Цели:
- Закрепить умение решать уравнения с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи между компонентами, решать составные задачи на нахождение целого.
- Отрабатывать навыки быстрого и стабильного счета в пределах 1 - 9.
- Развитие логического мышления, аналитических способностей, памяти, внимания.
- Совершенствование практических умений и навыков в построении геометрических фигур.
Оборудование: конверты с цифрами, конверты с геометрическими фигурами (для учащихся), плакаты с изображением планет.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Устный счёт.
– Сегодня на уроке я хочу вас пригласить в путешествие, а куда и на чем мы сейчас узнаем. Открыли тетради. Вам нужно соединить точки по порядку.
– Что же у нас получилось? Итак, мы отправляемся в космическое путешествие на корабле. Если вы решите правильно задачу-шутку, то узнаете номер нашего корабля.
Задача-шутка:
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их?
– Так какой номер нашего корабля? А если решите еще задачу, то узнаете, в какое время мы отправимся в путь.
Задача: время отправления
Стоят рыбаки стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3 окуней.
Рыбак Евсей – шесть карасей.
Сколько рыб из реки натаскали Рыбаки?
– Во сколько мы отправимся в путь? Решив следующую задачу, узнаем, сколько планет мы посетим.
Задача: сколько посетим планет
Шесть ежат в лесу гуляли,
Землянику собирали,
А один улегся спать.
Сколько их гуляет?
Все
заняли свои места, проверили посадку. Я желаю вам
приятного полета. С огромной скоростью наш
корабль перенес нас на планету “Сосчитай-ка”
Нас встретил добродушный житель этой планеты
Пак. Он приготовил для вас задания. Итак, будьте
внимательны!
Задания Пака:
- 1-е слагаемое 3, 2-е слагаемое 4. Чему равна сумма?
- Найдите сумму чисел 4 и 5.
- Уменьшаемое 7, вычитаемое 5. Найдите разность.
- Найдите разность чисел 9 и 6.
- На сколько 6 больше 4?
- На сколько 5 меньше 8?
- К какому числу прибавить 9 и получится 9?
- К 4 прибавить столько же. Чему равна сумма?
- Пять увеличить на 3.
- 9 уменьшить на 4.
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
- Как называются числа при сложении?
- Как называются числа при вычитании?
Молодцы!
III. Решение уравнений.
– А наш корабль продолжает путь. Мы на планете “Угадайка”. Нас встречает робот Роберт. Он предлагает вам решить уравнения. Что такое уравнение?
Работа с учебником (Л.Г. Петерсон. 1 класс, ч. 3, стр. 22, №3.)
- Что нужно сделать в данном номере? Объясните, используя образец под пунктом а).
- Уравнение под пунктами б) и в) с комментированием в учебнике.
- Что общего во всех трёх уравнениях?
- Как найдём неизвестную часть?
- Закончите запись в рамочке. Объясните.
Работа по вариантам. (Дети самостоятельно работают в рабочих тетрадях)
Уравнения Роберта:
I x + 3= 6 |
II 4 + x = 7 |
Проверка.
– Что неизвестно в уравнении?
– Как найти? Молодцы! Мы прощаемся с роботом
Робертом и летим дальше.
IV. Физминутка.
Это правая рука,
Это – левая рука,
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы, и вот,
Стало всё наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели, стала правой
Моя левая рука?
V. Решение задач.
– Наш корабль произвел посадку на
планете “Задачкина”. Нас встретил житель
Чик. У них сломались все компьютеры, а он не может
решить задачу. Давайте поможем ему.
Из чего состоит задача? Слушайте внимательно!
Задачи Чика:
- На ветке сидели рыбки. К ним прилетели рыбки. Сколько стало рыбок?
- Мама купила 4 карандаша. А папа еще 2.
– Можно ли решить эти задачи? Почему?
Решение задачи № 6 из учебника на стр. 23.
– О чем говорится в задаче?
– Сколько книг в первой стопке?
– Сколько книг во второй стопке?
– Что значит на 1 меньше?
– Какой главный вопрос задачи?
– Можно ли сразу узнать, сколько книг в двух
стопках?
– Почему?
– Что должны найти сначала? Можем ли мы узнать?
Как?
– Теперь мы знаем, сколько книг во второй стопке.
– Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос
задачи? Как?
– Краткую запись выполним на доске, а решение
запишете самостоятельно в тетрадях.
– Молодцы! Справились с задачей. “Чик” вас
благодарит.
VI. Решение логических задач.
– Наш космический корабль движется по намеченному курсу. И мы на планете “Рассуждайка”. Нас встречает мудрый инопланетянин Сусасей. Он тоже приготовил для вас испытание.
Испытание Сусасей:
- 1. Термометр показывает 7 градусов. Сколько градусов покажут два таких Термометра?
- Нужно расшифровать слова и найти лишнее.
ТРБА
братНАВКЧУ
внучкаАМТЬ
матьТЕСАРС
сестраУРДГ
друг
– Почему решили, что слово друг лишнее?
– Молодцы!
2. Три инопланетянина Дыр, Бул, Шир одеты в скафандры разных цветов: синий, желтый и красный. У Дыра скафандр не белый, у Була не желтый и не белый. Какого цвета скафандры у инопланетян?
ДЫР |
БУЛ |
ШИР |
– Молодцы! Справились с заданием. Летим Дальше.
VII. Работа с геометрическим материалом.
Вот видна планета “Составляй-ка, обобщай-ка”. На этой планете есть свои очень интересные животные:
– Чем же они интересны?
– Из каких геометрических фигур состоят
животные?
– Попробуйте составить животное.
– Придумайте и составьте своё животное.
VIII. Итог урока.
– Наш корабль благополучно приземлился на Землю. Полёт прошёл успешно. Молодцы! Справились с заданием “Сусасея”, помогли “Чику”.