Обучение программированию я систематизирую по виду занятий:
- лекции,
- практические занятия,
- абораторные работы,
- творческие работы.
Практические занятия вырабатывают навыки реализации теоретических положений, полученных на лекциях, при решении индивидуальных пользовательских задач. Я способствую развитию творческого мышления, моделируя проблемно-творческую ситуацию.
Фрагмент урока по теме “Приближенные вычислительные методы. Метод центральных трапеций”
Урок я начинаю с проблемного вопроса: “Как при помощи персонального компьютера вычислить определенный интеграл?” Лица учеников в начале выражают удивление, а потом появляется интерес, я четко вижу, как “загораются” глаза у ребят. А действительно, как? Они вспоминают, что на уроках математики определенный интеграл вычисляется по формуле Ньютона-Лейбница. На клавиатуре компьютера нет клавиши со знаком интеграла, среди стандартных функций языка Паскаль тоже нет функции, которая бы вычисляла определенный интеграл. Как же быть? Тогда я задаю наводящий вопрос: “К чему сводится вычисление определенного интеграла с геометрической точки зрения?” Большинство учеников сразу вспоминают, что вычисление определенного интеграла сводится к нахождению площади криволинейной трапеции. Мы вспоминаем определение криволинейной трапеции. Затем я начинаю объяснение нового материала.
Раздел. Приближенные вычислительные методы.
Тема. Метод центральных трапеций. (2 час.)
Цели.
Образовательная:
- дать представление о приближенных методах вычисления с помощью компьютера,
- закрепить умения и навыки по работе с операторами цикла с параметром.
Развивающая:
- развитие абстрактного и логического мышления.
Воспитательная:
- формирование нравственного отношения учащихся к программным средствам вычислительной техники,
- ответственное отношение к труду, аккуратность.
Тип урока. Интегрированный урок.
Метод. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Межпредметная связь. Математика. Вычисление площади криволинейной трапеции.
Дифференциация. По уровню сложности примеров.
Логическая схема урока
Актуализация деятельности
|
Объяснение нового материала
|
Знаковая фиксация понятия
|
Разработка алгоритма решения задач
|
Программирование
|
Проверка результатов
|
Самостоятельная работа
|
Подведение итогов
Ход урока
1. Оргмомент. 2 мин.
Цель. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
2. Актуализация опорных знаний. 5 мин.
Цель. Актуализировать знания учащихся по теме “Вычисление определенного интеграла”.
Вопросы для фронтального опроса.
- По какой формуле вычисляется определенный интеграл?
Ответ: По формуле Ньютона-Лейбница.
- В чем геометрический смысл вычисления определенного интеграла?
Ответ: Вычисление определенного интеграла сводится к нахождению площади криволинейной трапеции.
- Какая геометрическая фигура называется криволинейной трапецией?
Ответ. Фигура, ограниченная графиком функции и двумя параллельными прямыми х = а и у = b называется криволинейной трапецией.
3. Объяснение нового материала. 15 мин.
4. Запись в тетради. 5 мин.
Математическая формализация метода.
- Количество полученных интервалов N = (b – a) / h;
- Формула для вычисления центральных точек Xi = a + h * (i –0.5);
- Вычисление значения функций в центральных точках f(xi); g(xi);
- Формула для вычисления площади криволинейной трапеции S=h*S (f(xi)-g(xi))
5. Блок-схема метода. 5 мин.
6. Задача. Вычислить площадь круга единичного радиуса. 8 мин.
Вопросы на повторение.
- По какой формуле вычисляется площадь круга?
Ответ. S = R 2.
- Напишите аналитическое уравнение окружности.
Ответ. X2 + Y2 = R2.
Математическая формализация.
[a; b] = [–1; 1]
f =; g = –f
h = 0.1; 0.01; 0.001 (шаг вычислений).
7. Программа на языке Паскаль. 15 мин.
Program Plo;
Var a, b, i, n : integer;
x, h,f,g,s:real;
begin
Write(‘Введите а,b,h’); Readln(a,b,h);
n:=trunc((b-a)/h);
s:=0;
for i:=0 to n do
begin
x:=a+h*(i-0.5);
f:=sqrt(1-sqr(x));
g:=-f;
s:=s+f-g;
end;
s:=s*h;
write(‘Площадь круга s=’,s);
end.
8. Задачи для самостоятельного решения. 30 мин.
Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:
- y = 2*x – x2; y = 0.
- y = (x + 2)2; y = 0; x = 0.
- у = cos(x); y = 0; x = 0; x = /2.
9. Подведение итогов. 5 мин.