Урок обучения грамоте. Путешествие в зимнюю сказку

Разделы: Начальная школа


Тема:Закрепление букв, изученных ранее. Повторение пройденного материала.

Путешествие в зимнюю сказку

Цели: 1.Закрепление навыка чтения с опорой на гласные, формирование навыка плавного, осознанного слогового чтения. Повторение ранее изученных букв, чтение слогов, слов с изученными буквами.

2.Развитие артикуляционного аппарата, речи, памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, антиципации, грамматического строя языка.

3.Воспитание интереса к чтению, к уроку, формирование эстетического вкуса.

Оборудование: Магнитофон, конфетти, снежинки из бумаги для оформления класса, предметные картинки на тему “Одежда”, снежинки, на которых написаны слоги, модели сугробов из ватмана, рисунки животных и деревьев, ледяная пещера, ледяные глыбы, бумажные куклы- Зимушка, Снегурочка.

ХОД УРОКА

1.Организация класса.

Под музыку учитель читает стихотворение и посыпает снежное конфетти

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

( с этими словами учитель опускает снежинку)

2.Актуализация внимания.

-Ребята, отгадайте загадку:

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
-И к нам в гости заглянула зима.
-Посмотрите, как красиво стало в нашем классе.

Машет варежкой Зима,
Чудо совершается.
Все деревья и дома
В шубы наряжаются.
- Что ты делаешь Зима?
-Строю я темницы
Для зверей и птицы.
Заморозить всех хочу,
Праздник вам испортить…
Напущу на вас пургу,
Ветер северный, метель…
Закружится карусель…
Постараюсь до утра,
Снегурочку свою вы не найдёте никогда.

-Что же будем делать, милые ребятки?

-Чем грозит Зима седая, отвечайте по порядку.

(Дети дают полные ответы)

-Какой праздник грозит испортить Зима?

(Новый год)

-Какая Зима?

(Злая, сердитая, суровая и т.д.)

3. Сообщение темы и целей урока.

-Что ж, в дорогу поскорей

Нужно собираться

Выручать пойдём друзей.

Надо одеваться.

(На доске – предметные картинки на тему “ Одежда”)

- Назовите предметы, изображённые на доске.

- Как одним словом их можно назвать?

(Одежда)

-Какие предметы одежды вы выберете для нашего путешествия?

(Шапку, пальто, валенки, шарф, варежки)

-Почему?

(На улице зима, нужно одевать тёплые вещи)

-Ну вот, в дорогу готовы.

-Но, кроме одежды, нам понадобятся знания, полученные на прошлых уроках.

-Ох, и трудное предстоит путешествие, что- то мне страшно. Может, не пойдём?

(Нет, пойдём)

-Правильно, мы же дружные ребята, а вместе с любой бедой легко справиться.

4. Закрепление пройденного.

1.Чтение слогов-слияний и дополнение их до слов.

(Звучит “Вальс” из кинофильма “Мой нежный и ласковый зверь”)

-Кажется, начинается метель, посмотрите, сколько снежинок поднялось вверх с земли.

(Снежинки находятся над доской)

-Чтоб метель угомонить, вьюгу успокоить,

Надо слоги прочитать и до слов дополнить.

(На снежинках из бумаги – слоги : ПА,ПИ,ПЫ,ПУ,ПО,РА.)

-Читаем слоги. Какой слог лишний? Почему?

(РА- потому что стоит с согласной “Р”, а остальные с согласной “П”)

-Какой слог ещё можно выделить?

(ПИ-слог слияния мягкого согласного с гласным, остальные слоги слияния твёрдого согласного с гласным)

- Продолжаем путь. Метель успокоили. Посмотрите какие сугробы она намела!

-Ну что ж придётся и через них пробираться.

Первый ещё ничего, а вот второй и третий. Может, вернёмся? (Нет)

(Слоги, слова, предложения записаны на полосках ватмана, нарезанного в виде сугробов.)

Первый сугроб.

2.Плавное чтение нескольких слогов-слияний на одном дыхании с опорой на гласные.

Тогда вперёд, побольше воздуха в лёгкие и на выдохе…

Второй сугроб.

3.Упражнение на развитие навыка плавного осознанного чтения

(Первый слог произносится низко, второй – высоко.)

Второй сугроб.

Что прочитали?

(Предложение)

-Докажите.

Третий сугроб.

4.Чтение предложения, записанного в одно слово:

Каккрасивлесзимой

-Здесь совсем ничего непонятно.

-Читаем гласные.

-Читаем полностью, что написано?

(Предложение)

-О чём речь- кто скажет?

(О красоте леса зимой)

-Какой знак поставим в конце предложения?

(Восклицательный знак)

-Обычно в предложении стою я для того ,

Чтоб выделить волнение ,тревогу, торжество.

-Прочитаем предложение с нужной интонацией.

5.Физпауза

- Всё зима, зима ,а я хочу лето.
-Земляники хочу.
-Давайте немножко отдохнём.

