Тема: Головоломки из картона
Задачи:
- Обучать способу расположения частей, составлению фигур – силуэтов;
- Развить мыслительные операции, речь, творческие способности обучающихся.
Ход занятия
Расшифруй тему занятия
А |
9 – 3 + 0 – 2 + 4 = |
М |
2 + 2 + 5 – 9 + 3 = |
Г |
8 – 1 + 2 – 6 – 2 = |
Н |
5 + 2 – 4 + 5 – 2 = |
Р |
4 + 2 – 3 + 1 + 3 = |
Т |
9 – 7 + 5 – 4 – 1 = |
2 |
8 |
6 |
1 |
7 |
8 |
3 |
Игра “ Танграм”
“Танграм” – одна из несложных игр. Называют ее “Головоломкой из картона”, “Геометрическим конструктором”. Игра проста в изготовлении. Квадрат из картона размером 8*8 см, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. (Рис. 1) Используя все части, плотно присоединяя одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Ознакомление с набором фигур к игре
Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.
Сколько больших одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких?
Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся)
Сколько всего треугольников, и какого они размера? ( Два больших, 2 маленьких, 1 средний)
Из двух больших треугольников составить: квадрат, треугольник, четырехугольник.
Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к одному треугольнику другой)
Составьте такие же фигуры (Рис. 2)
Какие фигуры нам понадобятся для составления данной фигуры?
Как составлены фигуры? ( Путем присоединения)
Составление фигур – силуэтов
Фигура – силуэт– это предметное плоское изображение, составленное из частей игры.
Составление фигуры – силуэта зайца (Рис.3)
Посмотрите внимательно на зайца. Как он составлен? Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца? (Назвать фигуру и ее величину.)
Возьмите свои наборы и составьте зайца.
(После того, как фигура будет готова, учитель просит детей рассказать, как они составили ее, т.е. назвать расположение частей по порядку)
Самостоятельное составление фигур – силуэтов: зайца, журавля (Рис.4)
Составление фигуры – силуэта домика (Рис. 5)
Рассмотрите внимательно домик – стены, крышу, трубу.
Из каких фигур составлена труба? (Из квадратов)
Из каких фигур состоят стены? (Из двух больших треугольников)
Крыша составлена из остальных фигур. Попробуйте составить домик.
Составление фигур–силуэтов по собственному замыслу
Тема: Десять цифр
Задачи: Обобщить знания детей о цифрах и числах.
Познакомить обучающихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации.
Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности обучающихся.
Ход занятия
Арабские цифры
Восстановите данные цепочки: (рис. 6)
Расположите ответы в порядке убывания, подставьте соответствующие буквы. Какое слово получилось? (Число)
Что называют числом? Какие бывают числа?
А что такое цифра? (Число – величина, при помощи которой производится счет. Цифра – знак обозначающий число.)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Эти цифры называются арабскими, хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Девять индусских знаков: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. С помощью этих знаков и знака 0, который называется по–арабски “сифр”, можно записать какое угодно число. Наверное, вы уже поняли, что слово “цифра” произошло от названия нуля у арабов. В России слово “цифра” еще долго означало ноль.
Игра “Второй лишний”
Играющие образуют круг. Водящий становится в центр круга. Он громко называет два каких–либо числа. Вызванные числа должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.
Как найти число в средней клетке?
7 6 1 8 5 3 6 2
Число в средней клетке находится по следующему правилу: из числа, стоящего в левой клетке, вычитается число, стоящее в правой клетке. Поэтому в пустой клетке надо записать число 4 (6 – 2).
Вставь числа
1 4 4 3 7 9 3 2 1 5
Сумма чисел, расположенных вдоль каждой стороны, должна быть равна числу, которое записано в центре.
Римские цифры
В наши дни мы пользуемся еще и римскими цифрами.
Кто прочтет записи “XX век”, “Глава IV”?
Познакомимся с римскими цифрами:
единицы обозначены палочками – I;
число пять – знаком V, похожим на раскрытую ладонь;
десять – знаком X (две ладони).
Если единица прибавляется к числу, то ее записывают справа от него. А если вычитается – то слева (IV – это V без I; VII –это V и II).
Поучимся записывать римские числа:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
I II III IV V VI VII VIII IX X
Вычисли
I + II = V + II = III + II =
III – II = VIII – I = IX –V =
Подумай!
Из палочек составь данные равенства: III – II = IV, VI + II = III.
Переложи одну палочку так, чтобы получилось верное равенство. (III + II = V, VI – III = III).
Почему мы до сих пор пользуемся этой нумерацией? Наверное, потому, что с ее помощью можно отличить при письме одни числа от других. Так, запись 10. II. 03 сразу говорит о том, что это – дата: 10 февраля 2003 года. Попробуйте записать сегодняшнее число, дату своего рождения используя арабские и римские цифры
Список литературы
- Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Составители А. П. Савин, В. В Станцо, А. Ю. Котова: Под общей редакцией О. Г. Хинн; Художник А. В. Кардашук, А. Е. Шабельник, А. О. Хоменко. – М.; АСТ, 1995. – 480 с.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2–е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94. с.