Использование электронных таблиц в образовательном процессе

Разделы: Информатика


Ход урока

Объявление цели и плана урока.

Иметь дело с обширными таблицами приходится во многих областях жизни. В частности, это относится ко всем видам финансовой и учетной деятельности. Способность электронных таблиц быстро и точно производить автоматические вычисления используют не только бухгалтеры. Без электронных таблиц не обходятся участники бирж, руководители брокерских контор, банков и другие финансовые менеджеры. С помощью электронных таблиц можно моделировать реальные ситуации и оценивать получающиеся результаты. Итак, давайте посмотрим, кто и с какой целью в нашей гимназии может использовать электронный таблицы.

Задача 1. Бухгалтер ежемесячно вручную рассчитывает зарплату работнику школы. Как можно, используя электронные таблицы, автоматизировать этот процесс, зная исходные данные о количестве рабочих дней, количество дней больничного листа, сколько оплачивается работнику полный рабочий день, больничный лист, является ли он членом профсоюза, подоходный налог.

Коллективное решение задачи на доске.

Решение.

  A B C D E F G H
1 Фамилия И.О. Р/д б/д стоимость 1 дня всего за р/д бол. лист Всего за б/л
2 1. Иванов А.А. 20 5 =1200/С2 =(С2-D2)*E2 60% =D2*E2*0,6
3 2. Петров В.В. 20 0 =1500/С3 =(С3-D3)*E3 100% =D2*E2

 

I J K L
подоходный налог член профсоюза профсоюз Всего
=(F2+H2)*0,13 да =(F2+H2)*0,01 =(F2+H2)-I2-K2
=(F3+Н3)*0,13 нет   =(F3+H3)-I3-K3

Вопросы:

  1. В каких ячейках содержатся основные данные? (Выделены желтым.)
  2. Какие ссылки используем при решении данной задачи? (Относительные ссылки используются в формуле для указания адреса ячейки, вычисляемого в относительной системе координат с началом в текущей ячейке. Относительные ссылки имеют вид: А1, В1 и т.п.)
  3. Что значит абсолютная ссылка? (Абсолютная ссылка используется в формуле для указания адреса ячейки, вычисляемого в абсолютной системе координат и не зависящего от текущей ячейки. Вид: $A1, A$1, $A$1.)
  4. Что произойдет, если мы поменяем одно из основных данных? (Производные данные автоматически пересчитаются во всех ячейках.)

На уроках математики учащиеся строях графики различных функций. С помощью электронных таблиц можно построить график функции, причем зачастую достаточно сложные. Графики, созданные с помощью электронных таблиц могут стать украшением вашего реферата, доклада, выступления и т.п.

Четверо учащихся выполняют задания по карточкам на компьютере.

1 карточка.

Используя ЭТ, построить график функции f(x) = 3х5 – 5х3 + 2 на интервале [–1,5; 1,5] с шагом 0,1.

Ответ: см. рисунок 1.

Рис. 1

2 карточка.

Используя ЭТ, построить график f(x)=cos2 x – cos x функции на интервале [–7; 7] с шагом 0,2.

Ответ: рисунок 2.

Рис. 2

Весь класс выполняет задания самостоятельно в тетради.

1. Записать арифметическое выражение в ЭТ: .

  1. 2/3^2-13-6/2*4
  2. (2/3)^2-13-6/2*4
  3. 2/3^2-(13-6)/2*4
  4. 2/3^2 –(13-6)/2/4
  5. (2/3)^2-(13-6)/2*4

Ответ: 4. 2/3^2 –(13-6)/2/4.

2. Дан фрагмент ЭТ, в режиме отображения формул. Содержимое ячейки С2 было скопировано в ячейки С3, С4 и D2. Затем содержимое ячейки С2 было очищено. Какая формула была в ячейке С2 раньше?

1.=$B1+A1

2. =$C1+B1

3. =$C1+A1

4. =$B1+C1

5. =$C2+C1

    C D
1    
2   =$C1+C1
3 =$C2+B2  
4 =$C3+B3  

Ответ: 2. =$C1+B1

3. Дан фрагмент ЭТ, в режиме отображения формул. Какие значения будут высвечиваться в клетках D4; E5; E3 и C5 в режиме отображения значений, если в них будет скопировано содержимое клетки С3?

  A B C D E
1          
2   2      
3     =B2^2    
4          
5          

Ответ: D4=16; E5=256; E3=0; C5=0 (=C3^2, = D4^2, =D2^2, = B4^2).

4. Дан фрагмент таблицы, содержащей сведения о выручке трех магазинов за три дня. Была построена диаграмма (рис. 3) с областями (расположение данных – в строках). Требуется установить соответствие между областями А, В, С и магазинами.

  A B C D
1 Маг1 10 20 30
2 Маг2 30 10 20
3 Маг3 20 50 10

Рис. 3

Ответ: А – маг3, В – маг2, С – маг1. На диаграмме В, С, D соответствуют цифровые обозначения 1,2,3 на оси ординат. Значения по оси абсцисс получаются сложением соответствующих величин.

