Организация досуговой деятельности учащихся

Разделы: Внеклассная работа


«Школа – наш второй дом». Часто мы слышим эту фразу из уст учителей, школьников. Но насколько она искренна? Чтобы школа поистине стала нашим вторым домом, мы решили создать свою школьную страну, где всем жителям будет интересно и весело не только на уроках, но и после них.

Современный школьник непредсказуем и неоднозначен. Как и вовсе времена, он болезненно воспринимает любые посягательства взрослых на свою свободу и независимость. Как же реализовать сотрудничество, сотворчество ребят в наше сложное время? Как деликатнее найти точки соприкосновения со всеми детьми, как поддержать каждого ребенка? Эти бесконечные «как» окружили нас плотной стеной и заставили трудиться на ниве разнообразных педагогических технологий, искать, путь совершенствования.

После долгих споров мы взялись за устройство родной школы. Свой проект, разработанный вместе с ребятами, учителями и сохранившими активность родителями, мы назвали «Ребячья Республика».

Начали мы осуществлять проект с создания условий для демократизации уклада нашей жизни. Это и серьезное обсуждение законов граждан школы, их прав и обязанностей, и выборы школьной думы, и разработка атрибутики нашей маленькой Ребячьей Республики – флага, гимна, герба.

Отход от массовых, всеохватных обязательных мероприятий, поиск нестандартных, интересных дел, способствующих установлению гуманных норм в деятельности групп подростков, послужил причиной разработки целевой интегрированной программы «Игра – дело серьезное». Мы попытались привести в систему разрозненные усилия разных педагогов, четко определить функции каждого. Упорядочивание всех компонентов работы позволило намного качественнее решать задачи организации и содержания всей досуговой деятельности учащихся. Эта программа интересна тем, что воплощается в жизни школьных организаций в форме игры, способствующей созданию, развитию разновозрастных детских общественных объединений и реализации интересов, потребностей детей и подростков в самосовершенствовании, саморазвитии, собранных в единое детское государство – «Ребячья Республика». Законы его существования позволяют упорядочить деятельность любой группы, экипажа, отряда и дать возможность разностороннего развития каждому участнику игры. «Ребячья Республика» – это детское государство, поэтому мы смоделировали в нем различные аспекты государственной и общественной деятельности. Школьники – граждане этого ребячьего государства – заняты в нем практически всеми видами человеческой деятельности, необходимыми для гармоничного развития личности. «Ребячья Республика» – это союз тех, у кого есть дело по душе. Вот основные направления, способствующие обучению и воспитанию молодых граждан – патриотов России:

  • Общественно-политическое (создание жизнеспособной системы управления деятельностью объединения, социальные эксперименты и тренинги);
  • Политико-правовое (изучение существующих политических и правовых систем, опыта парламентской деятельности);
  • Дипломатическое (организация взаимодействия детских объединений, обмен опытом, содержательно-методическими разработками, информацией);
  • Экономическое (повышение экономической грамотности, школы бизнеса и менеджмента, профессиональная ориентация, биржа трудовых ресурсов);
  • Экологическое (школа эколога, экологический мониторинг, участие в экологических акциях);
  • Историко-этнографическое (краеведение, исследование истории Ханты-Мансийского автономного округа и этнографии его народов, охрана памятников истории и культуры Югры, сбор и изучение архивных материалов);
  • Физкультурно-оздоровительное (физкультурно-спортивная деятельность, спортивные секции и соревнования, традиционные и современные системы оздоровления);
  • Воспитательно-педагогическое (шефская работа с младшими школьниками и детьми дошкольного возраста);
  • Культурное (изучение духовного и культурного наследия, развитие творческого потенциала, организация и проведение культурно-массовых мероприятий);
  • Орден Милосердия (оказание помощи престарелым, инвалидам и детям-сиротам).

Программа «Игра – дело серьезное» - это освоение детьми новой территории, создание на ней собственного государства, установление дружеских связей с другими ребячьими государствами и совместная с ними развивающая деятельность. Игра способствует становлению коллектива, помогает каждому ее участнику определиться в своих интересах и способностях. Можно выделить в ней три основных этапа.

Первый этап – становление коллектива. На нем определяются формы управления объединением, распределяются обязанности, вырабатываются основные принципы деятельности и законы существования коллектива.

На втором этапе – устанавливаются контакты с другими детскими коллективами и объединениями, происходит обмен информацией и опытом. Школьники активно обживают свое государство: знакомятся с его законами, символикой, построением органов управления. Серия ролевых и ситуационных игр в этот период позволяет повысить интерес детей ко всем видам деятельности.

