Цели:
- Развивать у учащихся коммуникативные и творческие навыки.
- Расширять представления детей о мире, сознательных человеческих отношениях к поступкам и действиям.
- Воспитывать умения работать в коллективе, самостоятельно добывать и творчески разрабатывать учебную информацию.
Оборудование: Рисунок у каждого уч-ся, выставка рисунков детей
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Вам уже знаком сюжет “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина. Как называется начало в литературных произведениях? А сейчас посмотрим завязку в исполнении детей драматического кружка нашего класса.
СЦЕНКА.
Автор.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод –
Пришёл невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод –
Пришёл невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод –
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой – золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Рыбка.
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Автор.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
Старик.
Бог с тобой, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
III. Работа по учебнику.
Учитель. Откройте учебники на странице 70. Прочитайте выделенные части текста.
Дети читают вслух.
IV. Беседа с учащимися.
Учитель.
– Чем они похожи кроме цвета? Чем отличаются?
– Хочется ли вам изменить цвет разных частей? На
какой?
– Почему старик не откажется ходить к морю?
– А как вы думаете, почему он не загадает желания
для себя?
V. Физкультминутка.
Море волнуется раз.
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри.
Учитель. Подумайте и скажите, а вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
VI. Работа с выставкой рисунков.
Учитель. Вы не только читали сказку, но и нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную. Обратитесь к рыбке и чтобы вам хотелось, попросите у неё. Я бы попросила несколько желаний. Как вы думаете, сбудутся ли они?
VI. Работа по рисунку. стр. 76. (Рисунок на доске и у каждого на парте)
Учитель. Рассмотрите рисунок про старуху. Расшифруйте. Пометьте на нити сюжета узелки событий. Где история завязалась, развязалась? Где точка высшего натяжения… нет, напряжения, кульминация?
Дети прикрепляют слова к рисунку: завязка, развязка, кульминация.
VII. Итог урока.
Кто порадовал и удивил на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Перечитайте сказку “По щучьему велению” и найдите черты сходства и отличия сказки А. С. Пушкина от народных сказок.