Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: “Путешествие по стране Азбуке”

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • закреплять навыки детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных и восклицательных;
  • пробуждать интерес к слову;
  • развивать фонематический слух; формировать устную речь детей;
  • учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.

Реквизит:

  • разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки;
  • таблицы с предложениями, слоговая таблица;
  • нарисованное дерево, картинки с изображением животных, муляжи овощей и фруктов, индивидуальные картинки с загадками в виде бабочек и цветов, маска с изображением дятла.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от Буквоежки. Он приглашает нас к себе в гости, а живет Буквоежка в стране Азбуке. Но чтобы дойти до его домика, вам придется выполнить задания.

Чтобы попасть в эту страну, произнесем волшебные слова:

Ре – ре – ре нас ждет гномик на горе.

Ра – ра – ра начинается игра.

Вот мы и попали в страну Азбуку.

Ребята, давайте вспомним алфавит. Будем называть звуки по порядку.

(Дети называют звуки.)

Чем звуки отличаются  от букв?

Какие две буквы не обозначают звука?

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое красивое дерево и листья на нем необычные. Прочитаем, что же написано на них.

(Чтение трехбуквенных слов.)

шар сын рак
жар сыр лук
сон дом пух

Воспитатель: А теперь мы очутились на берегу реки, и перебраться через неё можно только на плоту. Но чтобы на нем переплыть, надо составить слова.

(Чтение слогов и составление слов на тему “домашние животные”.)

ко ба ки
ло ро ша
со ди вы
ли зы сы

Коровы – Собаки – Козы – Лошади – Лисы

 (Выставляются картинки с изображением этих животных.)

Какое слово лишнее? (Лиса)

Почему?

Чем отличаются домашние животные от диких?

Давайте вспомним загадки об этих животных. Можно и самим придумать.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились! А кто это между веточками дерева прыгает? Ребята, отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубе летом. (Белка)

Работа со словом.

Когда загадка отгадана, раздаются буквы слова “белка” пятерым детям. Слово составляется на фланелеграфе. Другие дети получают буквы У, А, П, производят замену и получают новые слова: булка, балка, палка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, белочка нам принесла еще одно задание.

(Чтение предложений по таблице.)

Как надо прочитать предложение, если в конце стоит точка?

Восклицательный знак?

Вопросительный знак?

Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и домик Буквоежки!

Буквоежка: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы откликнулись на мое письмо. Мне одному было очень скучно, и я пригласил вас в гости. У меня есть волшебная полянка там много цветов и бабочек, на них есть загадки. Кто хорошо почитает вслух, тому я подарю цветочек или бабочку.

На горе шумит,
а под горой молчит. (Лес)
Одежды себе не шью,
А ткань всегда тку. (Паук)
В лесу под березой – крошка,
Только шапка да ножка. (Гриб)
Много мастеров
Срубили избу без углов.
(Муравьи)
Зимой и летом
Одним цветом. (Ель)
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Муха)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
Разрешенья не спросил,
Подлетел и укусил. (Комар)
Много рук,
А нога одна. (Дерево)
Над цветком мелькает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Платье потерялось –
Пуговки остались.
(Рябина)
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

(Дети читают загадки вслух.)

Буквоежка: А сейчас немного поиграем.

Физминутка

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружили.

Игра “Дятел”

Дети рассаживаются по кругу. В центре стоит ребенок, изображающий дятла. Дети хором произносят скороговорку.

Дятел дерево долбит,
День-деньской нору дробит.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.

Когда дети замолкают, ребенок, изображающий дятла, говорит:

“Д – д – д …” – и бьет кулачком о кулачок. Затем дятлом становится другой, и игра повторяется.

Буквоежка: Ребята, а у меня есть волшебный мешочек. В нем овощи и фрукты. На ощупь отгадайте, какие в нем есть овощи или фрукты.

(Дети на ощупь достают муляж и из букв составляют его название.)

Буквоежка: Молодцы, ребята, мне очень понравилось с вами играть, а теперь пора вам в группу. Скажите волшебные слова:

Ра – Ра – Ра и закончилась игра.

Воспитатель: Вот мы и в группе. Молодцы, вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Что вам больше понравилось в нашем путешествии?

(Ответы детей.)