Фестиваль семейного творчества

Разделы: Работа с родителями


Муниципальное общеобразовательное учреждение “Сарашевская средняя общеобразовательная школа” Бардымского района Пермской области функционирует с 1955 года и носит имя Героя Советского Союза Ш.Г. Казанбаева, является юридическим учреждением, перешедшим на кадровую и хозяйственную самостоятельность. С января 2002 года школа перешла на самостоятельный баланс и открыла текущие счета в банке.
Школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного, среднего (полного) общего, дополнительного образования и профессиональной подготовки.

Цель школы: Создание условий для творческого развития личности, воспитания здорового, нравственного человека.

Одной из задач деятельности является привлечение родителей к организации воспитания учащихся.

Основные направления работы:

  • укрепление здоровья учащихся и приобщение их к здоровому образу жизни;

  • обеспечение государственных стандартов образования;

  • воспитание на национальных и семейных традициях, обычаях, культуре, любви к малой родине.

Школа располагает необходимым материально-техническим, кадровым потенциалом для выполнения поставленной цели. В планах оптимизации образовательных учреждений района остается перспективной, опорной для учащихся еще шести основных школ в получении среднего образования.

Коллектив школы особое внимание уделяет активизации роли родителей участников образовательного процесса: действуют общественные советы родителей, учащихся, Попечительский совет.

Школа – лауреат Всероссийских конкурсов “Школа года 2001, 2002 ”, участница областного конкурса национальных школ, победитель грантовых конкурсов “Зеленая смена –2002г”, ООО “Лукойл-Пермнефть-2003г”.

Анализ деятельности школы за последние годы показывает недостаточную вовлеченность родителей в совместную активную работу по воспитанию детей. Родительская инициатива как ресурс для дальнейшего развития сельской школы в новых экономических условиях не используется. Отсюда негативные явления: теряется связь поколений, забываются положительные народные и семейные традиции и обычаи. Новые экономические отношения не поняты сельским жителем. В итоге наблюдается пассивность родителей, ослабление внимания к своим детям, неумение выживать в современных условиях приводит к распространению пьянства, появлению случаев наркомании и других негативных явлении.

С целью изменения подходов к решению этой проблемы коллектив школы объявил 2003-2004 учебный год – “Годом семьи в сельской школе”, в течение года через организацию коллективных досуговых мероприятий планируется изменить пассивную позицию родителей и вовлеч их к активную творческую деятельность. Для этого необходимо создать условия. Это станет возможным через организацию “Гостиной для семьи”. Она будет тем главным инструментом, способствующим становлению новых отношений семьи и школы.

К новым формам сотрудничества по организации воспитательной деятельности с учащимися будут вовлечены сельская общественность, 44 педагога, 253 семей с охватом 374 детей.

Цель проекта:

Создание условий для пробуждения инициативы родителей и привлечения их в активную творческую деятельность, направленную на организацию воспитательной деятельности.

Задачи:

  • Создать и организовать работу “Гостиной для семьи” по отработке нового механизма работы семьи и школы, направить их деятельность на социально-экономическое развитие школы.

  • Обновить содержание, формы и методы работы с семьей, выявлять и развивать интересы, способности, таланты всех членов семьи.

  • Насыщать жизнь семей с детьми яркими событиями, приобщать их к правовой культуре, здоровому образу жизни, пропаганде образцов семейного воспитания.

  • Организовать информационное и методическое сопровождение проекта, обобщить материалы для тиражирования  и распространения на территории Бардымского района Пермской области.

Сарашевская средняя общеобразовательная школа не раз заявляла о себе как об активном участнике грантовых конкурсов, проводимых на разных уровнях: районном, межрайонном, а теперь на областном уровне.

Сегодня проект успешно реализуется. В подготовительный период изучены Законы РФ и Законодательного собрания Пермской области по социальной политике, проведены заседания Попечительского совета школы, родительского комитета, совещания педагогов, родительская конференция. Были вновь проанализированы учебно-воспитательные планы, концепция школы, планы работы с родителями.

За небольшой период реализации проекта обновлены содержания, формы и методы работы с семьей, началось выявление интересов, способностей, талантов всех членов семей, проведены мероприятия, которые помогают по-новому строить отношения с родителями.

