Пояснительная записка.
Умственное развитие, развитие мышления являются важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности ее познавательной сферы. Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных, условных), на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.
Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения.
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельного мышления, очень трудно обеспечить на уроках в начальной школе, насыщенных учебным материалом. Этому послужит организация регулярных занятий по внеклассной работе факультатива “ЭРУДИТ” на занятиях которого дети решают, в основном, нестандартные задания, предлагаемые в определенном порядке, например от простых к сложным.
Для умственного развития младших школьников нужно использовать три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Так, решение заданий с помощью каждого из них у детей лучше формируются те или иные качества ума.
С помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей способность при решении задач действовать целенаправленно и продуманно, сознательно управляя и контролируя свои действия.
Своеобразие наглядно-образного мышления заключается в том, что решая задачи с его помощью, человек не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные планы достижения цели, мысленно сопоставлять эти планы, чтобы найти наилучший.
Главная цель работы по развитию у детей словесно-логического, отвлеченного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у них умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или их образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.
Итак, специфическое значение для развития мышления детей на внеклассных занятиях математического факультатива заключается в том, что на них всегда достаточно времени для осуществления индивидуального подхода к каждому ученику, для выявления самобытности его мышления, для обстоятельного обсуждения разных вариантов решения заданий, для исправления ошибок и понимания их причин. Хорошо успевающие дети по математике смогут в еще большей степени развернуть свои творческие способности. Это связано с тем, что, постоянно обсуждая разные варианты поиска путей решения заданий, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой план и опровергают иные планы. При этом у них возникает желание узнать, почему оказывается успешными и верными одни пути и неуспешными, ошибочными – другие.
У детей перестает быть ведущими намерение только добиться успешного результата, а появляется познавательный интерес, стремление обнаружить причины получения успешного результата и обстоятельства, повлиявшего на то, что решение оказалось неудачным.
Возникновение познавательных интересов, их формирование в условиях внеклассной работы при решении нестандартных задач очень ценно для развития личности младших школьников. Устойчивость этих интересов – залог положительного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний, умений и навыков.
Цели:
- Способствовать привитию познавательного интереса к математике.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.
- Работать над развитием творческих способностей учащихся.
Задачи:
- Научить решать задачи логического содержания.
- Научить решать задачи нестандартного характера.
- Содействовать общему развитию учащихся, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Поурочное планирование для 3-го класса
№ п/п |
Тема занятий |
Дата |
1 |
Путешествие в страну математики, история возникновения, известные ученые математики. | |
2 |
Математические задачи-шутки. | |
3 |
Работа с геометрическим материалом. Занимательные задачи. | |
4 |
Числовые ребусы. | |
5 |
Игровые логические задачи. | |
6 |
Сложение и вычитание многозначных чисел. Восстановление пропущенных цифр. | |
7 |
Занимательная геометрия. | |
8 |
Занимательные задачи Г. Остера. | |
9 |
Задачи логического содержания. | |
10 |
Игры и задачи на развитие памяти. | |
11 |
Старинные меры длины. Преобразование мер длины. | |
12 |
Прямоугольник – геометрическая фигура. Нахождение периметра, площади. | |
13 |
Игры и задачи на развитие внимания. | |
14 |
Занимательные задачи Г. Остера. | |
15 |
Математическая викторина. | |
16 |
Задачи на смекалку. | |
17 |
Решение примеров на порядок действия. Числовые ребусы. | |
18 |
Игровые логические задачи. | |
19 |
Олимпиадные задачи. | |
20 |
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, приведенных в прямой или косвенной форме. | |
21 |
Математические конкурсы, задания. | |
22 |
“Брейн-ринг” | |
23 |
Доли. Нахождение доли от числа. | |
24 |
Занимательные задачи Г. Остера на нахождение доли от числа и числа по его доле. | |
25 |
Сказочные цифры. | |
26 |
Логические цепочки. | |
27 |
Решение логических задач занимательного характера. | |
28 |
Нахождение площади фигур. Задачи повышенной трудности. | |
29 |
Математические головоломки. | |
30 |
Занимательные задачи на нахождение цены, количества, стоимости. | |
31 |
Математическая олимпиада. | |
32 |
Сложение, вычитание, умножение и деление чисел. Восстановление пропущенных чисел. | |
33 |
Числовые ребусы. | |
34 |
Викторина “Знаете ли вы математику?” |
Брейн-ринг
Цель: через занимательные упражнения содействовать повышению интереса детей к математике, расширению их кругозора, продолжить выработку вычислительных способностей, развивать внимание, память, логическое мышление, обучать работе в группах.
