Проект урока русского языка во 2-м классе: "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях"

Разделы: Начальная школа


Тема: Большая буква в именах, отчествах, фамилиях.

Цели:

  • создание условий для формирования умения писать с большой буквы имена, отчества, фамилии;
  • развитие речи, логического мышления, памяти, внимания;
  • обогащение словарного запаса слов, кругозора учащихся
  • воспитание нравственных качеств, умения работать в паре, группе.

Оборудование:

  1. Плакат с игровым полем № 1.
  2. Плакат “Гимнастика для глаз”.
  3. Плакат с зашифрованным словом фамилия.
  4. Т.Г. Рамзаева “Русский язык” 2 класс.
  5. Толковые словари
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Психологический настрой

 

 

2. Мобилизирующий этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минута чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

Целеполагнание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимнастика для глаз.

 

 

 

Словарно орфографическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивная деятельность учащегося.

(Разноуравневая работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивно-оценочная деятельность учащихся.

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

Рефлексия

 

 

Релаксация

 

Развитие логического мышления

 

Оценочно-
рефлексивная
деятельность

 

 

 

 

 

 

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.

 

На доске игровое поле

– Скажите, какое задание мы должны выполнить?

– Как вы будите выполнять это задание (в паре, индивидуально, в группе)

– Кто расскажет, как выполнять задание?

 

 

На доске записаны буквы

а и о у Д

- как вы думаете, для чего написаны буквы?
- какое задание мы будем выполнять?
- как легче выполнять это задание?
Индивидуально, коллективно, в группе.
- какую букву будем писать. Почему?

 

 

 

Показ учителем на доске.
- наращивание на 1
Определите порядок написания букв.

 

 

На доске записан текст:
К празднику класс наряжали Андрей Соколов и Люба Иванова. Им помогала Ирина Васильевна.

- Прочтите текст.
Что вы заметили.
Обсудите это в группе.

 

 

 

 

 

Назовите тему урока.

- Чему будем учиться? (Цель).
- Как мы это будем делать? (План работы – записать на доске).

 

 

 

 

 

Сформулируйте правило: Как пишется имена, фамилии, отчества?
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях – это орфография, почему?
- Составьте опорный конспект.

- Как мы оформим правило?

 

Как вы будете выполнять это задание - индивидуально, в группе.

Чтение стихотворения

Буква обычная я
Выросла вдруг
Выросла выше
Букв подруг
Буква расти
Не сама захотела
Букве поручено важное дело
У строчки вначале, Чтоб начало
Все заметили:
Имя, отчество,
фамилия пишутся с нею.
Буква большая
Совсем не пустяк.
В букве большой
уважения знак!

 

 

 

На доске плакат

МЛ А Я Д И Ф К

 

- Какое задание должны выполнить?
- Как будете выполнять задание?
- Какое слово получилось?
- Что такое фамилия?
- Каким образом человек получает фамилию?
- Что обозначает фамилия?

 

 

 

 

 

Что же такое фамилия?

Как вы думаете, где мы можем найти определение значения этого слова?

- Как мы будем работать?

 

 

 

 

Что же такое фамилия?

 

 

- Кроме имени и фамилии у человека есть отчество.
- Как оно образуется?

 

Напишите в тетради, свою фамилию, имя, отчество.
- Какое задание вам предлагается?
- Как вы будете выполнять эту работу?

 

У-1
Исправьте ошибки:
Яблоко – сидоров
дмитрий – петров
вечер – Таня
загадка – люба

У-2
Разделить слова на группы
(А,а) мнушк, (с,С) естрица,
(П,п) стрович, (Т,т) итов,
(Б,б) оря, (Б,б) рат,
(Н,н) адя, (М,м) едведев.

У-3
Написать фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.

Наша фамилия Сидоровы. Нас в семье 4: мама, папа, сестра и я. Маму зовут Ольга Ивановна, папу - Николай Семенович, сестру Наташа, я – Дима. У нас дружная семья.

 

 

 

- Я предлагаю вам провести игру “Запомни и напиши”

1 учащийся показывает имя,
2 повторяет названное имя и добавляет свое.

И так далее.

Затем по памяти нужно записать эти имена.

- Как будем проводить игру?

 

 

Подведем итоги игры.

 

 

Встаньте, если услышите слово, которое нужно писать с большой буквы – топаем, с маленькой – хлопаем.

Юрий, космонавт, пилот, Марина, ученик, Борис, Семенова, Таня.

 

 

- У. 240
1). Как будете выполнять?

 

 

 

 

Упражнение
“Любопытная варвара”

 

Логическая задача

Меня зовут Лена. У моего брата одна сестра. Как зовут сестру моего брата?

- Какие задания вам больше всего понравились?
- Какие задания оказались трудными?

Кто у нас был самым
внимательным?

- Кто написал красиво в тетради и не допустил ошибок?