На практических делах создаются предпосылки для повышения престижа и статуса семьи. Примером этому - проведение семейного праздника “Урожай – 2003”, “Фестиваль семейного творчества”, “Семейный спортивный праздник на селе”. Организаторы этих мероприятий не ожидали большого всплеска родительского участия в данных мероприятиях: в сентябре в конференции приняло участие - 200 родителей, в октябре -199, в ноябре - 224, в декабре - 159. Затем проведен “круглый стол” под названием “За общее дело” с участием руководителей организаций, учреждений данной территории, членов Попечительского совета.

Особенно хочется отметить участие родителей в “Фестивале семейного творчества”: 1-й день – 338, второй день - 316, третий – 384 родителей. Родители своим активным участием устроили для себя и своих детей, а также педагогического коллектива и сотрудников, шикарный национальный праздник Ураза-байрам. На выставку национальных блюд было представлено 218 угощений, участвовало в ней 224 семей. Пока жюри оценивало и дегустировало национальные блюда, в актовом зале пели, плясали, ставили сценки родители со своими детьми. Задорная музыка, яркое исполнение, в многоцветных национальных костюмов, бурные аплодисменты, подарки исполнителям из грантовых средств, видеосъемка, фотографирование - все это создавало особую атмосферу единения семьи и школы.

На второй день фестиваля родители ещё больше удивили посетителей. На выставку “Умелые руки семьи” было представлено 450 изделий, с участием 206 семей. В номинации “Семейное ремесло” вызвали всеобщее восхищение изделия семей Закирова Шамиля Зарифовича, Таймасовой Валимы Галимзяновны, Куштановых Дамира Саитовича и его жены Гандалибы, Набиевой Эльмиры Рифовны, Зайляева Зыи Шарифулловича, Ибрагимовой Тафтилы Анасовны. За эти семьи компетентное жюри особо порадовалось: вещи, изготовленные руками матерей, отцов, бабашек и дедушек и их детьми, так и просились на рынок. Отрадно было осознавать, что семьи в непростых условиях жизни вышли на самозанятость, самофинансирование.

Обилие изделий было по номинации “Вещь для себя”. Халилова Хануза Валиевна, Тимганова Индира Газизовна, Галиева Зальфира Назифовна, Халилова Фирзалия, Артыкова Гузалия показали образцы мастерства.

Особое место на выставке заняли изделия, украшающие интерьер дома: светильник Сарманаева Ильхама, ковры Шамратовой Мадины Шарибзяновны, Масагутовой Айсылу Хамитовны, Тухтаровой Сазиды, кашпо Абдульмановой Альфизы Хамитовны.

Жюри в номинации “Талантливые родители” особо отметило семью художников Таймсова Ильдуса Саетовича и его дочери Эльзы, Таразова Илдара, Тимгановой Инсии Газизовны, Букаевой Татьяны, Абдулова Марса.

Выставка в полном разгаре, а в актовом зале на сцену один за другим выходят коллективы художественной самодеятельности классов: выступают родители с детьми. Сколько задора, выдумки, артистизма, юмора! Ещё раз убеждаешься: семья - хранительница народного творчества!!!

Третий день фестиваля проходил в сельском доме культуры, где принимали участие не только сарашевцы, но и семейные ансамбли с окрестных деревень. Зал переполнен, работает жюри, состоявшее из учеников, родителей, педагогов, членов Попечительского совета, специалистов управления образования. Идет съемка на видеокамеру, постоянно раздается щелканье фотоаппаратов, шквал аплодисментов, дружный смех, улыбки: на сцену один за другим выходят семейные ансамбли. По предварительной записи их должно быть не более 10, но на сцену выходят и выходят родители с детьми.

На суд зрителей и жюри представили всего 16 выступлений. По условиям конкурса каждая семья должна была подготовить и свою любимую песню, и танец, и фольклорное произведение. Короче, семейные ансамбли показали целое театрализованное представление. И, естественно, главной задачей было показать, как в семье раскрываются, развиваются способности и таланты детей.

Каждое выступление было оригинальным, интересным. И семьи действительно сумели показать, как сохраняются и развиваются наши древние обычаи и традиции. Это семьи Галимсаровых, Тимгановых, Зайляевых, Муксиновых, Субхангуловых, Казанбаевых, Куштановых, Абукаевых, Амировых, Юсуповых и другие.

Фестиваль закончился. Результаты фестиваля раскрыли многие таланты и способности родителей, показали большую активность родительской инициативы и творчества. Это огромный неиспользованный школой воспитательный потенциал, огромное поле сотрудничества семьи и школы.

Школа продолжает работу в рамках проекта. Вывод один – направление в деятельности школы и семьи выбрано правильно.