Разработка урока обобщения и закрепления знаний для 5-го класса на тему: "Прикладное программное обеспечение"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • подвести итог определенного периода изучения информатики;
  • развивать компьютерную грамотность, познавательную активность учащихся;
  • воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению;
  • формировать навыки работы в группе.

Урок проводится в 5-м классе. К моменту проведения урока учащиеся должны знать, что такое информационные процессы, основные способы получения информации, основные части компьютера, уметь работать в текстовом и графическом редакторах, с электронными таблицами.

Перед уроком класс делится на 2 группы. Каждой группе выделяется набор карточек с цифрами от 0 до 4.

Оснащение и методическое обеспечение урока:

  • компьютерный класс;
  • программное обеспечение: Paint, Word Pad, Excel;
  • карточки с заданиями;
  • тест: “Информатика в стихах”;
  • доска, маркер.

Методы работы:

  • словесный (беседа);
  • наглядный (демонстрация учебного материала);
  • самостоятельная (работа с тестом);
  • практическая (работа на компьютере).

Используемая литература:

  • И.Семакин и др. Базовый курс для 7–9-х классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний,1999 г.
  • И.Б. Мылова Информатика в младших классах Центр РАО,1994 г.

Конспект урока: “Прикладное программное обеспечение”

Учитель: У нас сегодня необычный урок – урок обобщения ваших знаний. Мы вспомним темы которые изучали, а именно “Текстовый редактор Word Pad”, “Графический редактор Paint”, “Электронные таблицы Excel”. Работать будем группами. Я буду задавать вопросы, за каждый верный ответ команды получают 1 балл.

Задание 1. Сколько примеров деятельности робота приводится в стихотворении.

Знают дети всего мира:
Робот – умная машина.
Может он решать задачи.
Может он писать стихи.

Может робот печь печенье,
Может и варить варенье,
Может делать он детали,
Может песни сочинять.

В космос отправлять ракету,
Заворачивать конфету,
Управлять автомобилем,
Может в шахматы играть.

Знают дети на планете –
Робот может все на свете,
Если умную программу
Ты умеешь составлять.

Ответ: 10.

Учитель: На уроках информатики мы учимся грамотно работать с информацией, знаем, что такое информационные процессы. А что нам нужно для хранения информации? Информационные носители. Проверим хорошо ли вы разбираетесь в них.

Задание 2. Выставляются карточки (процессор, книга, грампластинка, дискета).

Учитель: Вот книга, процессор, грампластинка, дискета. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Все ли из перечисленного является информационными носителями?
  2. На каком из информационных носителей можно хранить звуковую информацию?
  3. Какой информационный носитель используется для хранения информации, полученной с помощью компьютера?
  4. Какой информационный носитель может хранить любую информацию, кроме звуковой.

Учащиеся используют для ответов карточки с цифрами от 0 до 4. Они поднимают карточки(ку) с номером надписей, соответствующих вопросу. Если нет правильных, поднимают 0.

Задание 3. Самым универсальным инструментом для работы с информацией в наше время является компьютер. А хорошо ли вы знаете, как он устроен?

Выставляются карточки (процессор, монитор, оперативная память, клавиатура).

  1. Назвать устройство для ввода информации?
  2. Куда попадает информация после обработки?
  3. Какое устройство в компьютере обрабатывает информацию?
  4. Как компьютер сообщает результат обработки информации?

Задание 4. Сейчас я вам выдам тест “Информатика в стихах” в нем 10 вопросов в стихотворной форме. Нужно каждому члену команды самостоятельно ответить на 1 вопрос и написать ответ на листочке. Затем команды поменяются листочками. Мы проверим ваши ответы. Количество баллов будет равно количеству правильных ответов.

Вопросы:

1.

Прошло с тех пор немало лет,
Когда свершилось чудо это.
Явился он на белый свет,
Кумир для всей планеты.
Сначала он умел считать,
Потом научился писать, рисовать,
Фильмы показывать, петь песни.
Общаться становится с ним интересней.
Скажите, пожалуйста, кто он такой
Наш всеумеющий герой. (Компьютер)

2.

Чтобы компьютером управлять,
Основные устройства надо знать.
Если знаете, для чего они нужны,
То поймете, как они все важны.