5. На диаграмме (рис. 4) типа “стандартная с накоплением” представлены объемы продаж бытовой техники магазинами “Вега”, “Марс”, “Сатурн” за два месяца. Определить, на сколько процентов возрос объем продаж в магазинах, если в первый месяц магазинами было продано 20, 40 и 100 единиц техники соответственно. Рост объема продаж происходит одинаково для всех магазинов.

  1. на 100%
  2. на 50%
  3. на 25%
  4. на 150%
  5. на 1,5%

Рис. 4

Ответ: 2. на 50%

Проверка правильности выполненной работы, один учащийся на оценку, остальные выставляют себе оценку самостоятельно. Подведение итогов работы за компьютером, ребята демонстрируют распечатанные графики функций.

Учитель в своей деятельности может применять электронные таблицы для автоматизации подсчета результатов контрольных, проверочных, тестовых работ учащихся, представление результатов в виде диаграмм.

Работа по группам.

Задача 2. Группа учащихся писала тест, результаты которого представлены в таблице (тест содержал пять блоков по 10 вопросов в каждом, см. таблицу ниже). Баллы начислены за правильные ответы. Сводную таблицу результатов занесли в Excel. Помогите преподавателю, составив алгоритм, автоматически обработать данные. Полученная таблица должна автоматически решать следующие подзадачи:

  1. Подсчитать, сколько баллов набрал за весь тест каждый ученик.
  2. Определить максимальный результат (в баллах) по всему тесту, показанный учениками группы.
  3. Определить средний балл для всей группы учащихся по каждому блоку и по всему тесту.
  4. Выдать фамилии учеников, набравших максимальный балл.
  5. По таблице, полученной в п.1 построить гистограмму.

(Если в компьютерном классе есть мультимедийный проектор, то желательно при решении этой задачи вывести на экран данную таблицу. См. Приложение1.)

Ответ: Алгоритм:

  1. В ячейку H2 поместить формулу: =CУММ(C2:G2).
  2. Копируем формулу в ячейки Н3 – Н19.
  3. В ячейку С21 поместить формулу: =МАКС(H2:H19).
  4. В ячейку С20 поместить формулу: = СРЗНАЧ(C2:C19).
  5. Копируем формулу в ячейки D20 – H20.
  6. В ячейку С20 поместить формулу: =ЕСЛИ($C$21=H2;B2;"").
  7. Копируем формулу в ячейки I3 - I19.
  8. Строим диаграмму: Вставка – Диаграмма – Гистограмма – Далее – Диапазон (=$H$2:$H$19) – Готово.
  A B C D E F G H I
1 Фамилия, имя Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4 Блок 5 Сумма Лучший результат
2 1 Агафошкина Т. 5 7 6 9 3    
3 2 Алексеев А. 4 6 8 6 9    
4 3 Афонин А. 5 4 3 5 6    
5 4 Бородин А. 3 5 6 7 3    
6 5 Бучковский Е. 4 5 7 2 9    
7 6 Войтова А. 3 5 7 8 9    
8 7 Деулин Е. 5 6 2 6 8    
9 8 Духнич В. 4 5 8 6 2    
10 9 Заруцкий Г. 4 6 2 3 9    
11 10 Иванов М. 5 7 4 6 7    
12 11 Ковальчук В. 3 7 3 9 6    
13 12 Каткова Ю. 4 6 3 7 9    
14 13 Мосейчук В. 3 5 7 7 9    
15 14 Писчаскина А. 3 7 5 4 2    
16 15 Прашкевич А. 2 9 6 4 2    
17 16 Рыбакова А. 2 5 6 8 9    
18 17 Сорокина Е. 6 4 9 5 9    
19 18

Шабарова О.

4 5 2 5 7    
20 Средний балл            
21 Максимальный результат  

Итак, мы с Вами сегодня разобрали только три аспекта применения электронных таблиц, на самом деле их гораздо больше. Используя электронные таблицы, программисты создают обучающие программы, тесты и тд.

Домашнее задание.

Задача. Предположим, что директору гимназии за месяц поступили заявки на приобретение различных предметов, представленных в таблице:

  A B C D E F
1 Поступления: Заработано: Выделено: Спонсорская помощь: Всего:  
2   0 р. 0 р. 0 р.    
3     Кол-во: Цена за штуку (кг): Стоимость:  
4 Необходимо купить: порошок 10 11 р.    
5   лампочки 70 9 р.    
6   гвозди 3 23 р.    
7   бумага 3 130 р.    
8   бумага 2 55 р.    
9 Купить в ближайшее время скоросшиватель 10 3 р.    
10   жидкое стекло 1 20 р.    
11   клей ПВА 2 20 р.    

Внести в выделенные ячейки формулы подсчета: Е2 – сумма поступлений, E4-E11 – стоимость покупки, F4-F11 можно ли приобрести (денег хватает – можно, иначе – нельзя).

Оценки за работу на уроке.