Цели:
- дать понятие о парных звонких и глухих согласных, учить проверять их, показать их роль в речи;
- развивать фонематический слух, грамотную речь;
- воспитывать у детей чувство доброты, взаимопонимания, отзывчивости, учить дружить.
Эмоциональный настрой учащегося на урок.
– Выбрать гномика для нашего урока.
Звучит песня из к/ф “Кот Леопольд”.
– Дети, вам знакома песня?
– О ком она?
– Кто такой, кот Леопольд?
(Главный герой книги Анатолия Резникова.)
– К чему призывал кот Леопольд мышат?
На доске “РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО! (Хором прочитать)
– Как вы понимаете ЖИТЬ ДРУЖНО?
– Вот это станет девизом нашего урока. Жить дружно, работать дружно. Cогласны?
Постановка учебной задачи.
– И так у нас в гостях кот Леопольд.
– Дети, почему он пришел с домиком?
– Cегодня на уроке мы должны заселить в этот дом новых жильцов. А какие это будут жильцы, вы расскажете на уроке.
Кот
Котик – ласково
Котенок – детеныш Какие это слова? Почему?
Котята – несколько детенышей
– Составим в тетрадях звуковую схему слова Кот.
3 зв., 1 гл., 2 согл., 1 согл.
– Выделить последний звук [т].
– Какой он? Согласный, твердый, глухой?
Составим звуковую схему слова котик.
5 зв., 2 согл., 3 согл., 2 слога.
Выделить звук [ т *]
– Какой? (Согл., мягкий, глухой)
– Где встречается заглавная буква?
– Как звали кота? Леополь! ? !
– Что случилось?
– Куда пропала буква?
– Ах, это маленькие зверьки, серенькие шубки,
черненькие глазки, остренькие зубки. Кто это? Мышата унесли эту букву.
– Кто мне поможет?
– Произнесите слово, выделяя последний звук.
– Что заметили?
– Звуки очень похожи друг на друга.
– Как их называют?
– Двойняшками. (Они живут парами.)
– Но можно ли на них найти управу? Как?
– Кого позовем на помощь? (Гласный.)
Парные согласные,
Самые опасные,
Ты их проверяй,
Рядом гласный подставляй.
– Давайте – Леопольдушка.
– Назовите ласково. – Леопольдик.
– Какой звук слышится? [ д ]
– Значит в слове Леопольд буква Д.
– Какой звук?
– Так для каких звуков кот Леопольд принес дом? [ Д] [ д] [ т] [т]
Вселяем их в дом.
Где звонок? Кто там будет жить? Д/Т
СА___ Д/Т? Сады – садик
ОГОРО__ Д/Т? огороды– огородик
ПАРОХО__ Д/Т? пароходы – пароходик
Физминутка. (Звучит мелодия из к/фильма)
– А какой кот Леопольд?
– Стр. 26 вписать буквы.
– Прочитать 1-й столбик.
– Что такое добро? Возьмите его в руки.
Добро – хорошее, полезное, все положительное в человеке;
Добрый – делающий хорошее другим, готовый помочь;
Доброта – отзывчивое расположение к людям;
Добродушный – мягкий по характеру.
Как получилось слово добродушный? Добро + душа =
– Прочитать все слово.
– К кому отнесем их?
– А мышата какие? (Проказники, шалуны, непослушники)
– А еще в 3-м столбике
О/ЗОР/НИ/КИ
ТЕ/ЛЕ/ВИ/ЗОР – аппарат для приема телевизионных программ и их звукового сопровождения.
У/ЛИЗ/НУ/ЛИ – исчез, уйти незаметно, потихоньку.
ОТ/КРУ/ТИЛ – отдалить, отвинтить.
– Эти слова встретятся в рассказе.
Чтение отрывка из рассказа “Кот Леопольд и телевизор”.
- шепотом,
- вслух
– Ч то значит мышата шалили?
Этот поступок мышат ужасно возмутил кота. Но почему он их прощает? (Просят прощение.)
Чтение по ролям. (Представьте себя на месте мышат.)
Прости нас, Леопольд!
Леопольд, прости!
По учебнику прочитать слова:
Благородный – честный, очень воспитанный
Озорной
Добрый
Трусливый – легко поддается чувству страха
Спокойный
Мудрый – обладающий большим умом.
– Какие слова непонятны?
– К кому относятся эти определения? Почему?
– К каким еще героям относятся эти слова?
– Что мы сегодня узнали на уроке?
Постановка учебной задачи на следующий урок.
– Все квартиры заняты в домике?
– Значит чем мы будем заниматься на следующем уроке?
ПРАВОПИСАНИЕ И ПЕРЕНОС СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ
Цели:
- совершенствовать умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком;
- научить переносить слова с мягким знаком в середине слова;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- воспитывать любовь, уважение, гордость к имени.
Организация класса.
– Девизом сегодняшнего урока я взяла башкирскую пословицу “ДУМАЙ ДВАЖДЫ, ГОВОРИ РАЗ”.
– Как вы ее понимаете?
Рефлексия.
