“Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет”.
(Ф. Шиллер)
Об обучающих возможностях игр
известно давно. В любой игре проявляются полно и
неожиданно способности человека. Игра – особо
организованное занятие и всегда предполагает
принятие решения – как поступить, что сказать,
как выиграть? Это увлекательное занятие
привлекает многих – учителей, и их учащихся.
Порой “слабые” ученики становятся увлечёнными
в процессе игры, активно проявляют себя, своё
индивидуальное “Я”.
Ролевая игра – это приём, который
позволяет ученикам совершенствовать свои
речевые навыки и умения, а также попробовать свои
силы в актёрском мастерстве.
Игры, с методической точки зрения, несут в себе следующие задачи:
- Создание психологически благоприятной готовности учащихся к речевому общению.
- Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала.
- Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Можно привести следующую классификацию игр на уроках ИЯ:
I. Грамматические игры.
Данные игры преследуют цели:
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- развить речевую творческую активность учащихся.
Например, в книге Дж. Р.Л.Лебедев предложена игра Reincarnation, тренирующая конструкции прошедшего времени used to, the Past Simple Tense. Данная игра привлекает учащихся своей необычностью, ведь они играют известных персонажей, в то время как остальные с интересом и должным энтузиазмом пытаются отгадать, кто это. Предложены варианты:
Бетховен, Пабло Пикассо, Тарзан, Элвис Пресли, Джордж Вашингтон и т.д.
II. Лексические игры.
Данные игры преследуют цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке;
- познакомить учащихся с сочетаемостью слов;
- развивать речевую реакцию учащихся.
Представляется эффективным пользоваться лексическими играми на всех этапах обучения.
III. Фонетические игры.
Они практикуют и развивают
произносительные навыки: интонацию предложений,
фонемы. Можно использовать игру под названием
Intonation Game.
Идея для неё взята из газеты English, издательство
“Первое сентября”.
Учащиеся получают карточки, на которых написано,
с какой интонацией нужно прочитать предложение,
а остальные должны догадаться, что это за
интонация. Например, на карточках написано:
fear; surprise; joy; irritation; anger; disappointment.
Sample sentences:
1) I am riding my new bicycle. (fear, joy, irritation or surprise)
2) We are writing a test. (fear, surprise, irritation, anger or disappointment)
3) Where have you been? (surprise, irritation, anger or disappointment).
IV. Орфографические игры.
Цель данных игр – упражнение в
написании английских слов. Часть игр может быть
рассчитана на тренировку памяти учащихся, а
часть – на некоторых закономерностях в
правописании английских слов.
Примером орфографической игры может служить
Hangman, идея которой заимствована из русской
“виселицы”.
Также хорошей орфографической игрой служат
анаграммы, сделанные ещё и по лексическому
принципу (free time activities, dates, countries, etc.)
V. Творческие ролевые и деловые игры.
Такие игры формируют у учащихся навыки
говорения, аудирования. Одной из задач подобного
рода игр является обучение учащихся речевой
реакции в процессе коммуникации. Хорошим
примером творческих игр служат игры, основанные
на популярных телепередачах. В методической
литературе много пишется о пользе проведения
интегрированных уроков, основанных на двух
учебных предметах.
Здесь эффективно использовать ряд известных
телепередач: “Колесо истории” (иностранный язык
– история), “В мире животных” (экология –
иностранный язык).
На интеграции дисциплин экономики
(основ бизнеса) и иностранного языка можно
проводить ролевые деловые игры.
Автором данной работы была придумана и
составлена творческая деловая игра, во время
которой учащиеся, разделившись на две группы,
обсуждают за “круглым столом” на вечеринке у
одного из участников идею создания нового
предприятия. Образцы карточек:
ROLE CARD FOR GROUP A
You are a group of friends. You have been invited to the party
organized by Mr. ____________, one of your friends. First deal with the recent news.
Suggestions: Nick has gone to Paris with his new girl-friend, Martha and Ben have arrived
from their business trip, etc.
Then your friend announces that he (she) is going to open a new business in selling
fashionable clothes for teenagers in this country and abroad. Of course, you are shocked.
Express it. Prepare questions to discuss the possibility of working and helping with the
new business.
Prompts: ….enough capital? … a license? … advertisements? … price per unit? …
where to open shops? … subsidiaries?(how many? Where?) Etc.
ROLE CARD FOR GROUP B
You are all very close friends, and one of you (Mr. _______) organized
a party in his cosmetics office on Friday evening. Choose that person and tell it to group
A.
The party starts in an informal way: mainly you are welcome to exchange the news with your
guests. Then Mr. ________suddenly says that he is going to run a new business. Though, you
all know about it (but not your guests). You will be selling teenage clothes in this
country and abroad in about two months’ time.
The guests are very much interested in that project and have a lot of ideas and questions.
Discuss them. Be sure everyone is involved in the discussion.
При проведении такой игры
целесообразно познакомить учащихся с деловой
лексикой на иностранном языке. Будет также
интересно, если диалоги деловой игры будут
записаны на аудиокассету, а потом прослушаны в
классе; в ходе прослушивания можно будет
комментировать некоторые речевые ошибки.
Таким образом, в ходе различных игр будут
достигнуты навыки коммуникативной деятельности,
учащиеся смогут получить удовольствие от уроков,
а это положительно сказывается на их мотивации.