Цели:
- развитие стойкого интереса к предмету через использование нетрадиционных форм урока;
- наиболее полное усвоение знаний посредством организации поисковой самостоятельной работы учащихся;
- раскрытие творческого потенциала детей;
- воспитание любви к прекрасному;
- расширение кругозора.
Оформление:
на двери класса плакат-приглашение:
10а представляет игру “Мы познаем мир”.
Приглашаем всех желающих познакомиться с этой страной в кабинет географии в 14.30 часов.
- костюм кимоно на одной из ведущих, деревянные сандалии, носочки в форме варежки (она встречает гостей);
- вдоль передней стены столы с представленными на конкурс икебанами (с номерами);
- стол, сервированный для чаепития;
- стол с представленными на конкурс японскими блюдами;
- два игровых стола для команд;
- стол жюри;
- глобус, физическая карта Японии.
Гости и болельщики размещаются по периметру класса.
Учитель. Пестрый, яркий земной шар! Пылинка Вселенной. Свои нравы, обычаи, наряды, традиции. В одном из уголков нашей планеты есть маленькая, но удивительная страна, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни плодородной земли достигли таких экономических высот, что многие живущие на планете могли бы позавидовать им. В чем же секрет? Может быть в том, что каждый живущий в этой стране очень любит ее, любит всех кто живет с ним рядом. А может воинственный дух “бусидо” ведет нацию вперед. Не сдаваться! Не отступать, не быть побежденным! А может, это любовь ко всему прекрасному, что дала природа-мать?..
Ведущий 1. К сведению собравшихся.
ПРИРОДА Япония – страна гор. Они занимают 3/4 ее территории. Самая высокая гора Японии – Фудзияма (высота 3776 м), которую японцы считают священной. А между тем, это действующий вулкан. В горах часты землетрясения, не редкость здесь и извержения вулканов, которых в Японии около 150. Ежегодно в Японии бывает около 1500 землетрясений различной силы. После подводных землетрясений возникают огромные волны – цунами, достигающие при приближении к берегу высоты 10 м. В июле-августе над островами часто проходят тайфуны. Небо покрывается мощными облаками, дует ураганный ветер силой до 12 баллов и идут долгие проливные дожди. В год через Японию проходит 10-15 тайфунов. Они приносят большие разрушения, наводнения, губят посевы. |
Учитель. Сегодня в этом классе наши гости из Японии. Они помогут нам узнать и понять нашего восточного соседа – страну восходящего солнца. Встречайте гостей.
Команды занимают места за игровыми столами.
Учитель. Пока команды готовятся сразится друг с другом я предлагаю всем собравшимся небольшой тест на широту кругозора. Выберите среди представленных на доске изображений тот флаг, который принадлежит Японии.
Флаг закрепляется рядом с записью темы на доске.
Учитель. Ну что же в этом я вижу вы осведомлены, а вот насколько компетентны наши команды решит жюри.
Представление жюри.
Учитель. Итак, конкурс "Разминка". Каждой команде задается по 3 вопроса. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы 1 команде:
1. Что вы знаете о “мисоги”? (Обряд очищения водой)
2. Ветви каких растений ставятся у каждого дома на Новый год? Что они символизируют? (Ветви сосны - долголетие, могущество; сливы и бамбука – постоянства и добродетели).
3. Вечерние “выходы” мужской части населения Японии давно стали неотъемлемой частью японского образа жизни. Что же за причина мешает мужчинам вечерами быть дома? (Унаследовав от предков чувство мужского достоинства и превосходства, японец считает обременительным находиться по вечерам в обществе собственной жены. Поступать иначе, значит уронить мужское достоинство потерять социальную роль главы семьи.)
Ведущий 2. К сведению собравшихся.
СОЦИОЛОГИЯ Женщины в Японии работают только до замужества. Выйдя замуж, женщина занимается в основном семьей. Законы дают ей равные права с мужчинами, но в жизни в семье все еще сохраняются старые патриархальные порядки. До сих пор больше половины молодежи вступает в брак по предварительному сговору родителей и при содействии свата, а не по взаимному согласию самих молодых людей. |
Вопросы 2 команде:
1. Как называется массажист в японской бане? Чем он отличается от моющегося? (Сансукэ – плавками)
2. Почему японцы любят обжигающую воду? (Зимой согревает, летом вызывает реакцию охлаждения)
3. Назовите японские праздники. (Новый год – 3-4 февраля, переход зимы к весне; 3 марта – Праздник Кукол; 18-19 марта – День памяти; 8 апреля – День рождения Будды (Глуатама); 5 мая – День мальчиков; 15 июля – День середины года (Тюгэн): ноябрь – Праздник детей (Си-го-сан – семь-пять-три); декабрь – Конец года (О-сэйбо)
Ведущий 1. К сведению собравшихся.
