Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Решение неравенств методом интервалов", 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: усвоение знаний в их системе, умение самостоятельно применять полученные ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи:

образовательная: закрепление, систематизация и обобщение знаний, контроль за усвоением ЗУН;
воспитательная: привитие интереса к изучаемому предмету путем дружеского соперничества в командах при выполнении групповой самостоятельной работы, воспитание патриотизма, формирование научного мировоззрения;
развивающая: развитие математической логики, самостоятельности, речи, внимания и кругозора, познавательного интереса к предмету.

Оборудование: кодоскоп, слайды для устного счета, карточки для самостоятельной работы.

План урока:

  1. Организационный момент, историческая справка.
  2. Устный счет, проверка домашнего задания.
  3. Решение задач (обобщение плана решения неравенств методом интервалов).
  4. Контроль ЗУН.
  5. Итог урока, домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент, историческая справка.

После организационного момента классу сообщается тема и цель урока, а также его основные этапы: историческая справка, устный счет, проверка домашнего задания, подробно изложить план решения неравенств методом интервалов, решение задач, самостоятельная работа по группам, домашнее задание, итог урока.
Историческая справка посвящена Софье Васильевне Ковалевской - первой русской женщине-математику, которая начинается с эпиграфа:
...Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе.
В вкратце знакомим учащихся с жизнью и деятельностью C. Ковалевской, о ее вкладе в науку, о позднем признании ее в России [2]. “Ковалевская умерла! Какое горе! Не оценили ее у нас!” - писала в своих записках Надежда Васильевна Стасова.

2. Устный счет, проверка домашнего задания.

Устный счет (используются слайды, которые проецируются с помощью кодоскопа на экран):
1. Найти значения функции у(0), у(2), у(-1), у(-5), у(1), если у(х)=-(х-1)(х+2)(х-3).
2. Найти область определения функций:

3. Назовите коэффициенты в квадратных уравнениях:

а) -2х2+4х-7=0, б) 5х2-4=0, в) 8-10х+12х2, г) 3х-2х2=0.

4. По данному графику (рис.1) функции у=f(x) а) найти значения аргументов, при которых f(x)=0, f(x) >0, f(x) <0; б) назвать нули функции, наибольшее и наименьшее е значение.

Рис.1

Во время устного счета проводится проверка части домашнего задания (рассматривается подробное решение примеров, которые могли вызвать затруднения или ошибки). Вызываются ученики на решение следующих примеров:

1. Решить неравенство: а) х3-49х>0; б) (х+13)(х+7)2(х-15)>0.

2. Найти область определения функции:

3. Решить неравенство методом интервалов:

3. Решение задач (повторение плана решения неравенств методом интервалов).

Прежде чем перейти к решению примеров из учебника, вспоминаем план решения неравенств методом интервалов. Далее, из учебника [1] выполняют следующие номера №198(а), №199(а), №200(а), №202(а) (решаем лишь по букву “а”, так как буквы “б”, “в” или “д” будут заданы в качестве домашнего задания). При решении полностью проговариваем на сколько интервалов разбивается числовая прямая нулями функции, и что в каждом интервале функция определена непрерывно и не меняет своего знака.

4. Контроль ЗУН.

Класс делится на 4 группы и с ними проводится самостоятельная работа. Работу можно разделить между учащимися или каждый самостоятельно выполняет ее, но в тетради учащийся обязан оформить все три задания полностью.

1 группа

1. Решить неравенство:

а) 2х2-13х+6<0; б) x2-9>0; в) 3x2-6x+32>0.

2. Решить неравенство методом интервалов:

а) (x+8)(x-4)>0; б) в) x(x+10)(x-3)?0

3. Найти область определения функции:

2 группа

1. Решить неравенство:

а) 2х2-х-15>0; б) x2-16<0; в) x2+12x+80<0.

2. Решить неравенство методом интервалов:

а) (x+11)(x-9)<0; б) в) x(x+7)(x-4)?0

3. Найти область определения функции:

3 группа

1. Решить неравенство:

а) 2х2+5х-7<0; б) x2-25>0; в) 5x2-4x+21>0.

2. Решить неравенство методом интервалов:

а) (x+9)(x-5)>0; б) ; в) x(x+11)(x-15)?0

3. Найти область определения функции:

4 группа

1. Решить неравенство:

а) 5х2+3х-8>0; б) x2-49<0; в) 4x2-2x+13<0.

2. Решить неравенство методом интервалов:

а) (x+12)(x-7)<0; б) в) x(x+8)(x-17)?0

3. Найти область определения функции:

5. Итог урока, домашнее задание.

При подведении итогов обобщаем работу, проделанную на уроке. Оценки, выставляемые учащимся, комментируем. Можно похвалить (оценить) активных учеников.
Домашнее задание - прорешать частично номера, выполняемые в классе, это №198(в, д), №199(б), №200(б), №202(в, д) [1].
Самостоятельную работу можно проверить в перемену или в зависимости от занятости учителя.

Литература:

1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И.. Суворова С.Б. Алгебра 9 класс по ред. Теляковского С.А. М.: Просвещение, 1990.
2. Смышляев В.К. О математике и математиках. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1977.