Задачи:
- закреплять навыки детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных и восклицательных;
- пробуждать интерес к слову;
- развивать фонематический слух; формировать устную речь детей;
- учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.
Реквизит:
- разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки;
- таблицы с предложениями, слоговая таблица;
- нарисованное дерево, картинки с изображением животных, муляжи овощей и фруктов, индивидуальные картинки с загадками в виде бабочек и цветов, маска с изображением дятла.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от Буквоежки. Он приглашает нас к себе в гости, а живет Буквоежка в стране Азбуке. Но чтобы дойти до его домика, вам придется выполнить задания.
Чтобы попасть в эту страну, произнесем волшебные слова:
Ре – ре – ре нас ждет гномик на горе.
Ра – ра – ра начинается игра.
Вот мы и попали в страну Азбуку.
Ребята, давайте вспомним алфавит. Будем называть звуки по порядку.
(Дети называют звуки.)
Чем звуки отличаются от букв?
Какие две буквы не обозначают звука?
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое красивое дерево и листья на нем необычные. Прочитаем, что же написано на них.
(Чтение трехбуквенных слов.)
шар | сын | рак |
жар | сыр | лук |
сон | дом | пух |
Воспитатель: А теперь мы очутились на берегу реки, и перебраться через неё можно только на плоту. Но чтобы на нем переплыть, надо составить слова.
(Чтение слогов и составление слов на тему “домашние животные”.)
ко | ба | ки |
ло | ро | ша |
со | ди | вы |
ли | зы | сы |
Коровы – Собаки – Козы – Лошади – Лисы
(Выставляются картинки с изображением этих животных.)
Какое слово лишнее? (Лиса)
Почему?
Чем отличаются домашние животные от диких?
Давайте вспомним загадки об этих животных. Можно и самим придумать.
(Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились! А кто это между веточками дерева прыгает? Ребята, отгадайте загадку:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубе летом. (Белка)
Работа со словом.
Когда загадка отгадана, раздаются буквы слова “белка” пятерым детям. Слово составляется на фланелеграфе. Другие дети получают буквы У, А, П, производят замену и получают новые слова: булка, балка, палка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, белочка нам принесла еще одно задание.
(Чтение предложений по таблице.)
Как надо прочитать предложение, если в конце стоит точка?
Восклицательный знак?
Вопросительный знак?
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и домик Буквоежки!
Буквоежка: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы откликнулись на мое письмо. Мне одному было очень скучно, и я пригласил вас в гости. У меня есть волшебная полянка там много цветов и бабочек, на них есть загадки. Кто хорошо почитает вслух, тому я подарю цветочек или бабочку.
На горе шумит, а под горой молчит. (Лес) |
Одежды себе не шью, А ткань всегда тку. (Паук) |
В лесу под березой – крошка, Только шапка да ножка. (Гриб) |
Много мастеров Срубили избу без углов. (Муравьи) |
Зимой и летом Одним цветом. (Ель) |
Вокруг носа вьется, А в руки не дается. (Муха) |
Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох) |
Разрешенья не спросил, Подлетел и укусил. (Комар) |
Много рук, А нога одна. (Дерево) |
Над цветком мелькает, пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка) |
Платье потерялось – Пуговки остались. (Рябина) |
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок) |
(Дети читают загадки вслух.)
Буквоежка: А сейчас немного поиграем.
Физминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружили.
Игра “Дятел”
Дети рассаживаются по кругу. В центре стоит ребенок, изображающий дятла. Дети хором произносят скороговорку.
Дятел дерево долбит,
День-деньской нору дробит.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Когда дети замолкают, ребенок, изображающий дятла, говорит:
“Д – д – д …” – и бьет кулачком о кулачок. Затем дятлом становится другой, и игра повторяется.
Буквоежка: Ребята, а у меня есть волшебный мешочек. В нем овощи и фрукты. На ощупь отгадайте, какие в нем есть овощи или фрукты.
(Дети на ощупь достают муляж и из букв составляют его название.)
Буквоежка: Молодцы, ребята, мне очень понравилось с вами играть, а теперь пора вам в группу. Скажите волшебные слова:
Ра – Ра – Ра и закончилась игра.
Воспитатель: Вот мы и в группе. Молодцы, вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Что вам больше понравилось в нашем путешествии?
(Ответы детей.)