К третьему этапу, как правило, в любом коллективе уже складывается своя особенная, во многом неповторимая игровая основа. Работа по собственным программам становится более углубленной, ведется работа и по совместным программам различных объединений. Умение жить в равновесии с природой и в мире с людьми, получая и отдавая, - вот основная задача третьего этапа и всей игры.

Жизнь в нашей «Ребячьей Республике» забурлила, закипела, в которой ученики всех возрастов и учителя живут по своим законам, программам, планам. И теперь наше детское государство, как каждая уважающая себя страна, имеет свой гимн, герб, флаг и законы. А формы, ритуалы, традиции, атрибуты характерны для любой детской организации. Без них она просто не существует. И суть не в них, а в том, каким содержанием, какими ценностями они наполнены.

Успех воспитательной работы в школе мы связываем с осуществлением программы «Игра – дело серьезное». Она включает в себя подпрограмму «Путешествие на планету Знаний», в которой принимают участие экипажи путешественников (1–4 классы) и подпрограмму «Путешествие по «Играй-городу» (отряды 5–8-х классов). Старшеклассников объединили коллективно-творческие дела по программе «Познай самого себя и других», направленные на поддержку школьных традиций.

При реализации подпрограммы «Путешествие на планету Знаний» учитываются анатомо-физиологические особенности детей. Особое внимание уделяется развитию психических процессов – расширению сенсорной основы психики (больше занятий рисованием, лепкой, музыкой, пением, танцами). Дети учатся наблюдать и анализировать различные предметы и явления, обучаются мыслительным операциям и усвоению понятий, исходя из возрастных особенностей мышления, дается больше простора фантазии, поощряется творчество. Подпрограмма «Путешествие на планету Знаний» через игры позволяет направлять развитие произвольных процессов, стимулировать самостоятельность, инициативу, активность, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, проверять и оценивать свои действия. При проведении игры её организаторы стремятся не захваливать тех, у кого высокие результаты, а поддерживать и подбадривать тех, кого преследуют неудачи, ибо подпрограмма для подведения итогов путешествия по планете Знаний использует щадящий метод соревнования.

Путешествуя по планете Знаний, ребята младших классов в течение года проходят девять станций, принимая участие на каждой из них в разнообразных игровых программах, конкурсах, праздниках. Задания на каждую станцию разрабатывает штаб игры. На каждой станции подводятся итоги проведенных дел. За каждое проведенное дело экипажи получают специальный лепесток. В результате путешествия экипажи должны собрать девять лепестков (полный цветок Знаний). В конце года подводятся итоги, и определяется экипаж-победитель этого увлекательного и полезного всем путешествия. Экипажи, победившие на тех или иных станциях, принимают участие в городских мероприятиях объединения «Ребячья Республика».

Анкетирование, наблюдения за учащимися начальных классов позволяют сделать вывод, что подпрограмма «Путешествие на планету Знаний», построенная в основном на игровой деятельности, усиливает активность самого ребенка, стимулирует его самовоспитание и самостоятельность. Практика показала, что уже в начальной школе степень самостоятельности детей в подготовке внеклассных мероприятий, в организации своей жизнедеятельности возрастает от класса классу.

Организация досуговой деятельности учащихся 5-8 классов строится на основе подпрограммы «Путешествие по «Играй-городу», которая является продолжением подпрограммы «Путешествие на планету Знаний», хотя и отличается по своему содержанию и поставленным целям. Отправляясь в странствие по «Играй-городу» учащиеся 5-8 классов выступают в роли путешественников, исследователей, первооткрывателей. Основные направления этой подпрограммы – включение подростков в ситуацию выбора, в том числе выбора ценностных ориентаций, их осмысление, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в творчество, формирование организаторских навыков, воспитание лидерских качеств. Подпрограмма «Путешествие по «Играй-городу» позволяет каждому ребенку попробовать свои силы, как в роли организатора, так и в роли исполнителя. Дети учатся самостоятельности, пробуют планировать и анализировать творческие дела для себя и для младших школьников. При этом акцент смещается с массовых мероприятий на групповые дела, в ходе которых создаются условия для самоутверждения подростков. Предпочтение отдается временным группам по подготовке внеурочных дел: советам дела, инициативным и творческим группам.

Досуг учащихся 9–11-х классов строится на основе подпрограммы «Познай самого себя и других», которая является составной частью программы «Игра – дело серьезное» и продолжением подпрограмм «Путешествие на планету Знаний» и «Путешествие по «Играй-городу». Воспитательные процессы на этом этапе призваны помочь подростку сформулировать свою систему интересов, которые в его жизни в социальном развитии выполняют две важные общественные функции. Во-первых, интересы являются внутренними социальными стимулами, побуждающими его к определенным действиям; во-вторых, сближают его со своим классом, с другой группой сверстников, с другими людьми, с обществом, что и является основой для социализации личности ребенка.

