Конспект урока обучения грамоте в 1-м классе. Тема: "Служебные слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить учащихся со словами, которые не выполняют номинативной функции. Ввести понятие “служебные слова” или “слова – помощники”, а также модель к ним.

Конспект записан на основе видеоматериала проведенного урока.

ХОД УРОКА

Учитель. Какое сейчас время года?

Дети. Сейчас осень.

Учитель. А какой месяц осени?

Дети. Сентябрь.

Учитель. Это самая красивая осенняя пора нашего северного края. Сегодня утром я любовалась красотой осенних деревьев и собрала букет из опавших листьев. Он вам нравится?

Дети. Да, он очень красивый.

Учитель. Кто из вас был в лесу в сентябре?

Все дети поднимают руки. Звучит тихая музыка. Учитель берет в руки осеннюю веточку рябины.

Учитель. Сейчас с помощью волшебной веточки попадем в осенний лес.

Нынче – солнце,
Завтра – дождик.
Нынче – с ветром,
Завтра – без…
Бродит осень, как художник,
Разрисовывает лес.

Учитель открывает на доске шторку, на доске картина осеннего леса заполярного края.

Учитель. Какой он, осенний лес?

Дети. Разноцветный, красивый, золотой, тихий, цветной, яркий…

Учитель. Составьте высказывание о лесе.

Дети. Осенью лес одевается в яркий разноцветный наряд. Осенний лес похож на сказку.

Учитель. Если присмотреться к лесу повнимательнее, то можно увидеть, что он полон загадок и тайн. Некоторые мы попробуем сегодня разгадать. Что обычно люди берут с собой в лес?

Дети. Люди берут с собой в лес корзинку.

Учитель. И мы возьмем в лес маленькое лукошко. Его для нас приготовил лесной гномик. А зовут его Авось. Он во всем сомневается: “Авось так. Авось не так”.

Физминутка.

Учитель. Ребята, чувствуете, подул ветер. Это шалунишка лесной ветерок решил поиграть с вами. Теперь вы не мальчики и девочки, а осенние листочки. Ветер поднял листочки вверх, и вы поднимитесь. Подул еще сильнее, поднимите руки высоко вверх. Закружились листочки, и вы покружитесь на месте. Утих ветер. Садитесь, ребята.

Учитель. Озорной ветер сорвал листья с деревьев и в нашем лесу укрыл землю разноцветным ковром. Что в них необычного? (На листочках красного, зеленого и желтого цвета написаны слоги)

Дети. На листочках слоги.

Учитель. Ребята, кто умеет читать, прочитайте слоги.

Учитель учитывает особенности класса, в котором большая часть детей уже умеет читать. Дети читают слоги: рос, за, рош, мо, ли, ка, рож, до, ка.

Учитель. По какому признаку можно разделить листочки на группы?

Дети. По цвету.

Учитель. Да, соберите листочки в три группы по цвету.

Дети работают у доски.

Учитель. Из каждой группы листочков составьте слова. Прочитайте эти слова.

Дети читают слова: морошка, заросли, рождока.

Учитель. Все ли слова получились?

Дети. Нет. В последнем слове нужно переставить слоги. Получится слово “дорожка”.

Учитель. Теперь прочитаем все слова вместе правильно, так, как они написаны.

Учитель. Кто из вас знает, что обозначает слово “заросли”?

Дети. Это место, где много травы.

Учитель. Вы почти правы. Это густой кустарник. Эти слова встретятся вам в скороговорке. Кто сможет ее прочитать? ( Скороговорка напечатана на доске).

Справа от дорожки –
Заросли морошки.
Я сверну с дорожки –
Наберу морошки.

Учитель. Как надо читать скороговорки?

Дети. Их надо читать быстро и четко.

Учитель. Прочитайте быстро.

Попробуем все вместе прочитать скороговорку быстро.

Учитель. Молодцы! У вас очень хорошо получилось. Какой звук повторяется чаще других?

Дети. Часто повторяется звук [ш].

Учитель. Ягода морошка – летняя ягода, но иногда она остается на болоте до поздней осени. Найдите ее в нашем лесу на картине. Что можно сделать с ягодой морошкой?

Дети. Можно ее съесть.
– Сварить варенье.
– Сварить компот.

Учитель. Что можно сделать со словом “морошка”?

Дети. Составить из слогов.
– Можно прочитать.
– Можно в слове исправить ошибку.

Учитель. Выберите, какой моделью можно обозначить слово “морошка”?

Дети из индивидуальных наборов выбирают нужную модель слова, называющего предмет.

       

Учитель. А Авосику больше нравится эта модель, здесь палочек больше (предлагается модель слов, называющих признак, прямоугольник с тремя палочками). Может выберем ее?

Дети. Слово “морошка” называет предмет, а с тремя палочками - модель признака.

