Цели:
1. Обобщить знания детей о воде.
2. Воспитать бережное отношение к окружающему миру.
3. Научить видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Задачи:
1. Умение работать с картой.
2. Умение работать с учебником.
3. Закрепить знания о воде, круговороте воды в природе, свойствах воды в различных состояниях.
4. Расширить знания об использовании воды в быту.
ТСО – видеофильмы о воде. “Вода – помощница”, “Наводнение, цунами.”
Организационный момент.
- Сегодня мы будем обобщать знания о воде.
- Почему мы разделились на три группы?
Работу будем вести в группах (деление на три группы)
(три состояния воды – жидкое, твёрдое и газообразное.)
Один ученик из группы вытягивает жребий – какое состояние воды будут обсуждать в группе.
Представление группы.
- Расскажите о свойствах воды в каждом из состояний:
1 группа. Жидкое состояние воды. (Приложение №1)
План ответа:
- Где в природе встречается?
- Какими свойствами обладает?
- Показ по карте (моря, океаны, реки, озера)
- Работа с учебником:
а) бесцветная
б) прозрачная
в) запаха не имеет
г) не имеет формы, растекается
д) температура кипения +100о
е) температура замерзания 0о.
[Естествознание, 2кл., Н.Я. Дмитриева; стр.128, 129, 148]
Вода – краса всей природы: Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, подёрнутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут гуси, и в синем море, где режет волны быстроходный глиссер.
Есть вода и под землёй. Без неё не журчали бы родники на дне лесных оврагов, не бежали бы ручейки из подножия холмов, и никто бы не увидел сказочных пещер и подземных озер.
2 группа. Твердое состояние воды. (Приложение №1)
План ответа:
- Где в природе встречается?
- Какими свойствами обладает?
- Показ по карте (Антарктида, ост. Гренландия, Северный полюс, вершины гор.)
- Работа с учебником (стр. 139, 140)
а) лед не имеет цвета, снег белый
б) лед прозрачный, снег непрозрачный
в) запах не имеет
г) вкуса не имеет
д) лед имеет форму, снег рыхлый
е) тает при температуре 0о.
Снежная белизна. Белее ничего нет на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.
В чем же секрет белизны снега?
Пожалуй, виноват разноцветный солнечный луч.
Какого цвета лёд?
Никакого. Он бесцветный.
Почему?
Потому, что он пропускает через себя весь солнечный луч, целиком, и остается бесцветным. Таков закон природы.
3 группа. Газообразное состояние воды. (Приложение №1)
План ответа:
- Где встречается в природе?
- Какими свойствами обладает?
- Круговорот воды. (см. схема №1)
- Работа с учебником ( стр. 128, 133)
(облака, туман, пар, испарение после дождя…..)
а) не имеет цвета, невидим
б) прозрачный
в) запах не имеет
г) вкус не имеет
д) формы не имеет
е) при охлаждении превращается в воду, при
охлаждении ниже 0о превращается в
кристаллики льда (иней).
С детских лет до старости мы не устаём любоваться плывущими в небе облаками. И облака в небе, и туман над землёй состоят из крохотных капелек воды. Эти капельки образовались из невидимого водяного пара.
Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землёй – туманом.
Вывод: Вода находится на Земле в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
Снег и лёд, туманы и облака, родники, реки, озёра и Мировой океан, подземные воды и гейзеры- всё это вода. Вода переходит из одного состояния в другое, совершая круговорот воды в природе.
Физ.минутка.
Выступление учащегося с докладом (Приложение №2)
- Почему воду надо беречь?
Вода делает много доброго (видеофильм “Вода – помощница”)
- Большая добрая капля воды, но у неё много сестрёнок: что ещё доброго, полезного делает вода? (Oтветы детей)
Всегда ли вода бывает доброй? Иногда она бывает и злой. (видеофильм “Наводнение, цунами”)
- Когда ещё вода злая? (Oтветы детей)
- Можем ли мы этого избежать?
- Если вода приносит много несчастий, может высушить всё?
- Сможем ли мы тогда жить?
- Даже в далёкие времена люди с уважением относились к воде. Вспомните пословицы и поговорки о воде:
- Какое значение имеет вода для нашего города?
Выступление с докладом
(Приложение №3).
Была бы водица, а зелень народица.
Умный человек, как родник.
Под лежачий камень вода не течёт.
- Чтение отрывка из учебника “Мой Мурманск” (стр.20,23) (Приложение №4)
Итог урока:
Вода важна для всех.
Вода – источник жизни на Земле.
Её надо беречь и охранять.