Открытый урок "Электронный журнал"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Обучающие:

  • совершенствовать навыки работы в ЭТ,
  • повторить и систематизировать навыки работы с Мастером функций,
  • стимулировать интерес воспитанников к данной теме и учебном процессе в целом,
  • подготовиться к зачету.

Развающие:

  • развитие коммуникативно-технических умений,
  • развитие умения оценивать результаты выполненных действий,
  • развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности,
  • развитие умения пользоваться предложенными инструментами.

Воспитательные:

  • воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность,
  • уверенность в своих силах.

Тип урока:

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков,
  • целевого применения усвоенного.

Вид урока: урок самостоятельных практических работ.

Метод обучения: метод упражнений.

Структура урока:

  • оргмомент,
  • актуализация опорных знаний,
  • совершенствование умений и навыков,
  • закрепление приобретенных навыков.

Оборудование: ПК IBM-486, операционная система Windows 95 , лицензионный пакет MS Office, приложение Excel, конспект или методичка, карточки с Электронным журналом или материал в файловой папке, кроссворды по теме ЭТ (составленные автором), натворды (Приложение 3).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (5 мин)

  • Рапорт
  • Порядок
  • Перекличка
  • Объявление темы и задачи урока: продолжить создание таблицы "Электронный журнал" (Приложение 1), обобщить и систематизировать знания и навыки работы в ЭТ. Ближайшая задача – подготовиться к зачету, повторить базовые знания по ЭТ.
  • Опросить выполнение конкурсного домашнего задания (Приложение 2) и сдать для отправки в редакцию газеты.

II. Актуализация опорных знаний (10-15 мин)

Вспомним ряд вопросов, которые пригодятся при выполнении поставленной задачи.

Один отвечающий – за ПК показывает, другой – устно отвечает.

  1. Как переименовать листы в ЭТ?
  2. Как написать ВЕДОМОСТЬ по центру всей таблицы?
  3. Как выровнять текст вертикально?
  4. Как работать с Мастером функций? Сколько у него шагов? Аргументы функций задаются конкретными числами или адресами?
  5. Какие функции вы изучили?
  6. Перечислите типы адресов?
  7. Как превратить относительный адрес в абсолютный?
  8. Чем отличается копирование с помощью буфера обмена от автокопирования?
  9. Что при этом происходит с различными типами адресов?
  10. Как пользоваться перекрестными ссылками? Для чего они нужны?

Мы повторили теоретические вопросы, которые потребуются для выполнения практической работы.

III. Постановка задачи (10 мин)

На предыдущем уроке (Приложение 1) вы начали составлять “Электронный журнал” по конкретным предметам. Сегодня предстоит создать итоговую ведомость и сохранить в личной папке. Образец Электронного журнала можно найти в файловой папке каждого компьютера или в методичке.
Созданные вами ЭТ будут оценены при индивидуальной беседе со мной.
Тот, кто составит первый Электронный журнал, будет консультантом для остальных ребят.

Составление итоговой ведомости.

  

A

B

C

D

E

F

G

1

Сводная ведомость

ФИО

инф.

алгебра

геом.

химия

физика

                    
                    
                    
                    
                    

2

3

4

5

6

7

“5” –
“4” –
“3” –
“2” –

Образец заполнения сводной ведомости находится перед вами, не забудьте применить элементы выравнивания.
Используя перекрестные ссылки, перенести ФИО и итоговые оценки с соответствующих листов в итоговый лист.

IV. Выполнение индивидуальных работ за ПК (10-15 мин)

Для тех, кто успел создать ЭТ и получить оценку, предоставляется возможность разгадать кроссворды и натворды по теме ЭТ (Приложение 3). Они находятся на первом столе, не забудьте их подписать.
Если нет вопросов, пожалуйста, садитесь за ПК для выполнения задания.
Собрать кроссворды и натворды.

V. Домашнее задание

Подготовиться к зачету.

Мы повторили основные приемы и способы работы в ЭТ. Для подготовки к зачету предлагаю следующие вопросы. (Раздаются каждому воспитаннику).