Вступительная часть:
- жеребьёвка участников;
- выбор капитанов команд, названия команд;
- объяснение условий игры.
Условия игры:
- игра состоит из 12 этапов (заданий);
- при счёте 6 : 6 команды получают дополнительное задание (конкурс капитанов);
- команда, у которой готов ответ, должна нажать на сигнальную кнопку (можно установить в центре стола настольную лампу), тем самым заработать право отвечать первой.
Задания для игры:
1. Сколько всего трёхзначных чисел можно составить из цифр 1,3, 5 при условии, что числа в записи повторяться не будут. Перечислите эти числа.
Ответ: 6 чисел: 135,153, 315, 351, 513, 531
2. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число
2 | Д | 8 | ? |
Б | 5 | Ж | ? |
Ответ:
2 | Д | 8 | Й |
Б | 5 | Ж | 11 |
3. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовых и 3 легковых машины. Сколько всего машин шло в село?
Ответ: одна машина – такси
4. Каждая буква обозначает цифры. Одинаковыми буквами обозначена одна и та же цифра. Угадай, какие цифры обозначены буквами в записи
Ответ:
5. Имеется три детали. Две из них одинаковой массы, а третья легче. Как с помощью чашечных весов без гирек одним взвешиванием найти более легкую деталь?
Ответ: Положите на две чаши весов любые две детали; если чаши весов находятся в равновесии, значит более легкая деталь – оставшаяся; если одна из чаш пошла вверх, то в ней лёгкая деталь.
6. Пилильщики режут брёвна на метровые отрезки. Каждый разрез занимает 2 мин. За сколько минут они разрежут 5-метровое бревно?
Ответ: 8 минут
7. Как с помощью 5-литровой кастрюли и 3-х литровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 литра воды?
Ответ: с помощью 3-х литровой банки наливаем в кастрюлю 5 литров воды; тогда в банке останется 1 литр воды; её выливаем в ведро; затем из кастрюли отмеряем 3-х литровой банкой воду и выливаем в ведро; теперь в ведре 4 литра воды.
8. В спектакле участвовали 4 человека. В первом действии участвовало 3 человека, во втором – 2 человека. Как это могло быть?
Ответ: один человек участвовал в первом и во втором действиях.
9. Сумма трех чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные. Найди эти числа
Ответ: числа – 1, 2, 3. Задача решается методом подбора.
10. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько всего кошек в комнате?
Ответ: 4 кошки
11. У Пончика на комбинезоне 17 карманов. 10 карманов спереди, остальные сзади. В каждом кармане спереди по 2 пончика, а сзади – по 3 пончика. Сколько всего пончиков у Пончика?
Ответ: всего 41 пончик
- 17 – 10 = 7 (п.) – сзади
- 2 * 10 = 20 (п.) – спереди
- 3 * 7 = 21 (п.) – сзади
- 20 + 21 = 41 (п.) – всего
12. Два отца и два сына завтракали. Им подали 4 яйца. Каждый из них съел по яйцу и ещё осталось одно яйцо. Как это случилось?
Ответ: за завтраком было 3 человека – внук, отец, дед
Конкурс капитанов “Составь робота”.
На доске вывешивается аппликация робота. Капитаны получают по набору геометрических фигур (в наборе могут быть лишние фигуры). По сигналу дети составляют робота. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.
Подведение итогов.
Награждение победившей команды
Список используемой литературы:
- Л.М. Лихтарников. Занимательные логические задачи
- Е.Б. Чутчева. Занимательные задачи по математике для младших школьников
- М.Беденко. Ну, очень…ЗАДАЧНИК
- Олимпиадные задания из журнала “Начальная школа” № 22 2002 г.
- М.М.Вакуленко. Внеклассная работа по математике
- А.С.Пчёлко. Сборник задач на развитие