

– О чем говорится в задаче?
– Сколько книг в первой стопке?
– Сколько книг во второй стопке?
– Что значит на 1 меньше?
– Какой главный вопрос задачи?
– Можно ли сразу узнать, сколько книг в двух стопках?
– Почему?
– Что должны найти сначала? Можем ли мы узнать? Как?
– Теперь мы знаем, сколько книг во второй стопке.
– Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи? Как?
– Краткую запись выполним на доске, а решение запишете самостоятельно в тетрадях.
– Молодцы! Справились с задачей. “Чик” вас благодарит.

VI. Решение логических задач.

– Наш космический корабль движется по намеченному курсу. И мы на планете “Рассуждайка”. Нас встречает мудрый инопланетянин Сусасей. Он тоже приготовил для вас испытание.

Испытание Сусасей:

  • 1. Термометр показывает 7 градусов. Сколько градусов покажут два таких Термометра?
  • Нужно расшифровать слова и найти лишнее.

    ТРБА
    брат

    НАВКЧУ
    внучка

    АМТЬ
    мать

    ТЕСАРС
    сестра

    УРДГ
    друг

– Почему решили, что слово друг лишнее?
– Молодцы!

 

 

 

2. Три инопланетянина Дыр, Бул, Шир одеты в скафандры разных цветов: синий, желтый и красный. У Дыра скафандр не белый, у Була не желтый и не белый. Какого цвета скафандры у инопланетян?

ДЫР
желтый

БУЛ
синий

ШИР
белый

– Молодцы! Справились с заданием. Летим Дальше.

VII. Работа с геометрическим материалом.

Вот видна планета “Составляй-ка, обобщай-ка”. На этой планете есть свои очень интересные животные:

– Чем же они интересны?
– Из каких геометрических фигур состоят животные?
– Попробуйте составить животное.
– Придумайте и составьте своё животное.

VIII. Итог урока.

– Наш корабль благополучно приземлился на Землю. Полёт прошёл успешно. Молодцы! Справились с заданием “Сусасея”, помогли “Чику”.