Вопросы к зачету по теме “Электронные таблицы”

  1. Назначение ЭТ.
  2. Объекты ЭТ.
  3. Типы данных и их характер.
  4. Типы адресов.
  5. Типовые действия с объектами ЭТ.
  6. Создание и форматирование документа ЭТ.
  7. Правила записи формул и функций.
  8. Копирование формул в ЭТ.
  9. Использование Мастеров в ЭТ.
  10. Перекрестные ссылки.
  11. Создание диаграмм, гистограмм, графиков.
  12. Технология их редактирование.

VI. Подведение итогов

Мы с вами завершили обучение работы в ЭТ. Надеюсь, на зачете вы продемонстрируете 2 составленные электронные таблицы и сможете ответить на поставленные вопросы. Сегодня на уроке получили оценку следующие воспитанники … . За активную работу в качестве консультанта отмечу …., проверенные кроссворды будут также отмечены оценками.

Самоанализ открытого урока "Электронный журнал"

Раздел программы "Электронные таблицы".

Данный урок является завершающим по теме в разделе программы “Электронные таблицы” и тесно связан с предыдущим уроком (Приложение 1). Следующий за ним урок – зачет по теме. На предыдущем уроке воспитанники получили задание по электронному журналу, составили конспект, сохранили электронную таблицу “Электронный журнал” в личных папках, которые накапливаются по мере изучения программных средств со 2-го курса. Важные моменты работы за ПК были проиллюстрированы и обсуждены.

Урок построен на деятельной основе, что обеспечивает развитие познавательной деятельности воспитанников с помощью конкретных заданий. Интерес к изучению предмета подкреплен нестандартными заданиями из области реальной жизненной ситуации. Этим я достигаю мотивационной цели – показывая прикладное применение информатики в реальной жизни. Применение данной технологии обеспечивает развитие познавательной деятельности воспитанников, дает им возможность проявить себя, заставляет работать в напряженном темпе, что стимулирует умственную активность. На уроке реализован личностно-ориентированный подход обучения, продемонстрирован достаточно высокий тезаурус (фонд действенных знаний), темп продвижения обучения. Большое внимание уделялось языковому развитию, обобщенности мышления, что существенно определяет возможность и преимущество каждой личности в обучении. Использование информационных технологий дает ряд преимуществ перед стандартной системой обучения:

  1. Повышение интереса воспитанников.
  2. Итенсификация учебного процесса.
  3. Повышение творческой активности.
  4. Дифференцированный подход в обучении.
  5. Облегчение обработки и контроля знаний.

Структуру урока составили 6 основных этапов: орг.момент (опрос по дополнительному конкурсному домашнему заданию), актуализация опорных знаний, постановка задачи, выполнение индивидуальных работ за ПК, постановка домашнего задания, подведение итогов. Каждый этап логически завершен, подведен итог и настроен на восприятие следующего этапа.

Дидактический материал основан на реальных жизненных фактах. Он доступен в понимании и усвоении, связан с практикой, логически переходит из одной области применения к другой, что раскрывает общедидактические принципы содержания урока. На уроке материал циклически повторяется: сначала в устном изложении, затем демонстрируется за ПК и только потом выполняется самостоятельно воспитанниками, используя инструкции в файловых папках на каждом компьютере. Санитарно-гигиенические нормы работы с компьютером соблюдены, смена умственной деятельности чередуется с активной работой за ПК.

Для хорошо успевающих воспитанников, с целью повторения теории, подготовлены кроссворды по теме, для активных (продвинутых воспитанников) – используется система “консультант” и в качестве поощрения за работу на уроке предложены конкурсные задания из газеты Информатика (Приложение 2). Мониторинг учебных достижений продемонстрировал уверенность воспитанников в усвоении знаний, умений, навыков и готовности к зачету по теме.

Урок достиг поставленных целей.

P.S. Наш воспитанник, Васильев Александр, прислал правильный ответ за конкурсное задание, и его фамилия была опубликована в газете "Информатика".


Приложение 1.

Урок, предшествующий открытому

Тема: "Электронный журнал".

Цели урока:

Обучающие:

  • совершенствовать навыки работы в ЭТ,
  • повторить и систематизировать навыки работы с Мастером функций,
  • стимулировать интерес воспитанников к данной теме и учебном процессе в целом.

Развающие:

  • развитие коммуникативно-технических умений,
  • развитие умения оценивать результаты выполненных действий,
  • развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности,
  • развитие умения пользоваться предложенными инструментами.

