Тема: Давайте говорить друг другу комплименты.
Цели урока:
- Обучающая: работать над речевым этикетом: составлять комплименты, познакомить с употреблением похвальных слов, отличать похвалу от лести.
- Воспитывающая: воспитывать уважение к окружающим, чувство собственного достоинства.
- Развивающая: развитие речи: обогащение словаря, усиление коммуникативных свойств речи.
Оборудование:
- аудиозаписи (музыка Моцарта, басня И.А.Крылова “Ворона и лисица”, песня Б.Окуджавы “Пожелание”);
- рисунки (иллюстрация к басне И.А.Крылова “Ворона и лисица”, рисунок солнца);
- карточки со словами, раздаточный материал (текст рассказа Циферова “Музыкант”);
- видеозапись (мультфильм “Влюбчивая ворона”);
- учебник для 3-го класса 4-х летней начальной школы “Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках” под ред. Т.А. Ладыженской (М. “Просвещение, 2001 г.);
- тетради.
1. Орг. момент.
2. Вводная часть.
– Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. Какие вежливые слова вы использовали?
– Я рада вас видеть. Вы очень хорошо выглядите, умеете прекрасно работать.
Можно ли это назвать приветствием? Почему? Что же это?
Комплимент – любезные, приятные слова, похвала.
Тема урока: Комплимент. Сегодня вы научитесь составлять комплименты, отличать похвалу и лесть.
3. Работа над новым материалом.
– Какие слова можно использовать, когда говорят комплименты? (Ответы детей)
На доске появляются слова:
Великолепный, обаятельный, дивный, очаровательный, прелестный нежный, чудесный красивый.
– Вообразите, что вы на концерте музыканта (звучит аудиозапись Моцарт “Концерт для скрипки”). Какой комплимент вы сказали бы музыканту? Прочитаем рассказ о музыканте.
“Музыкант” Т.Циферов
Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:
– Добрый вечер, маленький сударь!
– Добрый вечер,– удивился Моцарт.
Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок…и заиграл…
Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул:
– Какая прелесть! Никто в нашем городе не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!
– А что же вам мешает, маленький сударь?– спросил Сверчок.– По-моему, у вас есть и слух, и сердце.
– Кто герои этого рассказа? Почему рассказ назван “Музыкант”? Какие слова сказал юный Моцарт Сверчку? Можно ли это назвать комплиментом? Почему? А какой ещё комплимент звучит? Кто его говорит? Почему это комплимент?
Разыграем ситуации, где надо произнести комплимент и ответить на него. (Работа по учебнику, стр. 110). Подготовьте ситуации в парах.
– Послушаем ваши комплименты.
4. Физминутка.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем. (Звучит музыка)
5. Работа по сопоставлению комплиментов и лести.
(Иллюстрация к басне И.А.Крылова “Ворона и лисица”.)
– К какому произведению иллюстрация?
– Давайте послушаем эту басню. (Аудиозапись басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”.)
– Откройте текст басни в книгах. Найдите и прочитайте слова, которые говорит лиса вороне. Можно ли это назвать похвалой? Почему? С помощью, каких слов хвалит лисица ворону? Какую цель преследует лисица? Это настоящая, добрая похвала? А что же это?
Лесть – неискренняя похвала, которая произносится из каких-то корыстных целей.
Узнайте, где похвала, а где лесть:
Видя Белоснежку, гномы воскликнули:
– Какой прелестный ребёнок!
– Какая красивая маленькая девочка!
– Как, Милый Петушок, поёшь ты громко важно!
А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно…
Очаровательная Золушка!
Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты
такая добрая и трудолюбивая!
И лиса запела:
Петя, Петя, Петушок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
– Где лесть, а где похвала?
Просмотр части мультфильма “Влюбчивая Ворона” (встреча вороны и зайца).
– Что произносит Ворона? Как от её слов меняется Заяц?
6. Обобщение знаний по теме.
– Посмотрите на солнышко. (Рисунок солнца.) Какое оно? Давайте посмотрим сценку, как о солнышке говорят разные люди. (Сценка.)
“Солнце – монетка”,– скупой проворчал.
“Нет, сковородка”,– обжора вскричал.
“Нет, каравай”,– хлебопёк произнёс.
“Компас”,– сказал убеждённо матрос.
“Солнце – звезда!”– астроном объяснил.
“Доброе сердце!” – мечтатель решил.
– Какие слова являются комплиментом солнцу? Почему? Когда мы говорим комплименты? Зачем? Напишите комплименты своим друзьям. Кто хочет произнести свой комплимент?
(Звучат слова, обращённые к детям.)
– Мой ученик! Сколько тепла и добра я получаю от общения с тобой!
– Мой мудрый ученик! Твоё желание учиться безмерно, а стремление к творчеству безгранично!
– Мой терпеливый ученик! С какой стойкостью воспринимаешь ты поток информации, обрушившийся на тебя!
– Мой благородный ученик! Как легко ты умеешь забывать обиды. Как великодушен, ты бываешь! Оставайся таким же мудрым, терпеливым, благородным, мой ученик!
(Звучит песня Булата Окуджавы “Пожелание”.)
– Как назвать обращение к вам? Почему?
– Спасибо! Урок окончен.