Подпрограмма «Познай самого себя и других» построена на основе методики коллективной творческой деятельности. Она позволяет реализовывать идеи сотрудничества учителя и ученика, участия каждого ученика в улучшении окружающей жизни, раскрытия индивидуальных творческих способностей школьников. Через КТД происходит социализация личности ребенка, то есть его интеграция с обществом, формулируемая самим ребенком как перспектива интересной жизни, достигающаяся путем реализации интересов детей и формирования потребности в самосовершенстве, самореализации, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе. Под КТД мы подразумеваем не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое, поэтому оно называется дело. Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно с воспитанниками и учителями как старшими и младшими товарищами, объединенными общей жизненно практической заботой. Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Мы наблюдали, как школьники овладевают в процессе творческой деятельности опытом организаторской работы. А накопление опыта есть поступательное движение к перспективе. Субъектом заботы о личности стал коллектив. И организованная групповая деятельность (мы не могли этого не заметить) была пронизана теплом эмоционального переживания. Она содержит и взаимный контроль, так как работа проводится на глазах у всех, что поддерживает и вдохновляет. В каждой группе и микрогруппе ребята психологически заряжаются в деятельности. Общение между сверстниками происходит без назойливого вмешательства взрослых. Собеседования с учащимися, педагогами, родителями показало, что КТД, ключевые дела, подготовка, реализация, рефлексия событий школьной (классной) жизни могут эффективно осуществляться самими школьниками в режиме соуправления.

Идеи коллективного творчества, коллективной организации и школьной деятельности очень близки нам. Такая организация предусматривает участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении любого школьного мероприятия всех членов педагогического коллектива. А коллективное творчество – это же брызги фантазии, радуга импровизации. Сегодня коллективное творческое дело – основная единица нашей системы воспитательной работы.

Учащиеся 9–11-х классов в течение учебного года принимают активное участие в организации и проведении интеллектуальных игр, информационно-развлекательных программ, марафонов, турниров, конкурсов по всем предметам в рамках проведения традиционных предметных недель – отличный пример единства учебной и внеклассной деятельности учащихся! С огромным удовольствием учащиеся школы принимают участие в досуговых клубах творческих дел. Школа заботится о расширении возможностей межвозрастного общения, этому способствуют внутришкольные традиции. Они рождают дух дружбы, единения, совместного творчества. Традиционными и любимыми стали «День Знаний», «Осенний бал», «Новогодняя шоу-программа», «День самоуправления», игровая программа «А ну-ка, парни!», акция «Я выбираю жизнь», операции «Свой голос» и «Древо жизни», экологический эрудицион «Не навреди самому себе», вечер встречи с выпускниками школы, праздник юмора и смеха, праздник «Последний звонок». Главное здесь то, что самим ребятам приходится определять цели своей деятельности и ее масштаб, планировать и организовывать дела, анализировать их эффективность и отвечать за сделанное. Инициаторами и организаторами всех интересных дел в школе являются органы самоуправления учащихся. В Совет школы полноправно вошли представители штаба игры «Путешествие на планету Знаний» и «Путешествие по «Играй-городу», Совета старшеклассников. Эти демократично выбранные органы самоуправления взаимодействуют с активами классов и принимают участие в управлении жизнью школы буквально на всех уровнях.

Игра в детское государство имеет глубокий смысл, потому что дети в реальных ситуациях учатся не только жить в согласии и радости, но и получают первый опыт самоорганизации. Характерная особенность многих школьных дел – межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, знакомят их с традициями школьного коллектива. Взаимодействие, сотрудничество стало чертой школьного быта, привычкой. Девиз нашей работы: «От сотрудничества – к сотворчеству!».

Длительная воспитывающая игра помогла объединить школьный ученический коллектив в одну дружную семью, где каждый готов прийти на помощь, организовать и провести интересное, увлекательное путешествие. Через игру учащиеся прокладывают тропинку к новым знаниям. Интерес, вызванный во время того или иного внеклассного мероприятия, помогает увлечь ребят, раскрыть творческий потенциал учащихся. Игра прижилась в нашем коллективе быстро и безболезненно. Может быть, потому что в нашей школе педагоги выше всего в общении друг с другом и ребятами ценят неформальные отношения.

Воспитательная система нашей школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, природно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

Сегодняшняя школа – это сложная система, где воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов. Воспитание уже не может рассматриваться как дополнение, довесок к обучению.

Воспитательная система школы имеет следующую структуру. Ее компоненты:

  • цели – совокупность идей, для реализации которых она создается;
  • деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
  • субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
  • отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъектов в некую общность;
  • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Цель воспитательной системы – поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка. Это значит создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни: самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

Главная функция школы – воспитательная. Цель воспитания – свободное самоопределение воспитанников и их творческая самореализация. Источником цели воспитания в школе служит сам ребенок. Сколько детей в школе – столько целей воспитания. Цель заключается не в усвоении как можно большего объема информации, школа должна помочь детям понять мир и себя в этом мире, почувствовать свою ответственность.

Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию. Систему школьного воспитания мы делим на три этапа:

  • раскрытие личности (1 – 4 классы);
  • развитие личности (5 – 8 классы);
  • становление и самоактуализация личности ( 9 – 11 классы).

Каждому этапу соответствуют цели и задачи в зависимости от возраста, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся.

В работе с детьми мы опираемся на единство учебно-воспитательного процесса. Оно в наличии общей цели, взаимосвязи направлений и средств ее реализации (обучение и воспитание, теоретическая и практическая подготовка, урочная и внеурочная деятельность, сотрудничество учащихся и учителей, педагогическое руководство и ученическое самоуправление и др.). В нашей школе не разделяют воспитательную работу строго по направлениям – нравственное, военно-патриотическое, правовое и т.д. И это вполне соответствует известным словам А.С. Макаренко: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается».

Педагогическим коллективом школы решаются следующие стратегические задачи воспитательной деятельности:

первая задача – гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий всемерного развития личности, для побуждения ее к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции;

вторая задача – поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива и украшающих его жизнь;

третья задача – совершенствование методического мастерства классных руководителей.

Педагогический коллектив школы всегда был увлечен поиском новых педагогических идей и путей их реализации. В нашей школе бережно относятся к накопленному опыту, сложившимся традициям в воспитательной работе. Учителя умеют находить равновесие между традиционными подходами к организации образовательного процесса, в том числе и воспитания, и инновационными идеями. Творчески развивается модель организации воспитания, основанная на совместной деятельности администрации, учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога и психологов, а также учащихся и их родителей. Все отношения между учениками, родителями и учителями построены так, что каждый человек индивидуален по своей природе

Своеобразие воспитательной системы нашей школы заключается в том, что годовой цикл ее работы концентрируется вокруг трех подпрограмм целевой программы «Игра – дело серьезное». Они включают основные аспекты воспитания в их взаимодействии, через них осуществляется попытка целостного воздействия на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферу. В этих подпрограммах участвуют все ученики школы с 1 по 11 классы, все учителя, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы.

При этом важно не просто свести вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, в творческом самовыражении, в признании в коллективе.

Система органического сочетания видов организации досуга, образования и воспитания в средней школе №1 города Белоярский складывалась на протяжении ряда лет. Школа – это не здание, а педагогический коллектив. Педагогический коллектив школы – это союз единомышленников. Если есть союз единомышленников, значит, школа получится. Пусть не покажется слишком «модной» тема, над которой мы работаем, но для нас она была совершенно естественной, - демократизация всей школьной жизни. Под демократизацией мы понимаем создание таких условий, при которых наиболее полно раскрываются творческие способности каждого учителя и ученика. Творчество учителя не декларируется, а обеспечивается условиями, при которых невозможно жить по-старому, нужно искать, думать, постоянно учиться. При этом учителя свободны (контролируется не процесс, а результат работы). Хотя совершенно очевиден парадокс: степень свободы определяет и степень ответственности. А ответственность – бремя, которое не все могут вынести. Поэтому важен психологический климат в коллективе, считаем мы. И стараемся, чтобы учителям было приятно работать, общаться.

В школе сложился профессионально компетентный, творческий и работоспособный коллектив. Люди у нас очень интересные, многих отличает интеллигентность. Ни у кого нет страха, подавленности, суеты. Среди педагогов школы – Заслуженный учитель Российской Федерации, 6 отличников народного просвещения, 12 Почетных работников общего образования Российской Федерации, Почетный гражданин города.

Одна из самых важных проблем нашей школы на современном этапе развития – проблема встраивания выпускников в социум, живущий подчас совсем не по тем правилам, к которым ребята привыкли в школе. Не повредят ли им комфортные условия школы, смогут ли они находить общий язык с теми, кто на них не похож, но и не поддаваться всему тому, что может смять, изуродовать личность, чего так много в Большом мире? Наши педагоги много думали над этой проблемой. И пришли к выводу, что не нужно воспитывать сопротивляемость специально, ставя детей в жесткие условия, чтобы им потом было легче. Лучше постараться заложить в человека достаточное количество любви, веры в себя и людей, воспитать в нем открытость и независимость, столько, чтобы хватило для яркой, интересной взрослой жизни.

Какими будут наши выпускники? Это будут самостоятельные и самодеятельные личности, понявшие свою самоценность, которые достигли самоопределения и самоутверждения и самореализации. Все это и есть главная цель воспитания – счастливый человек!