ОБРАЗ ЖИЗНИ ЯПОНЦЕВ Древние традиции и в наше время являются частью современного японского образа жизни. Бывшие рыцарские военные приемы стали национальными видами спорта. Весной семьей за город, чтобы полюбоваться цветением дикой вишни – сакуры. Этот день стал национальным праздником в стране. Крошечные садики с прудами и камнями часто устраивают в современных гостиницах, офисах компаний, учебных заведениях. Красота природы всегда была основной темой японской живописи. |
Учитель. А теперь для команд конкурс "Приветствие".
Во время конкурса участники демонстрируют
национальные черты характера японцев:
вежливость, доброжелательность, любовь к
одариванию друг друга подарками. Максимальная
оценка – 5 баллов.
Следующий конкурс "Национальная прическа"
с ее рекламой. Каждую команду представляет по
одной участнице – дефиле по подиуму.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Ведущий 2. К сведению собравшихся.
О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Демографическая политика, проводимая правительством из-за перенаселенности государства, не позволяет иметь более одного ребенка каждой семье. Ребенок в семье – царь и бог. Но длится такое воспитание до 10 лет. В каждом ребенке воспитывается сдержанность, аккуратность и обязательность. С детьми обращаются мягко, их никогда не наказывают, им дают большую свободу, но правила этикета прививают с первых лет жизни. Ни одна шалость или небрежность не остается без внимания или молчаливого порицания. Дети вырастают сдержанными и дисциплинированными. В школу в шесть лет ребенок уже приходит таким собранным и организованным, что учителю не трудно работать с классом, где учится 40-50 детей. |
Учитель. Конкурс "Кроссворд". Каждая команда готовила для соперников кроссворд. Сейчас команды ими обменяются и приступят к разгадыванию. Время – 5 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.
Ведущий 1. К сведению собравшихся.
ЯПОНСКАЯ КУХНЯ Традиционной основой питания японцев всегда был рис. И в наши дни главное блюдо во всех домах – рассыпчатый, вареный без масла или каких либо приправ рис. Все остальные блюда считаются дополнительными. При приготовлении стараются как можно меньше менять природные качества продуктов и охотнее всего едят их в сыром виде, в том числе и морские продукты кальмаров, осьминогов, моллюсков, креветок. Овощи мелко режут, трут, солят, маринуют, реже – варят и жарят. Блюда из мяса и птицы возникли как походная, охотничья еда и не употреблялись в ежедневном домашнем питании. В японской кухне мало не только мяса, но и жиров, немного едят и молочных продуктов. |
Учитель. Конкурс "Японское блюдо". На конкурс представляются блюда, приготовленные согласно японским традициям (рис, бобы). Оценивают все собравшиеся. Условие: есть нужно палочками. Максимальная оценка – 5 баллов.
Ведущий 2. К сведению собравшихся.
ТРАДИЦИИ ЯПОНИИ Многие японские традиции связаны со средневековыми правилами рыцарской чести – бусидо. Этот кодекс правил проповедует суровый аскетизм, презрение к страданиям и смерти, верность долгу в любых обстоятельствах, а в случае неудачи – готовность к мучительному самоубийству – харакири. Из рыцарских воинских упражнений появились каратэ, борьба дзюдо, фехтование кендо, стрельба из лука. Японские монахи создали философию дзэн, тоже строгую и аскетичную, требующую отказа от мирской суеты. Они превратили в искусство и любование “садом камней”, сделанным из волнистого белого песка и валунов – символизирующих житейское море. |
Учитель. Конкурс "Икэбана". Игроки от каждой команды предоставляют составленные ими икебаны, рассказывают, что она обозначает и что используется при ее составлении.
Ведущий 1. К сведению собравшихся.
ПИСЬМЕННОСТЬ ЯПОНИИ Японские иероглифы сродни китайским или вьетнамским. Всего их 2000. Каждый может обозначать как 1 букву, так и слово, или целое изречение. Пишут их кистью на рисовой бумаге или тканях черной или красной тушью. Научиться красиво писать – дело нелегкое. Каллиграфию – древнее искусство красивого письма – преподают в японских школах, при храмах, кружках художественной самодеятельности. |
Учитель. Конкурс "Чайная церемония". Команды заваривают зеленый чай, взбивают его кисточкой, разливают в низкие чашки и предлагают гостям на пробу. Условие: соблюдение правил чайной церемонии. Максимальная оценка – 5 баллов.
Ведущий 2. К сведению собравшихся.