Учитель. Что обозначает модель слова с двумя палочками?

Дети. Это слова, которые обозначают действия предметов.

Учитель. Поиграем. Я буду показывать вам модель, а вы придумывать к ней слова. Все они должны быть связаны с осенним лесом.

Учитель показывает модель предмета.

Дети. Грибы.
– Морошка.
– Костер…

Учитель показывает модель действия.

Дети. Выросли.
– Опали.
– Собирают…

Учитель показывает модель признака.

Дети. Желтые.
– Яркие.
– Разноцветные.

Учитель. Авосику так понравились наши модели, что он с их помощью записал высказывание: “Наступила осень”. Повторите высказывание хором. Вот такая модель высказывания получилась у гнома.

Учитель показывает модель слова – действия.

Дети. Он неправильно составил модель высказывания. Там было два слова, а у гнома – одно.
– Нужно поставить еще одну модель. Добавить модель слова – предмет.

Учитель. Составьте у себя на партах модель этого высказывания.

Дети составляют на партах, а один ученик работает у доски.

Учитель. Посмотрите, как составила схему высказывания Наташа. У кого так?

Учитель. Сколько слов в этом высказывании?

Дети. Два.

Учитель. Как доказать гному, что в высказывании два слова, а не одно?

Дети. Нужно между словами вставить еще одно слово.

Учитель. Вставьте, пожалуйста.

Дети. Наступила красивая осень
– Наступила холодная осень.

Учитель. Так что же нужно сделать, чтобы доказать, сколько слов в высказывании? Как разграничить слова?

Дети. Нужно между словами вставить еще одно слово.

Учитель. Молодцы, ребята. Гном задумал слово. Отгадаете лесную загадку – узнаете слово.

По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица.

Дети. Это белка.

Учитель. Верно отгадали.

Физминутка.

Учитель. Вот она и появилась в нашем осеннем лесу на дереве. Придумайте высказывание про белочку.

Дети. Белка сидит на ветке.

Учитель. Повторите высказывание.Составьте модель высказывания на партах, работая в парах.

Два ученика у доски на индивидуальных наборных полотнах составляют свои модели высказывания. Модели получились разные: у Саши три слова, у Кати – четыре.

Учитель. У кого так, как у Саши? У кого модель такая, как у Кати? Есть ли другие модели?
Как же так: высказывание одно, а модели получились разные? Кто же прав? Нужно разобраться.
Повторите высказывание.

Дети. Белка сидит на ветке.

Учитель. Назовите первое слово.

Дети. Белка.

Учитель. Что оно называет?

Дети. Это слово называет предмет.

Учитель. Сравните модели этого слова у Саши и у Кати.

Дети. Они одинаковые и правильные.

Учитель. Назовите второе слово.

Дети. Сидит.

Учитель. Что оно называет?

Дети. Действие.

Учитель. Верно ли это слово обозначили ребята?

Дети. Да, у них правильно.

Учитель. Саша, назови третье слово в высказывании.

Саша. “Наветке”

Учитель. Катя, какое у тебя третье слово в высказывании?

Катя. На.

Учитель. Как доказать “наветке” - это одно слово или “на ветке” - два слова?

Дети. Нужно между этими словами вставить еще одно слово.

Учитель. Подумайте, какое слово можно вставить.

Дети. Белка сидит на красивой ветке.
– Белка сидит на толстой ветке.

Учитель. Так сколько же слов в этом высказывании?

Дети. Мы смогли вставить между словами “на” и “ветке” еще одно слово. Значит, в этом высказывании четыре слова.

Учитель. Какое третье слово?

Дети. На.

Учитель. Какое четвертое слово?

Дети. Ветке.

Учитель. Теперь назовем каждое слово в этом высказывании.

Дети называют слова, указывая на модели.

Учитель. Мы выяснили, что “на” - это отдельное слово. Как вы думаете, что оно называет: предмет? Признак? Может действие?

Дети долго молчат, думают.

Учитель. Это слово называет предмет? Задайте вопрос к нему.

Дети. Нет, это не предмет.
– Это и не слово – признак.
– А у Кати признак. Тут надо другую модель.

Учитель. Тогда это действие.

Дети. Нет. Действие – это когда что-то делают. А к слову “на” нельзя задать вопрос “что делает?”

Учитель. Какое странное слово: ничего не называет, к нему нельзя поставить вопрос. Может оно не нужно? Уберем его из высказывания. Прочитайте, что получилось.

Дети. Белка сидит ветке.
– Получилось неправильно.

Учитель. Так можно обойтись без слова “на”?

Дети. Нет.

Учитель. Для чего оно нужно?

Дети. Чтобы было красиво.
– Чтобы были связаны слова.

Учитель. Слово “на”, хотя ничего не называет, но в предложении очень нужно. Оно помогает слову-названию, “связывает” слова в высказывании.

