Урок географии в 4-м классе по теме: "По следам первопроходцев", система Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Тема: “По следам первопроходцев”

Цель: обобщить знания об освоении Сибири, северных земель, о русских первопроходцах, их подвигах.

Звучит маршевая музыка.

Ведущий. Во втором классе мы путешествовали по Якутии. На уроках географии мы вновь стали изучать нашу республику. Я предлагаю сегодня отправиться по следам первопроходцев, по следам тех людей, которые, не щадя своих сил, открывали неизведанные уголки нашей Родины.

Путешествовать лучше с песней. Вы готовы? Тогда вперёд!

Пожалуйся, не жалуйся!

Стихи М. Львовского
Музыка В. Шаинского

1.У похода нет начала,
А конца походу нет.
Мы прошли дорог немало,
но огромен белый свет.

Припев. Ты никогда, пожалуйста,
На белый свет не жалуйся.
Он переполнен тайнами
Необычайными.

2.Но не сделаешь ни шагу,
Сразу выбьешься из сил
Если стойкость и отвагу
В трудный путь не захватил.

Припев.

3.Пронесём мы через годы
Всё, что начато с игры:
Наши дальние походы
И весёлые костры.

Припев.

Игра “Что возьмём в поход?” (Ребята называют необходимые для дальнего похода предметы)

Ведущий. Царь Пётр I в XVIII веке потребовал карту земель своего государства.

  • Что он получил? (За Обью – белое пятно)
  • Почему? (Эти земли не были исследованы)
  • Как шло освоение сибирских земель? (Очень медленно, более 55 лет)
  • Как вы думаете, какой вид транспорта использовался? (Лодки и лошади)

“Якутские лошади”

С. Шевков

Везде, где увидеть их сможете, -
В распадках, в лугах, у озёр,
Пасутся якутские лошади
Зимой с незапамятных пор.
Они всеми бедами пытаны,
В мороз не привыкли сникать:
В новинку им, что ли копытами
Рыхлить на опушке снега?..
Якуты с трудягами этими
Дорогу прошли не одну.
Семь шкур с них сдирали столетьями,
Семь раз им молились на дню…

А теперь отгадайте загадку. Обратите внимание, она придумана якутским народом, и в ней главное действующее лицо – лошадь.

  • До прихода зелёной лошади белая лошадь ушла, а вороная вслед глядела. (Зима, весна, лето)

Игра “На лодке”. Обогнуть льды-кегли, сидя в лодке-обруче. “Экипажи” состоит из 2-х человек.

Ведущий. Какие сибирские реки были изучены первопроходцами? (Лена, Яна, Колыма, Индигирка, Нижняя Тунгуска, Иртыш…)

Послушайте стихи об этих реках, которые сочинили те, кто на них вырос.

На Яне.

А. Берияк

…А ветер пьяный раскрошил
Лёд Яны, толщиной в аршин,
И воды полные пошли
К пределам северной земли…
И Яна, океана дочь,
Сверкает, льды сгоняет прочь,
Но не иссяк, оцепенев,
Весенней Яны, гордый гнев…
Давно ушли станицы льда,
Напев весенний мчится вдаль,
Раскатываясь без помех,
Плывут на Яне шум и смех.
Мой край родимый, север мой,
Храню я в сердце образ твой,
О Яне, рвущей льдяный свод,
Воспоминанье не умрёт!

Колыма.

М. Тимофеев

Как от нарт срезь снегов
Оставляет свой след,
С невысоких хребтов
Ты бежишь столько лет,
Я спросил Колыму:
– Ты стремишься к кому?
Путь твой очень далёк,
Там бежишь, где тайга,
Сквозь последний порог
В тундру рвёшься, река.
Я спросил Колыму:
– Так спешишь ты к кому?
И ответила мне Колыма:
– Я пою о прекрасной весне
В незакатном краю,
Об отважных сынах
На твоих берегах,
Ведь в глухие года
Я была, словно тьма.

Конкурс знатоков.

  • Кто из первопроходцев – путешественников открыл, описал реку Лена? (Пантелей Демидович Пянда)
  • Кто открыл Чукотку, служил на севере 22 года, принёс в казну Российского государства пушнины, моржового зуба и других драгоценностей на многие тысячи рублей? (Семён Иванович Дежнёв)
  • Кто основал Якутский острог? (Пётр Иванович Бекетов)
  • Кто составил карту Камчатки? (Владимир Владимирович Атласов)
  • В честь кого назван самый большой горный хребет в Якутии? (Иван Дементьевич Черский)
  • Почему освоение сибирских земель шло медленно?
  • Что же так привлекало путешественников?

О красоте и богатстве сурового края написано много стихов, послушайте одно из них.

Двенадцать месяцев зима.

