Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературы

Разделы: Начальная школа


Активизация мыслительной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем. Это закономерно, так как ученье –  ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающие поколение к жизни, к труду.

Познавательный процесс востребует определенные операции: сопоставление, анализ, выделение существенных признаков и др. Однако, этот процесс не проходит сам по себе. С психологической точки зрения он требует определенного возбуждения мышления, умственной активности учащихся. Толчком к мышлению выступают возникшие на основе восприятия познавательные задачи, парадоксальные положения, удивления и т.д. Вопросы “Что?”, “Почему?”, “По какой причине?” побуждают ученика к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям. Но для мыслительно-познавательного процесса важны не только эти вопросы. Нужен материал (факты, примеры, наблюдения).

Специфика проблемных ситуаций на уроках литературы

Применение проблемных ситуаций в обучении полезно, необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления.

У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного потолка творческого развития.

Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума возможного для него.

На уроках литературы проблемными являются задания по выявлению новых фактов, явлений, использования приема сравнения, формирование оценочного суждения, установления причинно-следственных связей и др.

В практике, работая по литературному образованию с первого класса, я начинаю использовать проблемные ситуации с изучения устного народного творчества. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, способность сопереживанию, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.) рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Работая в первом классе над сказкой “Петушок –   золотой гребешок”, анализируя эту сказку перед детьми, ставлю следующую проблемную ситуацию: “Почему петушок не послушался кота и дрозда и выглядывал в окошко?” И ребята по ходу беседы выражали различные варианты решения этой проблемы.

Во втором классе, работая в эпическом жанре, где особенностью жанра является: тема, проблема, конфликт. Так важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции. Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста и через проблемные задачи, решаемые детьми.

Сравним два вопроса к рассказу Н. Артюховой “Трусиха”:

1. Как поступили ребята, услышав, что Лохмач сорвался с цепи? А как поступила Валя?

2. Почему Валя выбежала навстречу псу?

Первый вопрос хотя и настраивает не сравнение поведения Вали и ребят, но на уровне констатации факта. Второй вопрос требует размышления, оценки мысли ученика, направленной на решение проблемной ситуации, он решает эту проблему, опираясь на свой жизненный опыт, на знание ситуации.

Задавая вопросы, требующие размышления, учитель создает речевую ситуацию, побуждает ребенка к высказыванию. В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать других людей.

Работу над стихотворением Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы” я начинаю следующим образом: на этапе работы над языком произведения знакомлю учащихся с теми изобразительными средствами, с помощью которых автор рисует деда Мазая, человека доброго, влюбленного в свой “болотистый, низменный” край, во все живое вокруг.

С этой целью выясняем, за что дед Мазай осуждал своих односельчан. Дети высказывают различные мнения и суждения на этот проблемный вопрос:

–  Понравился ли вам дед Мазай? Почему?

В своих ответах дети выражают свое мнение об этом главном герое. Дети подчеркивают, что дедушка очень добрый, хорошо знает повадки зайцев, любит их, помогает им в беде. Животных надо не только любить, но и помогать им в беде, как это делал дед Мазай.

Задача литературного образования – это значительность работы по формированию творческого читателя, умеющего не просто извлекать информацию из прочитанного, а воспринимать художественное произведение адекватно авторскому замыслу. И проблемные ситуации на уроках литературы служат одним из источников формирования творческого читателя.

В процессе изучения пейзажной лирики в произведениях: А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, А Фета, С. Есенина и т.д. При постановке проблемной ситуации, задачи, нужно учитывать, что пейзажное стихотворение отражает не событие, а душевное переживание, настроение человека, для постижения которого необходимо достаточно развитое воображение и способность сопереживать.

Так, при работе над стихотворением Ф. Тютчева “ Есть в осени первоначальной”…, проблемная ситуация была следующей: “ Представьте себе картину, которую автор показывает нам в своем произведении”. Для того чтобы решить эту проблему, чтецу необходимо при чтении представить себе то, о чем он читает.

Решение ситуации очень увлекло второклассников. Они старались представить себе картины природы, описанные автором. Работа была живой, увлекательной, творческой, ибо дети находились под обаянием поэта, в мире его образов, а не просто механически перечитывали уже знакомое произведение.

Следующая проблемная задача –  определение душевного состояния, настроения поэта. Как правило, ответы младших школьников на эту проблемную задачу основываются на догадке. Причина этого – в сложности задания. Действительно, трудно, не имея достаточного эмоционального и эстетического опыта, определить настроение автора, которое к тому же выражается подчас опосредованно.