ОБ ОДЕЖДЕ И ОБУВИ ЯПОНЦЕВ Больше всего изменилась одежда японцев. В городе все чаще носят обычную европейскую одежду. Но существует и традиционная одежда – кимоно. Она используется как нарядная выходная одежда для женщин. Существует и мужское кимоно, но его в современной жизни уже не носят. А вот женщины до сих пор носят национальную одежду дома или на отдыхе. Традиционные соломенные шляпы в виде конуса встречаются теперь только в деревне. А традиционную обувь – деревянные сандалии – скамеечки (гэта) на двух брусках, со шнурком между пальцами – до сих пор носят даже с европейской одеждой. Под них надевают носки, сшитые в форме варежки, где большой палец отдельно. |
Ведущий 1. К сведению собравшихся.
ОБ АРХИТЕКТУРЕ Интересным является у японцев своеобразный тип
жилища. С давних времен и до наших дней в японском
доме постоянными бывают только две, а то и одна
стена. Вместо боковых стен, а иногда и фасада дома
– раздвижные щиты с окнами или без них. В старину
дома тоже сдавали внаем без боковых стен. Жильцы
привозили их с собой вместе с немногочисленной
мебелью. В жару стены отодвигают, и дом
превращается в открытую беседку, продуваемую
ветром. Вдоль постоянных стен устраивают полки,
которые в современных домах представляют собой
большие стенные закрытые шкафы. |
Учитель. А теперь Блиц-турнир. Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Каждый правильный ответ принесет команде по 1 баллу.
Вопросы 1 команде:
1. 99% населения Японии составляют… (Японцы)
2. Имя башни Солнца, родоначальницы японской
нации. (Аматерасу)
3. Религия, проникшая в Японию из Индии. (Буддизм)
4. Название морального кодекса самураев. (Бусидо)
5. Какая религия в Японии с 1663 года была
официально запрещена? (Христианство)
6. Обычай кровной мести. (Катакиути)
7. Любование луной. (Цукими)
8. Название циновок, покрывающих пол. (Татами)
9. Какую воду в банях предпочитают японцы:
холодную, горячую или теплую? (Горячую)
10. Чайные домики носят название. (Тясицу)
11. Сейчас в Японии новобрачные обмениваются
кольцами по-европейски. Чем обменивались раньше
японские новобрачные? (Троекратно чашечками
сакэ)
12. Как японцы называют свою страну? (Ниппон или
Нихон)
13. Тип воспроизводства населения. (Первый)
14. Выращивание карликовых деревьев. (Бонсай)
15. На каком острове расположен город Токио? (остров
Хонсю)
16. Тип хозяйства Японии. (Постиндустриальный)
17. Название экспресса, соединяющего все острова
Японии. (Хикари – свет)
18. Самый северный из четырех крупных островов
Японии. (Хоккайдо)
19. Крупнейший город острова Хоккайдо. (Саппоро)
20. Пролив, отделяющий Хоккайдо от Курильских
островов. (Кунаширский)
Вопросы 2 команде:
1. Основное направление хозяйства на японских
островах в V веке стало… (Рисосеяние)
2. Японская система верований. (Синтоизм)
3. Имя императора Японии первого из династии
японских императоров. (Дзиму-тэнно)
4. Сословие, признавшее (1192 – 1333 г.г.) “военную
доблесть” основой общества. (Самураи)
5. Процедура убийства самураев. (Харакири)
6. Обычай, по которому вассал в случае смерти
сюзерена – покровителя следовал за ним в могилу. (Дзюнси)
7. Любование цветами. (Ханами)
8. Любование снегом. (Юкими)
9. Название общественных бань. (Сэнто)
10. Священная книга японцев. (Кодзики)
11. Название палочек, которыми едят рис. (Хаси)
12. Строго расписанный ритуал чаепития. (Тяною)
13. Какой жест при встрече друзей отсутствует у
японцев? (Рукопожатие)
14. Столица Японии. (Токио)
15. Красивое письмо тушью при помощи палочки. (Каллиграфия)
16. Южный остров из четырех крупнейших. (Кюсю)
17. Пролив, отделяющий остров Хоккайдо от острова
Сахалин. (Пролив Лаперуза)
18. Как называют японских ныряльщиц за жемчугом? (Морские
ама)
19. Денежная единица Японии. (Йена)
20. Как переводится слово каратэ? (Борьба без
оружия)
Подведение итогов, награждение победившей команды.
Учитель. Несмотря на то, что выиграла сегодня одна из команд, проигравших нет, потому что мы все сегодня узнали много нового.
Литература:
Энциклопедия “Я познаю мир” Страны и народы, издательство Москва АСТ, 1997 г., с.214-229.