 

 

- Оцените каждый себя.

 

- Какое у вас настроение?

Учащиеся обмениваются словами, приветствиями, добрыми пожеланиями друг другу.

 

– Найти путь первого и второго зайчика.

– По карточке будет выполнять каждый. (Показ карточки с буквой “Я”)

(Выполнение задания)

Ответы детей.

Путь зайчика 1 пролегал среди гласных букв, а путь зайчика 2 через согласные, заглавные.

(Дают характеристику букв)

 

 

 

 

Проведем минутку чистописания

 

 

 

- Индивидуально
(Показ карточки с буквой “Я”)
Д- заглавная, прописная,
согласная, звонкая, парная, обозначает [ д] [ д]
Эта буква заглавная, остальные буквы гласные, строчные.
- Поэтому мы будем писать Д

 

ответы детей.
Выполнение задания индивидуально.
Подчеркивание хорошо написанных букв. Оценка на полях.

 

 

 

Идет обсуждение в группе.
Выступление детей.
Андрей, Люба, Ирина – это имена. Они написаны с большой буквы.

- Васильевна – это отчество, тоже пишется с большой буквы.
-Соколов, Иванов, Петрова – это фамилии, пишутся с большой буквы.

Ответы детей.
“Заглавная буква в фамилиях, именах, отчествах.
Мы будем учиться писать заглавную букву в фамилиях, именах, отчествах”.
1. Чистописание
2. Новый материал
3. Гимнастика для глаз
4.Словарно-орфографическая
работа
5. Работа по уровням
6. Игра
7. Работа с учебниками
8. Итог урока

Ответы детей.
Фамилии, имена, отчества пишутся с большой буквы.
- потому что эти слова мы пишем с заглавной буквы.

В группе.
Показ значка
(Обсуждение задания в группах)

 

Конспект

 

 

 

 

 

 

 

Дети следят за указкой учителя по плакату

 

 

 

 

 

- Составить слово.

- Индивидуально.
(Дети составляют слово).
- Фамилия

- Это имя
- Она переходит к человеку от родителей.

- Фамилия обозначает, что человек принадлежит к конкретной семье:
Ивановых,
Петровых,
Сидоровых.

Ответы детей

- Поработать со словарями.

 

Индивидуально.
(Работа с толковым словарем Ожегова)

Ответы:
- Фамилия – это семья. Она имеет свою историю.
Часто они указывают, как жили предки; Рязановы.

Некоторые говорят о профессии:
Гончаров, Плотников. Иногда фамилией становится имя матери: Марьин.

 

- Отчество образуется от имени отца.

 

Дети пишут в тетрадях.

- Работа по уровням.

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В группе.
(Проводится игра)

 

 

Выслушиваются выступления детей об итогах игры.

 

Выполнение учащимися физкультминутки

 

 

 

 

- Индивидуально.

 

 

Выполнение упражнения и его проверка

 

Выполнение упражнения учащимися.

 

 

Ответы детей.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Дети показывают оценку на отрезке, который начерчен на полях тетради.

Дети показывают настроение на барометре настроения.

Воспитание правил культурного поведения, умения общаться друг с другом. Создание благоприятной обстановки.

 

Карточка находится на парте у каждого ребенка

Выполнение работы.

Умение ориентироваться в здании. Умение классифицировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

При выполнении задания учащиеся сравнивают, анализируют, делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентация на требование взрослого

 

 

Умение
ориентироваться
в текстах,
выражать свои мысли, работа в группе.

 

 

 

Формирование умения делать выводы, формулировать правило, делать опорные конспекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся учатся аргументировать свои версии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глаза при работе очень устают, поэтому проводится гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель работает над расширением кругозора учащегося, формирует умение работать со словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ этих задач позволяет оценить решение познавательных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать постепенную выработку детьми тех норм жизни, которые помогут чувствовать себя комфортно, проявлять чувства друг к другу, принимать активное участие в обсуждении с учетом адресной направленности.
Важно поддержать сознание причастности школьника в результате совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Проведение физкультминутки помогает снять утомление детей, настроить организм на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы снять утомление детей проводится упражнение на расслабление организма.

 

Учителем подобран материал на развитие логического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведены итоги, оценивание каждого учащегося, его фиксация.

Используемая литература:
1. Н.Г. Калашникова “Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника, как субъекта учебной деятельности”.
2. Рамзаева Т.Г. – “Обучение во 2 классе”, М.Просвещение 1989 г.
3. Ожегов “Толковый словарь”.
4. А. Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”, М-1994 г.
5. Л.С. Выготский “Педагогическая психология”, М-1996 г.
6. Л. Тихомирова “Упражнения на каждый день”. Академия развития 1998 г.
7. В. Шукейло “Русский язык в начальных классах”. Пресс. 1999 г.
8. Г.А. Цукерман “Виды общения в обучении” 1993 г.