Иван Федосеев

Помнишь песню:
“Колыма – весёлая планета,
Двенадцать месяцев зима,
Остальное – лето”
Но другую напеваю,
Повторяю песню я:
“В мире нет прекрасней края,
Чем Якутия моя!”
Да, зима у нас люта,
Но какая красота!…

Здесь тайга стоит упрямо В первозданной чистоте, Снится ей клыкастый мамонт, Спящий в вечной мерзлоте. Да, зима у нас люта, Но какая красота! Где угодно повторяю, Напеваю песню я: “В мире нет прекрасней края, Чем Якутия моя!"

Конкурсы и загадки.

  • Игра “Одень первопроходца” (2 девочки одевают в зимнюю одежду мальчиков. Жюри оценивает, кто быстрее и качественнее одел своего “первопроходца”)
  • Как прокормиться в дороге и не заболеть цингой?
  • Кто одежду свою в год четыре раза меняет – одевает? (Земля)
  • Говорят, нечто, человеческому взору невидимо, а весь мир поддерживает. (Воздух)
  • Говорят, без топора мосты настилаются. (Замерзание рек, озёр)
  • Есть, говорят, некто с неизмеримым богатством, который щедро раздаёт да не говорит, когда плату запросит иль платить заставит. (Природа)

Ведущий. Ребята, мы шли с первопроходцами по неизведанным местам, а оказались на Родине, в Якутии? Почему? (Потому что Якутию и осваивали первопроходцы наряду с другими сибирскими землями)

Где обычаи предков живут…

Семён Дежнёв

Знаю, всюду прекрасна планета,
И любая земля хороша,
Но милее мне всё-таки – эта,
Где моя воспиталась душа.

Где родные аласы и горы
Испокон по-якутски зовут,
Где родные звучат разговоры,
Где обычаи предков живут.

Я обычаи те не отрину –
Человечны и мудры они.
Обращаюсь к подросшему сыну:
“Сбереги их, умножь, сохрани!”

Ведущий. Давайте споём чукотскую народную песню “Три упряжки”.

Ой, три упряжки мчатся к нам,
По лесу мчатся, по холмам,
По лесу, по холмам
Три упряжки мчатся к нам.

Всех приглашаем в новый дом.
Весело будет в доме том!
По лесу, по холмам
Три упряжки мчатся к нам.

Добрый хозяин гостю рад,
Каждому гостю – друг и брат.
По лесу, по холмам
Три упряжки мчатся к нам.

Ведущий. Полюбуйтесь работами якутских женщин – мастериц и послушайте стихотворение о них.

Женщины Колымы.

Семён Данилов.

И юные, и пожилые,
По вечерам сидят они,
И под иглой цветут живые
Сияний северных огни.
Отливы радуг семицветных
В июле радуют их взгляд.
Потом на дошках и кисетах
Такие радуги горят.
С бубенчиками нэлэкены,
Узорчатые тэти шьют,
И возникают постепенно
Рисунки сказочные тут.
От шапок, вышитых искусно,
Попробуй, отведи глаза!
И тридцати оттенков бусы
Прикреплены на торбоса.

Девочки из нашего класса станцуют танец “Якутские узоры”.

Ведущий. Мы говорили о первопроходцах, которые жили в XVI , XVII, XVIII веках. А в прошлом   веке были такие люди? (Конечно, были. В канун первой мировой войны учёный – краевед Пётр Хрисанфович Староватов нашёл в Вилюйском округе алмаз. Он же высказал тогда смелое предположение о наличии здесь запасов нефти и газа.)

Сейчас разведкой новых и старых малоизученных мест занимаются геологи.

Геолог.

И. Федосеев.

Жизнь ему какая по душе?
В чуме или ветхом шалаше,
Вместе с жарким солнцем – на лугу
И костром горящим – на снегу.
А когда осколок недр земных
Держит он в руках своих,

Пропылён, обветрен и небрит –
На осколок радостно глядит,
Он ведь знает камня существо,
Наполняет парня торжество.
И в такой неповторимый миг
Он по настоящему велик.

Ведущий. Как вы думаете, сможем ли мы с вами совершить открытия?

(Слушаются ответы ребят)

В заключении нашего путешествия мы споём песню, которая подведёт итог нашей работы и поведёт нас вперёд к новым открытиям.

Главное – мечта.

Музыка В. Голикова
Слова Ю. Полухина

1. Мир велик и необъятен,
Много зим и лет.
Только жаль, что белых пятен
На планете больше нет.

Припев: Всё равно мы верим,
Что настанет час,
И – найдётся много
Важных дел для нас:
Новые дороги,
Новые места…
Главное – что в сердце Светится мечта!

2. Нет, не всё ещё открыто,
Нам загадки дарит век:
А была ли Атлантида,
Жив ли снежный человек?

Припев.

3. Много тайн на звёздной трассе,
Давних тайн полны моря,
И ещё у нас в запасе
Вся Галактика, друзья.

Припев.