Воспитательные:

  • воспитание добросовестного отношения к труду, инициативности,
  • уверенность в своих силах.

Тип урока:

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков,
  • целевого применения усвоенного.

Вид урока: урок самостоятельных практических работ.

Оборудование:

  • ПК IBM-486,
  • операционная система Windows 95,
  • лицензионный пакет MS Office, приложение Excel,
  • конспект или методичка,
  • карточки с Электронным журналом или материал в файловой папке,
  • конкурсное задание из газеты Информатика (Приложение 2).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (5 мин)

  • Рапорт
  • Порядок
  • Перекличка
  • Объявление темы: создание таблицы "Электронный журнал"  и задачи урока: сформировать умения и навыки работы в ЭТ, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.

II. Постановка задачи (5-10 мин)

  • Посчитать по всем предметам средний балл, используя Мастер функций.
  • Сохранить в личной папке под именем “Электронный журнал”.

III. Практическое задание (15-20 мин)

1. Переименовать листы: соответственно: 1. информатика, 2. алгебра, 3. геометрия, 4. химия, 5. физо, 6. итоговые.

2. Образец заполнения таблицы первичной информацией (А2-G7) и производной (Н2-I7 и далее с 8-ой строки) взять из файловой папки (здесь Таблица 1).

Таблица 1.

  

А

B

C

D

E

F

G

H

I

1

Ведомость по информатике

ФИО

              

=СРЗНАЧ

=ОКРУГЛ

1

Иванов                     

2

                       

4

                       

5

                       

2

3

4

5

6

7

“5” =СЧЕТЕСЛИ(I3:I7,5)
“4” = СЧЕТЕСЛИ(I3: I7, 4) и т. д.
“3”
“2”

а) в ячейке Н(3) ввести формулу =СРЕДЗНАЧ (С3, G3) и автоматически копируем вниз на 5 строчек
б) в ячейке I(3) округлить (=ОКРУГЛ) до целого значения (0 цифр после запятой) из ячейки Н(3), автокопируем на 5 строчек
в) скрыть столбец Н
г) ввести текст в

G(8) “5”
G(9) “4”
И т.д. по образцу

д) в столбце I вычислить количество оценок, используя функцию =СЧЕТЕСЛИ по диапазону (I3:I7, конкр.оценка)
е) произвести автоподбор ширины.

Соответственно оформить на каждом листе ведомость по алгебре, геометрии и т.д.
Если не хватает Листов – Вставить. Вставляется лист перед выделенным.

IV. Закрепление за ПК

V. Домашнее задание

Составить конспект. Предложить желающим принять участие в конкурсных заданиях газеты “Информатика” (печатный материал конкурса “Ломаем голову” приведен в Приложении 2)


Приложение 2.

Конкурс "Ломаем голову" из газеты "Информатика"

Взвешивание крупы

   В пакете содержится 9 кг крупы. Необходимо при помощи чашечных весов с гирями распределить эту крупу по двум пакетам: в один – 2 кг, в другой – 7 кг. При этом разрешается произвести только 3 взвешивания. Имеется неограниченное количество гирь в 50 и 100 г.
Ответы, пожалуйста, присылайте в редакцию (адреса указаны в рубрике "Внимание! Конкурс" газеты ИНФОРМАТИКА). Фамилии тех, кто пришлет правильные ответы, будут опубликованы.

Приложение 3.

Натворды и кроссворды

Натворд № 1

Вашему вниманию предлагается одна из разновидностей кроссвордов – натворды. Все слова в натвордах имеют общую часть, общее ядро – nut (англ.)

 Ядро: мусор

    1. Процессор, выполненный в виде одной или нескольких больших интегральных схем.
    2. Основное устройство ЭВМ.
    3. Особый подвижной знак на экране дисплея.
    4. Один из алгоритмов обработки информации.

Кроссворд № 2

По горизонтали:

  1. Несколько выделенных ячеек в ЭТ.
  2. Его имеет каждая ячейка ЭТ.
  3. Знак, с которого начинается формула в ЭТ.
  4. Одна из команд, работающая с буфером обмена.
  5. Минимальный элемент электронной таблицы.
  6. Тип окна.

По вертикали:

  1. Команда Горизонтального меню.