Тема: Наука об окружающей среде и области ее приложения.
Цель проекта: Систематизация экологических знаний через программы различных учебных дисциплин, на основе самостоятельной работы студентов с разнообразными видами, источниками и носителями информации.
Оборудование: - компьютеры с периферийными устройствами (принтер, сканер, проигрыватель оптический), видео - и аудио записывающая аппаратура;
- разнообразные источники информации: книги,
журналы, газеты, справочники, энциклопедии
экологической тематики;
- фотографии из газет;
- видеозаписи событий из программ телевизионных
новостей.
Форма проведения: Образовательный проект по экологии.
Группу, занятую работой над проектом разбивают на несколько микрогрупп, каждой из которых дают задание представить результаты своей деятельности по исследованию и отбору необходимой учебной информации в различной форме. Необходимую помощь оказывают консультационный, информационный и технический центры.
Отчет микрогрупп проводится после выполнения работы с информационными материалами. Каждая микрогруппа знакомит со своим вариантом выполнения задания. При обсуждении все могут выступать по спорным вопросам со своими замечаниями и предложениями.
1 ЭТАП. Организация самостоятельной деятельности студентов в микрогруппе (индивидуальная, парная, групповая) на выбор. Использование разнообразных методов и средств обучения, интегрирование знаний из курсов различных дисциплин.
2 ЭТАП. Выступления микрогрупп (отчеты) по работе с информационными технологиями (умение отыскать нужную информацию с использованием разных источников).
Одной из наиболее острых проблем современности является сохранение среды обитания человечества.
Любые успехи научно-технического прогресса будут обесценены, если они сопровождаются разрушением природы. Человек не сможет жить без воздуха, свободных от вредных примесей воды и продуктов питания.
Тейяр де Шарден
Понятие “экология” (от греч. oikos – дом, жилище) известно всякому образованному человеку, ибо о ней (экологии) сейчас говорят все: с экранов телевизоров, по радио, со страниц книг, газет и журналов.
Слово “экология” на устах первых руководителей государств мира. Почему это произошло? Какова причина пристального внимания к данной проблеме?
1 МИКРОГРУППА. Почему возникла причина пристального внимания к экологии?
Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов во взаимосвязи с окружающей средой. Этот термин был предложен в 1866 году немецким зоологом Э. Геккелем, считавшим, что под экологией мы должны понимать “сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и, прежде всего его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт”.
Экологическая проблема возникла с появлением человека на Земле. В естественный и сбалансированный круговорот веществ в биосфере вклинился фактор хозяйственной деятельности человека, который вносил дисбаланс в окружающую среду по мере своего развития. Глубокие потрясения, связанные с геноцидом, вначале к животному, а затем и к растительному миру, наконец, сокрушительное давление на земельные, водные ресурсы и атмосферу породили тот клубок противоречий, который называется проблемой выживания человечества (демонстрируются видеозаписи событий из программ информационных новостей).
Выстраивается модель хозяйственной деятельности человека (рис. 1)
Рис. 1
2 МИКРОГРУППА. Дано задание проанализировать учебные программы по химии, биологии, литературе, географии, обществознанию и др. Из разнообразных определений экологии выбрать наиболее научные.
Почему в настоящее время отмечаются разнообразные толкования содержания самого термина:
- Экология – одна из биологических наук, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания.
- Экология – комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества.
- Экология – особый научный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход).
- Экология – совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).
- Экология – наука о взаимодействии трех систем: природы, человеческого общества, порожденной человеком техники (глобальная экология).
Анализ учебных программ показывает, что современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы, вызванные обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты.
По этому поводу можно привести слова писателя С. Залыгина: “Сегодня экология представляется мне как деятельность, направленная на преобразование всех остальных форм деятельности современного человека: управленческой, производственной, социальной, здравоохранительной – всех без исключения. Ибо человечество подошло к тому пределу, за которым, если не будет пересмотрена вся наша жизнь в пользу сохранения природы, мы неизбежно должны будем погибнуть”.
3 МИКРОГРУППА. Задание: Из приведенного перечня выражений отобрать виды экологии, классифицировать, систематизировать, дать определение (работа в компьютерном классе).
С научной точки зрения вполне обоснованно деление экологии на теоретическую и прикладную.
Теоретическая экология вскрывает общие
закономерности организации жизни.
Прикладная экология изучает механизмы
разрушения биосферы человеком, способы
предотвращения этого процесса и разрабатывает
принципы
3 МИКРОГРУППА. Задание: Из приведенного перечня выражений отобрать виды экологии, классифицировать, систематизировать, дать определение рационального использования природных ресурсов (работа в компьютерном классе).
|
|
|
Организм как живая
Взаимодействие организма
Популяции
Биотические сообщества
Экологические системы
Учение |
Биосфера – глобальная на биосферу
Природные экосистемы Земли как хронологические
единицы биосферы
Экология |
Биосоциальная природа человека
Антропогенные экосистемы
Экология и здоровье человека
Прикладная |
Антропогенное воздействие целостная система
на биосферу
Экологическая защита и и среды охрана окружающей
среды
Антропогенное воздействие на атмосферу
Антропогенное воздействие на гидросферу
Антропогенное воздействие на литосферу
Экстремальное воздействие экосистема Земли
Информационный видео – сюжет - обвинитель “Что здесь человек натворил?” (замусоривание Байкала; свалки мусора у нас в городе, фотовыставка).
Заявление- протест для прессы ”Организации горе - туристов”.
4 МИКРОГРУППА. Задачи экологической науки.
Современная экология тесно связана с политикой, экономикой, правом (включая международное), психологией, педагогикой и др. Ее методическую основу составляет сочетание системного подхода, натурных наблюдений, эксперимента и моделирования.
Задачи экологической науки весьма разнообразны:
– разработка теории и методов оценки устойчивости на всех уровнях, включая биосферный;
– исследование регуляции численности популяций, биотического разнообразия и механизмов его поддержания;
– изучение и прогнозирование изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов и оценка их экологических последствий;
– оценка состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;
– разработка и совершенствование методов управления качеством окружающей среды;
– формирование биосферного уровня мышления, экологического сознания людей, выработка норм экологической этики и морали;
- оптимизация экономических, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.
Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и человеческого общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Решение поставленных задач позволит достигнуть ощутимых результатов в ближайшей перспективе, и, в конечном счете, главнейшей цели – вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.
3 ЭТАП. Завершающий (анкетирование).
- Работа какой микрогруппы вам понравилась больше всего? Почему?
- Какие мысли и чувства возникли у вас во время работы над решением проблемы?
- Можете ли вы доказать, что творческий процесс был основой вашей работы?
- Ваше личное участие в обмене информацией в подобных экологических проектах:
– образцы письменного творчества (рассказы, интерпретации газетной информации);
– видеоматериалы (самодеятельные);
– рисунки, графики, чертежи;
– результаты экспериментов и мониторинга;
- местные, географические и экологические карты.
4 ЭТАП. Анализ результатов деятельности каждой микрогруппы.
Определение будущего результата, мотивировка его необходимости, последовательное описание шагов по реализации данного проекта.
Список литературы.
- Коробкин В. И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Ростов н /Д: Феникс, 2002. – 384с.
- Трушина Т. П. Экологические основы природопользования. (сер. “Учебники XXI века.”) Ростов н/Д: “Феникс, 2001. – 384 с.
- Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по
экологии и охране окружающей среды:
Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с. - Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. – 240с.