Учитель стрелочкой показывает связь слов в высказывании.

Учитель. Покажите жестом, как это слово связывает слова в высказывании.

Дети вместе с учителем жестом рук, сцепив кончики пальцев, показывают связь слов в высказывании.

Учитель. Ребята, придумайте этому слову имя. Если оно помогает связать слова, как оно может называться?

Дети. Может оно “помощник”?

Учитель. По-другому его можно назвать “служебное слово”. Для всех слов-названий модели есть, а для слова-помощника модель не придумали.

Дети. Можно взять прямоугольник с четырьмя палочками.

Учитель. Подойдет ли для новой модели прямоугольник?

Дети. Да, пусть будет такая модель.
– А я не согласна. Прямоугольник, это, когда слово что-то называет. А слово “на” ничего не называет.

Учитель. Да, не называет. Как же быть?

Дети. Тут можно придумать что хочешь, но не прямоугольник.

Учитель. Что, например?

Дети. Можно кружок.
– Можно треугольник.
– Или многоугольник.

Учитель. Я с вами согласна. Можно выбрать любую из предложенных моделей. Пусть это будет треугольник.
Я предлагаю сделать модель служебного слова сейчас на уроке. Найдите в своих наборных полотнах квадрат. Как из квадрата сделать треугольник?

Никита. Разрезать его.

Учитель. Правильно.

Дети. У нас нет ножниц.

Учитель. Нужен другой способ.

Света. Можно сложить квадратик.

Учитель. Покажи, Света, ребятам, как это сделать.

Дети сгибают квадрат по диагонали. Получается треугольник.

Учитель. Что обозначает этот треугольник?

Дети. Это слово-помощник

Учитель. Вставьте эту модель в высказывание. Прочитайте высказывание по схеме, которая у нас получилась.

Дети читают высказывание, указывая на каждое слово-модель.

Учитель. Поместите модель служебного слова к другим словам. Какое открытие мы сегодня с вами сделали?

Дети. Мы открыли новое слово- помощник.

Учитель. Какую работу оно выполняет?

Дети. Оно связывает слова в высказывании.

Учитель. Правильно. Чтобы не забыть его в лесу, положим модель слова-помощника в лукошко.

Смотрите, куда спряталась наша белочка?

Дети. Она в дупле.

Учитель. Придумайте новое высказывание о белочке.

Дети. Белка спряталась в дупло.

Учитель. Повторите высказывание. Сейчас мы составим схему этого высказывания. Только модели в ней будут живые. Каждой моделью-словом будет кто-то из вас. Назовите первое слово в высказывании.

Дети. Белка .

Учитель. Что оно называет?

Дети. Оно называет предмет.

Учитель. Маша, выбирай нужную модель на столе учителя. Теперь ты модель слова “белка”. Назовите второе слово в высказывании.

Дети. Спряталась.

Учитель. Что называет слово “спряталась”?

Дети. Это действие.

Учитель. Вова, ты будешь моделью этого слова. Найди его на столе. Займи место возле слова белка. Какое следующее слово?

Дети. Следующее слово “в”.

Учитель. Что это за слово?

Наташа. Служебное.

Учитель. Выбери модель этого слова. Какое четвёртое слово?

Дети. Дупло.

Ученик выбирает нужную модель слова “дупло” и становится за словом “в”. Получилась “живая” модель высказывания.

Учитель. Прочитайте высказывание.

Учитель указывает на ребенка, который играет роль “модели-слова”, дети называют слова высказывания.

Учитель. Теперь прочитайте высказывание без служебного слова.

Ученик, играющий роль служебного слова, выходит из схемы.

Дети. Белка спряталась дупло.

Дети. Так нельзя говорить. Нужно вернуть слово “в”.

Учитель. Зачем оно нужно?

Дети. Чтобы связать слова.

Учитель. Как живые модели могут показать связь слов в высказывании?

Дети. Пусть возьмутся за руки.

Учитель. Прочитайте ещё раз высказывание, выделяя голосом слово-помощник. Молодцы!

Учитель. Ребята, задержались мы в лесу, пора возвращаться в класс.

Звучит тихая музыка.

Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых.
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих.

Учитель. Вот мы и в классе. Вам понравилось наше путешествие? Наверное, вы захотите рассказать о нём дома своим родным. О чём вы им расскажите?

Оля. О том, что мы были в гостях у осени, какая она красивая.

Ксюша. А я расскажу и про наш лес, где мы были, и про открытие.

Серёжа. И я расскажу, что мы узнали слово-помощник. Оно нужно, чтобы слова связывать.

Ваня. Мы это слово будем треугольником обозначать.

Учитель.

Спасибо вам, мои друзья,
Была довольна вами я.
И с радостью на память вам
Листочки осени раздам.

Учитель раздает детям осенние листочки.