В своей практике придерживаюсь технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. Контрольно-обучающий метод позволяет фиксировать результат как на этапе промежуточного усвоения материала, так и при итоговом контроле.
Не секрет, что выполнение домашних заданий по черчению является проблемой для многих учеников. Здесь и отсутствие помощи и контроля со стороны родителей (от “Я сама ничего в этом не понимаю!” до “Кому нужно это черчение?”), необеспеченность нормальными чертёжными принадлежностями – окружности прочерчиваем в классе на перемене. А самое главное – часть учеников так и не могут представить себе тень от предмета , т.е. воспроизвести проекцию – отображение объёмного предмета на плоскости.
В педагогике есть разработки о влиянии цвета на образность и объёмное мышление детей. Я решила этим воспользоваться. Вам хорошо известны плакаты по черчению: “Проекции предмета на одну, две, три плоскости”, “Схема группы геометрических тел”. Но когда ученик держит в своих руках окрашенную деталь, сам измеряет её длину, ширину, высоту или диаметр, он волей-неволей запоминает и цвет. После фиксации параметров в памяти остаётся и цвет стороны, с которой снято измерение. Затем он располагает деталь в пространстве уже согласно длине по фронту и происходит окончательное запоминание цвета, ориентированного на фронтальную плоскость проекции. Но деталь – это следующий, более сложный этап работы на уроках черчения по программе.
Начинаем же мы, конечно, с простых геометрических тел. В нашей школе несколько изменён порядок подачи материала по учебнику “Черчение” А.Д. Ботвинникова и др. Сразу после второго параграфа я даю понятие о плоскости и объёме. Мы делаем рисунки простых геометрических тел со всеми их элементами: точка, вершина, ребро, грань – эти определения, считаю, необходимы до начала изучения понятия “проецирование” (параграф 10). Затем даю тему “Правильные геометрические фигуры (параграф 15.2-1 урок).
Такой порядок подачи материала позволяет мне говорить с детьми на понятном им языке – они уже знакомы с терминами треугольник, круг, призма, цилиндр и др.
Сейчас перехожу к изложению второго урока:
“Выполнение проекции простых геометрических тел и выполнение чертежа группы геометрических тел”.
Цель урока:
Научить определять тела по их проекциям с учётом пространственного расположения.
Задача урока:
Повторение понятий “плоскости проекции”, выполнение чертежей по наглядному изображению.
Учебные пособия и принадлежности:
Плакат, модели геометрических тел, “проекции” геометрических тел, выполненные из разноцветной бумаги, рабочая тетрадь (“в клеточку”), чертёжные принадлежности.
План урока:
- повторение основных элементов построения правильных многоугольников – 5 минут;
- анализ моделей с ответами на вопросы – 3 минуты;
- “проекции” геометрических тел: работа, контроль – 10 минут;
- усложнение задачи – “проекции” группы геометрических тел: работа, контроль – 15 минут (контроль с помощью отличников);
- задание на дом – 2 минуты;
- графическая работа на дом – начало работы – в классе – 10 минут.
ХОД УРОКА
- Смотрим в тетради работу по параграфу 15.2. на доске учитель выполняет три основные фигуры – элемент повторения;
- Вопросы а) “Назовите самые простые геометрические тела”, “Как называется фигура, полученная в результате вращения треугольника вокруг одной стороны?” - демонстрация и показ фигуры. Далее: о цилиндре, шаре. Обычно эти вопросы не вызывают затруднений (“Мы это уже проходили”) и ответы быстрые и по существу;
- Приступаем к “проецированию” - раздаём с помощниками заготовки, выполненные из цветной бумаги, “проекций” геометрических тел. На парте располагаем их в необходимом порядке: в верхнем левом углу – фронтальная проекция (вид спереди), в правом верхнем углу (на одной горизонтальной линии) – профильная проекция (вид слева), в левом нижнем углу (на одной вертикальной линии с фронтальной проекцией) – горизонтальная проекция (вид сверху). Проверяю и меняю одну из “проекций” в пространстве, контролируем. Часто соседи по парте обмениваются при этом “фигурками” (“А у тебя какая?”, “Надо так положить!”). Обязательно напоминаю расположение проекций на поле чертежного листа.
- “Проекции группы геометрических тел”. При обходе раздаю ещё несколько “проекций” (обязательно разного цвета). Здесь делаю особый акцент на то, что построение начинаем с горизонтальной проекции, т.к. всегда понятны слова “ближе ко мне, дольше, за тем предметом, слева, справа” и т.д. Есть ученики, которые сразу справляются с поставленной задачей из 4 – 5 фигурок. Они основные помощники при контроле. Здесь достигается цель: “Сделай сам – помоги другу”, идёт маленький спад напряжения при коллективном решении проблемы.
- Задание на дом: перечертить рисунок 76 – 78 в тетрадь и принести заготовку формата А-4 (с рамкой и основной надписью).
- Приступаем к выполнению чертежа домашнего задания в рабочей тетради.
Следующим уроком продолжаем выполнение чертежа 79 – 80 , и по выбору – выполняем 2 – 3 фигуры аналогично рисунку 83 на формате А-4 обычно ребята помнят неделю свои работы и, расположив их на парте, почти все легко воспроизводят все три проекции. А с выполнением аксонометрических проекций возникают понятные временные проблемы.
Положительную отметку выставляю за полный чертёж группы геометрических тел. Из практики: всегда есть ученики, выполнившие композицию из 3 – 5 фигурок.
Вашему вниманию было предложено подробное изложение одного из уроков, в ходе которого осуществляется текущий и итоговый контроль знаний. В своей практике использую задания на карточках (как правило – не мене 10 вариантов).
Но эти работы в сравнении с первой и второй четвертью проигрывают своей однотонностью.
Есть у меня ещё и “азбука черчения”, составленная по начальным буквам “Словаря чертёжника”.
При составлении орнаментов, прошу выполнять их в цвете. Кроме того, широко использую задачи с формулировкой “Дочерти …”.
С большим удовольствием ученики раскрашивают задание по рисунку 89. Требую к ним обязательного поиска заданных точек, так легче перейти к решению задач по рисунку 90.
Можно подвести итог. Как правило, с учениками седьмых классов при выставлении отметок особых проблем не возникает, потому что выполнение начала домашней работы производится в классе. Цветовая гамма действительно помогает усвоить и применять понятие “проецирование”. Тому есть подтверждение: в районных олимпиадах семиклассники всегда получают хотя бы одно призовое место.
Но самое главное, предмет “ЧЕРЧЕНИЕ” в школе занимает достойное место в “строю” обязательных предметов в общеобразовательной школе. Он необходим не только как ступенька к геометрии и стереометрии, но и как элемент творческого и интеллектуального развития ребёнка.
Литература
А.Д Ботвинников и др. – “ЧЕРЧЕНИЕ” - Москва, “Просвещение”