Цели урока:
Образовательные:
- научить составлять текст, используя опорные слова по теме;
- используя различные разделы русского языка, познакомить со словарным словом "лебедь";
- использовать межпредметные связи.
Развивающие:
- развивать креативное мышление, память, речь, внимание, эмоции, чувство вкуса.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, сострадание;
- уважение к товарищам, ответственность;
- прививать любовь к классической музыке, живописи.
Оборудование:
- аудиозаписи классической музыки,
- репродукция картины М.Врубеля "Царевна-лебедь",
- рисунки с изображением водоплавающих птиц,
- листы бумаги для транскрипции слова.
ХОД УРОКА
1. Постановка целей к уроку.
Учитель: На занятии вам помогут знания, приобретенные на уроках чтения, окружающего мира, русского языка. Сегодня вы попытаетесь самостоятельно составить текст, это творческое задание. Будьте внимательны на уроке, постарайтесь работать не только голой, но и подключите свои чувства.
2. Психологический настрой на предстоящую работу.
Учитель: Вспомните, какие органы чувств помогают нам воспринимать окружающую действительность?
Дети: Органы зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Учитель: Когда вы услышите прекрасную музыку, подключите к работе все органы чувств и постарайтесь представить какую-нибудь картину.
Звучит Сен-Санс "Лебедь".
Комментарий учителя: Закройте глаза. Представьте летнее утро. Перед вами небольшое озеро, дует легкий ветерок, почувствуйте, как он ласкает ваше тело, пахнет водорослями, на небе – редкие облака, лучи солнца переливаются на воде, вы один, вам спокойно и легко. Вы уже хотите уходить, но вдруг замечаете как из зарослей камыша, вопросительно и гордо изогнув шеи, выплывают...
– Кто выплывает, кого вы представили?
Вероятно, дети дадут разные ответы. Необходимо остановиться на варианте: лебеди.
Учитель: Объясните, почему вам представились лебеди?
3. Закрепление знаний. Подготовительная работа.
а) Лексика. Фразеология.
Учитель:
Возле старого пруда
Много зрителей всегда.
Здесь, в тени густых ветвей,
Кормят дети лебедей.
Кормят белых птиц и черных,
Как из мрамора точеных.
Учитель: Постарайтесь определить лексическое значение слова "лебедь".
Дети: Лебеди – это птицы. Лебеди – водоплавающие, перелетные птицы.
Учитель: Что вы знаете о лебедях?
Дети: Возможные ответы:
- Занесены в Красную книгу, очень красивые, грациозные, чаще белые, реже – черные;
- дикие животные, любят свободу, встречаются в зоопарках, в паре лебеди верны друг другу.
Учитель: Когда люди верны и преданны друг другу, про их отношения говорят... Лебединая верность.
– Лебединая верность – это фразеологизм или устойчивое словосочетание.
– Какие еще фразеологизмы вы знаете?
Учитель: Образ лебедя в своих произведениях воплощали поэты, писатели, композиторы, художники. Приведите примеры.
("Лебединое озеро" П.И.Чайковский, "Лебедь" Сен-Санс, "Царевна-Лебедь" М.Врубель, "Дикие лебеди" Г.Х.Андерсен, "Гуси-лебеди", "Сказка о царе Салтане, сыне его славном Гвидоне, прекрасной Царевне-Лебеди" А.С.Пушкин.)
б) Фонетика.
Учитель: Как вы думаете, всегда ли написание слова соответствует его произношению?
Давайте проверим на слове "лебедь".
Учитель: Кто хочет сделать транскрипцию слова "лебедь"?
4– 5 человек выходят к доске, транскрипируют слово на заранее приготовленных листах бумаги. Остальные учащиеся пытаются самостоятельно выполнить это задание в тетрадях. Далее учитель предлагает классу проверить варианты транскрипции слова "лебедь". Дети выбирают правильный вариант, исправляют ошибки, выделяют сомнительные буквы в слове.
Лебедь – [ л`э б`и т` ]
в) Орфография.
Учитель: Мы выяснили, как произносится слово "лебедь", теперь узнаем, как оно грамотно записывается. Откройте учебники на странице "Словарь", найдите слово "лебедь".
– Что вы заметили?
Дети: Правописание и произношение слова расходятся. В слове "лебедь" две орфограммы.
Учитель: Запомните правописание слова. Запишите в тетрадях. Один ученик записывает слово на доске, ставит ударение, подчеркивает безударную гласную.
– Какая еще орфограмма встретилась в этом слове?
– Как проверить написание слова?
Запишите проверочное слово. Один ученик записывает на доске.
Словарь: лебедь – лебеди.
г) Морфология.
На доске записаны слова: осень, улетели, дожди, наступила, лебеди, льют.
Учитель: Разделите слова на группы, объясните признак деления.
Дети: Имена существительные: осень, дожди, лебеди. Глаголы: улетели, наступила, льют.
Учитель: Составьте предложения, используя существительные и глаголы.
Дети: Наступила осень. Льют дожди. Улетели лебеди.
Учитель: Можно ли назвать получившиеся предложения текстом? Почему?
Как называются такие предложения? (Распространенные или нераспространенные?)
Распространите предложения.
Дети: Наступила поздняя осень. Льют частые дожди. Улетели дикие лебеди.
Учитель: Какая часть речи помогла нам сделать предложения более интересными?
Запишите получившиеся предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
4. Составление текста по опорным словам.
Учитель: На доске записаны слова: рыбалка, дед Иван, карась, щука, камыши, лебеди, лебедята, сеть, крик, лапа, лодка, спасение, жизнь.
– По какому признаку можно объединить все слова?
Дети: Все слова – имена существительные.
Учитель: Как вы думаете, можно ли составить текст, используя предложенные слова, о чем или о ком он может быть?
Используя предложенные слова, устно составьте рассказ. Окончания у слов можно менять.
Устно дети составляют текст, учитель и ребята корректируют, предложенные варианты, обращая внимание на речевые ошибки.
Когда дети придут к единому варианту, можно предложить придумать заголовок. Все варианты заголовков учитель выписывает на доске.
За 10–15 минут до конца урока ученики записывают текст.
Приблизительный вариант рассказа:
Случай на рыбалке.
Ранним утром дед Иван отправился на рыбалку. Хорошо ловились караси и щуки. Вдруг в камышах дед заметил двух лебедей. Один лебедь сильно кричал. Его лапа попала в сети. Дед Иван подплыл к лебедю на лодке и спас его.
5. Проверка работы. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.