Напишите основные устройства компьютера и их функции.

(Монитор – вывод данных, клавиатура – ввод данных, системный блок – хранение и обработка данных.)

3.

Если 3 клавиши вместе прижать,
Компьютер работу сможет начать.
Загрузится сразу операционная система,
И компьютер справится с любой проблемой

Назовите эти клавиши. (Ctrl, Alt, Delete)

4.

Внимание! Проблема стоит на пути
Необходимо что-то нам ввести.
Компьютер говорит: “Работать не могу”.
Давайте, ребята, поможем ему.

Напишите, что необходимо ввести в компьютер, чтобы он завершил загружать операционную систему. (Пароль)

5.

Открывается перед нами “Рабочий стол”.
Чего мы только не увидим на нем.
А как открыть нам нужную папку?
Ответьте, ребята, на эту загадку.

(Двойной щелчек левой кнопкой мыши)

6.

Вот перед нами окно документа.
В правом углу мы найдем непременно
Умные клавиши – их только три.
Функции их, ты, скорей назови.

7.

Если вам текст напечатать придется.
Компьютер за эту работу возьмется.
Редактор лишь правильно выбрать надо
И не страшны вам любые преграды.

Напишите с помощью какого редактора можно напечатать текст. (Word Pad)

8.

Юным художником сможешь ты стать,
Если мышкой научишься управлять.
В этом редакторе возможно все.
Вам позавидовал бы сам Пикассо.

Напишите, в каком редакторе можно рисовать. (Paint)

9.

Терпеливо помогает инженеру и врачу,
Астроному, агроному, продавцу и скрипачу.
Все длиннющие расчеты выполняет в тот же час
Без ошибок, если школьник
Даст свой правильный приказ.

Написать с помощью, какой прикладной программы можно быстро решать однотипные задачи. (Excel)

10.

Долго за компьютером работать нельзя,
Пора расставаться с ним вам пришла.
Нам компьютер выключить нужно,
Как же это сделать можно?

Напишите последовательность выключения компьютера. (Пуск; Завершение работы; Завершить работу; ОК.)

Учитель: А теперь проверим, как вы умеете работать на компьютере. Проведем компьютерный лабиринт.

Задание 5. Буквенный лабиринт.

Предлагается 3 загадки и шифровка с отгадками. Необходимо набрать загадки с отгадками в Word Pad. Найти отгадки в шифровке (слова-отгадки разбросаны в шифровке по 1 букве). Оставшиеся буквы образуют сообщение о том, сколько баллов зарабатывает каждая команда.

Шифровка АЗБДДАЖСАЙУЛВТЬТЕСИПОСТСАВСУЙРЕПОТЯ

Загадки

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….. (Спасибо)

Из вежливости, не из жалости
Почаще говори….. (Пожалуйста)

В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще….. (Здравствуйте)

После исключения из шифровки всех слов останется “ДЕСЯТЬ”.

Задание 6. Числовой лабиринт

Командам предлагается две задачи и шифровка с ответами. Нужно решить и оформить задачи, используя Excel и найти ответы в шифровке (числа – ответы расставлены не по порядку). В шифровке есть две неизвестные цифры (на месте &). Максимальное число, составленное из этих цифр, и определяет количество баллов, которое заработает команда.

Задачи для числового лабиринта.

  • Расстояние до города составляет 20 км. Велосипедист едет со скоростью 1,5 км/ч. Сколько километров ему останется проехать до города через 6 часов. (11 км)
  • Решив изучать английский язык, Незнайка составил план. В первый день он решил выучить 5 слов, в каждый следующий – на 3 слова больше. Сколько он выучит за три дня. (24 слова)

Шифровка 4 & 1 &

Ответ для шифровки: 21.

Задание 7. Геометрический лабиринт.

Командам предлагается нарисовать в Графический редактор Paint как можно больше геометрических фигур, при этом используя как можно больше инструментов. Сумма количества фигур и числа использованных инструментов образуют баллы, которые получает команда.

Учитель: Итак мы с вами вспомнили все темы, которые изучили до сегодняшнего дня. Пора подводить итоги.

Подведение итогов; выставление оценок.

Предлагаю вашему вниманию Приложение “Информатика в стихах” с иллюстрациями.