– Откройте тетради, напишите число и “Классная работа”.
– Прочитайте, что у вас написано для чистописания.
Ел ель
– Пропишите. Что интересного вы заметили?
– В слове ел, звук [ л ] – твердый, а в слове ель звук [ л*] – мягкий, так как Ь показывает на мягкость согласного.
Ел – 2 буквы, 3 звука.
ЕЛЬ – 3 буквы, 3 звука.
Мальчик ел яблоко.
В лесу растет ель.
– Молодцы! А теперь прочитайте слова:
[Мал ] [ нос] [был*] [брат] [М*ал ] [ н*ос] [был] [брат*]
– Чем различаются твердые и мягкие согласные звуки?
– Положением языка.
– Для чего необходимо различать твердые и мягкие согласные звуки?
– Для правильного написания и произношения.
– Какими двумя способами обозначается мягкость на письме?
– Гласными и мягким знаком.
– Какими гласными обозначается мягкость согласных на письме?
– е, ё, ю, я, и.
– Какими гласными обозначается твердость согласных на письме?
– А, о, у, ы, э.
– А теперь приступим к словарной работе, запишите, как называются сшитые листы чистой бумаги в обложке?
ТЕТРАДЬ.
Загадка.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (МЕДВЕДЬ)
– Слово, близкое по значению педагог, преподаватель.
УЧИТЕЛЬ
– Какую роль выполняет мягкий знак?
– Во всех словах Ь в конце слова, показывает на мягкость предшествующего согласного.
– Чтобы познакомиться с новым словом отгадайте загадку.
Есть ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (КОНЬКИ)
– Произнесите слово.
– Прочитайте с доски.
– КОНЬКИ – запоминаю безударную гласную О. Сколько букв и звуков в этом слове?
-6 букв, 5 звуков, мягкий знак в середине слова.
– КОНЬКИ – появились 300 лет назад. Молодой царь Петр I собственноручно выковал для себя железные коньки. Их назвали “скороходами”. Изгиб конька украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название “коньки”.
– Итак, что же мы знаем о мягком знаке?
3. Постановка учебной задачи.
– Cегодня мы с вами должны открыть еще один секрет о мягком знаке.
ФИЗМИНУТКА.
– Прочитайте слова, которые записаны на доске. Читаем хором.
ГУЛЬШАТ АЛЬФИЯ ГУЛЬДАР ГУЛЬСИРА ГУЛЬНУР ИЛЬБИКА ИЛЬНУР ИЛЬФАТ
– О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЭТИ СЛОВА?
– Это собственные имена, пишутся с заглавной буквы. Это женские и мужские имена.
– Для чего человеку имя?
– У каждого из народов есть свои замечательные личные имена. Каждого человека можно назвать по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки становятся достоянием гласности. Говорят “У НЕГО ДОБРОЕ ИМЯ”! Как вы это понимаете?
– Он хороший человек.
– Или “НЕ ПОЗОРЬ МОЕГО ИМЕНИ”.
– Это значит не позорь меня, то есть отца, маму.
– Вот поэтому многие родители к выбору имени относятся серьезно, т.к. человек носит имя всю свою жизнь.
– Дети, почему родители дали вам такое имя, что оно обозначает?
Гульдар – гранатовый цветок,
Нияз – подарок, надежда,
Айгуль – лунный цветок, луна,
Гайса – от имени пророка, милость божья,
Людмила – милая людям.
4. “Открытие” детьми нового знания.
– Вернемся к нашим именам на доске. Что интересного вы заметили?
– Мягкий знак в середине слова, лишнее Айгуль.
– Попробуем разделить эти слова для переноса. (Дети с помощью хлопков выполняют перенос.)
– По-моему вы сейчас хотите ответить на 4-й вопрос о мягком знаке. Какой секрет?
– Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной буквы.
– Умница! Молодец! (Открывается запись на плакате.)
5. Закрепление.
– Сейчас откройте учебник на странице 85, прочитайте правило, остальные слова на доске разделите для переноса. Запишите их в тетрадь.
– Аль-фия, Гуль-сина, Иль-бика, Иль-фат.
– А сейчас проверим свои работы. Кто все слова правильно разделил для переноса? Молодцы!
– Что обозначают имена на доске?
ГУЛЬШАТ – царица цветов гуль (цветок) + шат (царь),
ГУЛЬДАР – украшенная цветами,
ГУЛЬНУР – сияющий цветок гуль (цветок) + нур (луч,сияние),
ИЛЬДАР – хозяин своей страны, патриот,
ИЛЬНУР – иль (стрела) свет, луч (сияние страны),
АЛЬФИЯ– первый ребенок,
ГУЛЬСИРА – подобная цветку, красивая,
ИЛЬБИКА – иль (страна) + бика (преданная) верная своей родине,
АЙГУЛЬ – лунный цветок,
ИЛЬФАТ – дружба, сплоченность.
6. Итог урока.
– Чему научились?
– Все ли мы узнали о Ь?
– Что понравилось?
– Спасибо за работу! Урок окончен.