Между тем, решение этой задачи очень важно, так как необходимо учить детей видеть авторское отношение к изображаемому и на этой основе формировать способность сопереживать прочитанному. Не отвергая догадку, чутье, интуицию, нацеливаем детей на анализ слов, выражающих настроение.

Так, перечитывая стихотворение Ф. Тютчева “ Есть в осени первоначальной…”, дети выделили слова, передающие настроение: “ дивная пора, день как бы хрустальный, лучезарны вечера; простор везде; льется чистая и теплая лазурь”.

Помогаю детям выбрать точные слова, определяющие настроение поэта: ясное, радостное, спокойное, светлое.

И итогом этой работы было выразительное чтение стихотворения детьми.

Еще хотелось бы отметить работу над пейзажной лирикой С. Есенина. Пейзажная лирика является важной и наиболее интересной частью всего его творчества, где центральной всегда была тема Родины. Родина для поэта – прежде всего деревня, и пейзаж в его стихах – сельский. Через всю лирику проходят образы березы, клена, дороги – это мир большой природы, мир большой природы, мир разнообразных человеческих чувств.

Стихотворение “ Нивы сжаты, рощи голы” детей знакомим с этим произведением в одно время с отрывком из пушкинской “Осени”, сравниваем пушкинские и есенинские картины осени.

Во вступительной беседе используем фрагменты музыкальных осенних пейзажей (П. И. Чайковского, А. Вивальди). Настроив детей таким образом, даю проблемный вопрос: "Какое же настроение передается поэтами?" И ответить, т.е. решить проблемную ситуацию, дети смогут в процессе анализа и перечитывания стихотворений. Здесь же подчеркивается мелодичность есенинского стиха, сравнивая его с музыкальными пейзажами. Цель сравнения – выявить наиболее близкий по настроению и звуковому оформлению пейзаж.

И здесь дается еще один проблемный вопрос: "Можно ли есенинские строки сравнить с музыкой П. И. Чайковского, А. Вивальди?"

И в результате размышлений и рассуждений дети приходят к выводу, что можно.

В третьем классе работа над проблемными ситуациями на уроках литературы идет более глубокая. Работе над проблемной ситуацией может быть отведен целый урок, и по своему типу - это урок-диалог, на котором происходит столкновение разных точек зрения на какую-то ситуацию, какое-то явление. Или урок-размышление, на котором одна проблема: предательство, трусость.

Хочется еще отметить, как решались проблемные ситуации по произведению Л. Н. Толстого “Кавказский пленник” –  единственному из произведений русской классической литературы, входящему в программу по литературному образованию в четвертом классе, созданному специально для детей.

Л. Н. Толстой убежден, что самое прекрасное в человеке – это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью. Мешают же любви разного рода социальные предрассудки, национальные преграды, собственность и жажда богатства, неравенство, охраняемое государством и порождающее стремление к ложным ценностям, чинам, карьере, и многое другое, что взрослым людям кажется привычным и нормальным.

Л. Н. Толстой, обращаясь к детям, хочет сказать им правду, научить отличать добро от зла, помочь им следовать добру.

И на основе этого я ставлю перед детьми на уроках такие проблемные ситуации, решив которые дети могли бы понять весь замысел автора, четко разграничить прекрасное и безобразное, отличить добро от зла, восхищаться идеалом прекрасного человека.

Уже во вступительном слове проблемной ситуации нужно направить внимание учеников на основные нравственные вопросы, которые ставит в своем рассказе писатель и которые важны для сегодняшних детей.

Центральная тема второго урока - Жилин и Костылин.

Проблемный вопрос на этом уроке: "Почему Жилин попал в плен?"

Это вопрос дает возможность, во-первых, проникнуть в смысл рассказа и понять мысли Л. Н. Толстого о человеке, во-вторых, развить воображение учащихся, в-третьих, понять человеческий характер, мотив поступка, мысли и чувства героев произведения.

Во второй главе, где тоже противопоставлены герои, достаточно создать следующую проблемную ситуацию: “ Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?”

В следующей главе актуальным будет следующий проблемный вопрос: “ Почему побег не удался?”

Ребята видят, что храбрость не в том, чтобы безумно презирать опасность, а в активном поиске выхода, в умении предвидеть и использовать все, что может помочь осуществлению замысла, в выборе нужного момента и решительности действий.

И в заключениие работы над этим произведением на обобщающем уроке, ставлю проблемную ситуацию перед детьми, так почему произведение Л. Толстого называется “Кавказский пленник”, а не “Кавказские пленники”?

В результате обсуждений и рассуждений эта проблема детьми решается.