-В огороде, в огороде вот беда.
Поселилась, появилась лебеда.
Бабка ахнула, поди-ка,
И не видно где клубника.
я повыдергаю траву,
Уничтожу лебеду.
На неё найду управу,
Сорок внуков позову.
Сорок внуков, ровно сорок,
Засучили рукава,
С ней расправишься не скоро,
Ох и цепкая трава.
Но повыдергали траву,
Поработали на славу.
Бабка ахнула,
Поди-ка, ишь какая благодать,
Только где моя клубника?
Что-то ягод не видать

5.Упражнение на развитие артикуляции ,речи ,мышления.

“Абракадабра”

-Я вижу на горизонте лес, а на опушке леса животных.

(На доске рисунки деревьев и животных)

-Читаем гласные.

-Читаем слова.

-Какое слово лишнее? Почему? (Зебры)

-Какое слово спряталось? (Звери)

-Читаем слова “абракадабра”, т.е. справа налево.

-Какое слово понравилось?

-Составьте красивое предложение с любым из слов.

6.Упражнение на развитие эмоционально-познавательной сферы, памяти.

-А я вам предлагаю выучить стихотворение о зайчишке.

Стой, зайчишка,

Стой, косой.

Что ты бегаешь босой

В стужу по дорожке?

Отморозишь ножки.

(Чтение стихотворения шепотом, вполголоса, в полный голос)

-А сейчас читаем стихотворение так, словно вас кто-то обидел. (Чтение детей)

-Читаем стихотворение с чувством радости. (Чтение детей)

-А как бы это стихотворение прочитал скромный, застенчивый, стеснительный человек. (Чтение детей)

Слушаем дальше стихотворение.

-На-ка варежки мои

Тёплые пуховые

Надевай скорей, беги

В заросли еловые.

-Не могу туда бежать,

Ветер не пускает,

Всех зверей велел держать

На опушке с краю.

-Ох уж эта зима не угомонится, и ветер северный туда же.

Вот волшебная сосна, в ней спасение наше

Прочитать нужно слова, ветер стихнет сразу.

7.Чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидой с опорой на букву, которая обозначает гласный звук.

(Дети читают слова, записанные на ёлочке: лес, лесок, лесник, лесовоз)

Как понимаете эти слова? Что обозначает каждое слово?

Составьте предложение с любым из слов.

6. Физпауза.

8.Упражнение на развитие антиципации.

Ну что, зверятам помогли. Пойдём снегурочку выручать.

Скоро праздник Новый год, ей нужно ребятам подарки готовить, а она в ледяной пещере томится.

-Кто к пещере путь укажет, нам загадочка подскажет.

Но сначала мы должны вставить в загадку недостающие слова.

Меня не растили

Из снега (слепили)

Вместо носа ловко

Вставили (морковку)

Ручки – сучки,

глаза- (угольки)

Холодная, большая

Кто я такая? (Снежная баба)

-Кто догадался, какие слова пропущены? (Дети дополняют слова.)

-Кто знает отгадку?

-Правильно, снежная баба.

-Вот она и укажет путь к снегурочке. (Музыка.)

-А вот и ледяная пещера. (Ледяная пещера нарисована на ватмане.)

-Вход завален ледяными глыбами, а на них непонятные знаки.

Если буквы мы узнаем

И слова все прочитаем,

Ласково Зиму назовём,

Чары колдовские её станут бессильны.

(На бумаге в виде ледяных глыб написаны элементы букв, дети должны узнать букву, дополнить её и из букв составить слова “ Зимушка хрустальная”)

-Снегурочку освободили. (Рисунок Снегурочки)

-Посмотрите, ребята, Зима злая, сердитая, суровая превратилась в Зимушку хрустальную. Мы помогли не только Снегурочке, но и Зимушке-зиме. Она стала доброй, ласковой. Они вас благодарят и ждут с нетерпением на Новогоднем празднике.

-А нам нужно возвращаться в класс. Чтобы вы не скучали по дороге, Костя прочитает нам стихотворение.

Белый, вкусный снег идёт,
Попадает прямо в рот,
Если очень захочу,
Снег весь разом проглочу!
И тогда что будет, братцы!
На санях не покататься!

И сугробов не видать!
И в снежки не проиграть!
Плохо будет всем без снега!
Вот поэтому, друзья,
Снег не съем, пожалуй, я!

-Почему будет плохо без снега?

9. Составление рассказа по картине.

-Какие зимние забавы вы знаете?

(Дети перечисляют виды зимних забав)

-Посмотрите на картину, какое время года изображено?

(Зима)

-Почему так считаете?

-Чем заняты дети?

-Давайте дадим имена детям.

-Какое у них настроение?

-Составьте небольшой рассказ.

(Дети составляют рассказ)

7. Итог урока.

-Чем занимались?

-Где побывали?

-Что больше всего понравилось?

-Что помогло преодолеть все трудности?