Тема: М.Пляцковский “Как утенок свою тень потерял”.
Цели урока: Вызвать у учащихся, соответствующий содержанию эмоциональный настрой, прогнозируя характер текста (прием антиципации). Организовать техническую подготовку посредством выполнения специальных упражнений, составленных на материале слов и выражений, взятых из текста. Органически сочетая задания аналитического и синтетического характера, подвести учащихся к пониманию идеи произведения, к осознанию позиции автора. Воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг к другу, интерес к авторским сказкам. Развивать речь, обогащать словарный запас.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. По названию определите жанр произведения. (Сказка.)
Кто главный герой?
Предположите, какой он по характеру? (Несмышленый, маленький, глупый.)
Как помогают нам упражнения при знакомстве с новым произведением? (Указывают на трудные слова, подсказывают темп чтения, объясняют значения некоторых слов.)
- Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
Раз-мыш-лял – размышлял.
Ря-дыш-ком – рядышком.
Пред-по-ло-жил – предположил.
Вы-дер-жа-ло – выдержало.
Ка-раб-ка-ет-ся – карабкается.
Под-пры-ги-ва-ет – подпрыгивает.
По-лу-чи-лось – получилось.
- Читай целыми словами.
Рад – радовал – обрадовал – обрадовался..
Здоров – здоровался – поздоровался..
Пугал – пугался – перепугался..
- Читай внимательно.
По пяткам – по пятам.
Поплыло – подплыло.
Услышали – услыхали
Поговорил – проговорил.
3. Предварительные вопросы
Что утенок искал?
Что он нашел?
Знакомство с произведением. (Чтение сказки по частям.)
Понравилась сказка? Ответьте на вопросы, поставленные перед чтением.
4. Работа по содержанию. (О.В. Кубасова “Любимые страницы”, учебник по литературному чтению, 2 класс, часть 2. Издательство “Ассоциация ХХ! век”. 2002 г.)
Посмотрите на картинки на страницах 117–118. В правильной ли последовательности они расположены?
Определите, какая из них лишняя?
А вот какой не хватает, мы узнаем чуть позже, рассматривая и соотнося ее с текстом.
Эту работу мы будем выполнять для того, чтобы подготовиться к пересказу.
1 картинка
Каким изображен утенок? Почему?
Обратите внимание на начало текста.
Какими словами автор сказал о действиях утенка? (Скучно, ковылял, зевал.)
2 картинка
Что “увидел” утенок?
А как сказал автор? (Заметил.)
Почему утенок обрадовался? (Тень ожила.)
3 картинка
С кем встретился утенок?
Что предложил козленок? (Гулять.)
Чем закончилась встреча?
Физ. минутка
Бабочки.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.
(Учащиеся имитируют движения бабочки по ходу текста.)
4 картинка
Найдите ту часть сказки, которая относится к пятой картинке. Четко определите границы. Прочитайте.
Какие слова помогают найти верный тон?
Чтение по ролям, придерживаясь интонации.
Как озаглавить эту картинку? (Утенок отказался дружить.)
5 картинка
Как почувствовало себя солнышко? Скажите словами из текста. (Стыдно, неловко.) А утенок?
7 картинка
Расскажите своими словами, что изображено на 7 картинке. Используйте прием звукоподражания.
8 картинка. Найдите в тексте, как автор использовал прием звукоподражания. Почему?
Какой картинки не хватает? (Словесное рисование.)
Драматизировать последнюю часть сказки.
5. Итог
- Что узнал главный герой этой сказки?
- Какую песню могли бы распевать друзья в конце сказки? Кто помнит слова, подпевайте!
- Звучит фонограмма “Если с другом вышел в путь…”
6. Домашнее задание: подготовить пересказ сказки.