Урок риторики "Давайте говорить друг другу комплименты"

Разделы: Начальная школа


Тема: Давайте говорить друг другу комплименты.

Цели урока:

  • Обучающая: работать над речевым этикетом: составлять комплименты, познакомить с употреблением похвальных слов, отличать похвалу от лести.
  • Воспитывающая: воспитывать уважение к окружающим, чувство собственного достоинства.
  • Развивающая: развитие речи: обогащение словаря, усиление коммуникативных свойств речи.

Оборудование:

  • аудиозаписи (музыка Моцарта, басня И.А.Крылова “Ворона и лисица”, песня Б.Окуджавы “Пожелание”);
  • рисунки (иллюстрация к басне И.А.Крылова “Ворона и лисица”, рисунок солнца);
  • карточки со словами, раздаточный материал (текст рассказа Циферова “Музыкант”);
  • видеозапись (мультфильм “Влюбчивая ворона”);
  • учебник для 3-го класса 4-х летней начальной школы “Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках” под ред. Т.А. Ладыженской (М. “Просвещение, 2001 г.);
  • тетради.

1. Орг. момент.

2. Вводная часть.

– Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. Какие вежливые слова вы использовали?

– Я рада вас видеть. Вы очень хорошо выглядите, умеете прекрасно работать.

Можно ли это назвать приветствием? Почему? Что же это?

Комплимент – любезные, приятные слова, похвала.

Тема урока: Комплимент. Сегодня вы научитесь составлять комплименты, отличать похвалу и лесть.

3. Работа над новым материалом.

– Какие слова можно использовать, когда говорят комплименты? (Ответы детей)

На доске появляются слова:

Великолепный, обаятельный, дивный, очаровательный, прелестный нежный, чудесный красивый.

– Вообразите, что вы на концерте музыканта (звучит аудиозапись Моцарт “Концерт для скрипки”). Какой комплимент вы сказали бы музыканту? Прочитаем рассказ о музыканте.

“Музыкант” Т.Циферов

Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:

– Добрый вечер, маленький сударь!

– Добрый вечер,– удивился Моцарт.

Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок…и заиграл…

Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул:

– Какая прелесть! Никто в нашем городе не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!

– А что же вам мешает, маленький сударь?– спросил Сверчок.– По-моему, у вас есть и слух, и сердце.

– Кто герои этого рассказа? Почему рассказ назван “Музыкант”? Какие слова сказал юный Моцарт Сверчку? Можно ли это назвать комплиментом? Почему? А какой ещё комплимент звучит? Кто его говорит? Почему это комплимент?

Разыграем ситуации, где надо произнести комплимент и ответить на него. (Работа по учебнику, стр. 110). Подготовьте ситуации в парах.

– Послушаем ваши комплименты.

4. Физминутка.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем. (Звучит музыка)

5. Работа по сопоставлению комплиментов и лести.

(Иллюстрация к басне И.А.Крылова “Ворона и лисица”.)

– К какому произведению иллюстрация?

– Давайте послушаем эту басню. (Аудиозапись басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”.)

– Откройте текст басни в книгах. Найдите и прочитайте слова, которые говорит лиса вороне. Можно ли это назвать похвалой? Почему? С помощью, каких слов хвалит лисица ворону? Какую цель преследует лисица? Это настоящая, добрая похвала? А что же это?

Лесть – неискренняя похвала, которая произносится из каких-то корыстных целей.

Узнайте, где похвала, а где лесть:

Видя Белоснежку, гномы воскликнули:

– Какой прелестный ребёнок!
– Какая красивая маленькая девочка!

– Как, Милый Петушок, поёшь ты громко важно!

А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно…

Очаровательная Золушка!
Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая!

И лиса запела:
Петя, Петя, Петушок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!

– Где лесть, а где похвала?

Просмотр части мультфильма “Влюбчивая Ворона” (встреча вороны и зайца).

– Что произносит Ворона? Как от её слов меняется Заяц?

6. Обобщение знаний по теме.

– Посмотрите на солнышко. (Рисунок солнца.) Какое оно? Давайте посмотрим сценку, как о солнышке говорят разные люди. (Сценка.)

“Солнце – монетка”,– скупой проворчал.

“Нет, сковородка”,– обжора вскричал.

“Нет, каравай”,– хлебопёк произнёс.

“Компас”,– сказал убеждённо матрос.

“Солнце – звезда!”– астроном объяснил.

“Доброе сердце!” – мечтатель решил.

– Какие слова являются комплиментом солнцу? Почему? Когда мы говорим комплименты? Зачем? Напишите комплименты своим друзьям. Кто хочет произнести свой комплимент?

(Звучат слова, обращённые к детям.)

– Мой ученик! Сколько тепла и добра я получаю от общения с тобой!

– Мой мудрый ученик! Твоё желание учиться безмерно, а стремление к творчеству безгранично!

– Мой терпеливый ученик! С какой стойкостью воспринимаешь ты поток информации, обрушившийся на тебя!

– Мой благородный ученик! Как легко ты умеешь забывать обиды. Как великодушен, ты бываешь! Оставайся таким же мудрым, терпеливым, благородным, мой ученик!

(Звучит песня Булата Окуджавы “Пожелание”.)

– Как назвать обращение к вам? Почему?

– Спасибо! Урок окончен.