Математический кружок, 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: Головоломки из картона

Задачи:

  • Обучать способу расположения частей, составлению фигур – силуэтов;
  • Развить мыслительные операции, речь, творческие способности обучающихся.

Ход занятия

Расшифруй тему занятия

А

9 – 3 + 0 – 2 + 4 =

 

М

2 + 2 + 5 – 9 + 3 =

 

Г

8 – 1 + 2 – 6 – 2 =

 

Н

5 + 2 – 4 + 5 – 2 =

 

Р

4 + 2 – 3 + 1 + 3 =

 

Т

9 – 7 + 5 – 4 – 1 =

 

 

2

8

6

1

7

8

3

Игра “ Танграм”

“Танграм” – одна из несложных игр. Называют ее “Головоломкой из картона”, “Геометрическим конструктором”. Игра проста в изготовлении. Квадрат из картона размером 8*8 см, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. (Рис. 1) Используя все части, плотно присоединяя одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Рисунок 1

Ознакомление с набором фигур к игре

Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.

Сколько больших одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких?

Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся)

Сколько всего треугольников, и какого они размера? ( Два больших, 2 маленьких, 1 средний)

Из двух больших треугольников составить: квадрат, треугольник, четырехугольник.

Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к одному треугольнику другой)

Составьте такие же фигуры (Рис. 2)

Рисунок 2

Какие фигуры нам понадобятся для составления данной фигуры?

Как составлены фигуры? ( Путем присоединения)

Составление фигур – силуэтов

Фигура – силуэт– это предметное плоское изображение, составленное из частей игры.

Составление фигуры – силуэта зайца (Рис.3)

Рисунок 3

Посмотрите внимательно на зайца. Как он составлен? Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца? (Назвать фигуру и ее величину.)

Возьмите свои наборы и составьте зайца.

(После того, как фигура будет готова, учитель просит детей рассказать, как они составили ее, т.е. назвать расположение частей по порядку)

Самостоятельное составление фигур – силуэтов: зайца, журавля (Рис.4)

Рисунок 4

Составление фигуры – силуэта домика (Рис. 5)

Рисунок 5

Рассмотрите внимательно домик – стены, крышу, трубу.

Из каких фигур составлена труба? (Из квадратов)

Из каких фигур состоят стены? (Из двух больших треугольников)

Крыша составлена из остальных фигур. Попробуйте составить домик.

Составление фигур–силуэтов по собственному замыслу

Тема: Десять цифр

Задачи: Обобщить знания детей о цифрах и числах.

Познакомить обучающихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации.

Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности обучающихся.

Ход занятия

Арабские цифры

Восстановите данные цепочки: (рис. 6)

Рисунок 6

Расположите ответы в порядке убывания, подставьте соответствующие буквы. Какое слово получилось? (Число)

Что называют числом? Какие бывают числа?

А что такое цифра? (Число – величина, при помощи которой производится счет. Цифра – знак обозначающий число.)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Эти цифры называются арабскими, хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Девять индусских знаков: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. С помощью этих знаков и знака 0, который называется по–арабски “сифр”, можно записать какое угодно число. Наверное, вы уже поняли, что слово “цифра” произошло от названия нуля у арабов. В России слово “цифра” еще долго означало ноль.

Игра “Второй лишний”

Играющие образуют круг. Водящий становится в центр круга. Он громко называет два каких–либо числа. Вызванные числа должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

Как найти число в средней клетке?

7 6 1
8 5 3
6   2

Число в средней клетке находится по следующему правилу: из числа, стоящего в левой клетке, вычитается число, стоящее в правой клетке. Поэтому в пустой клетке надо записать число 4 (6 – 2).

Вставь числа

1   4   4   3
  7       9  
3   2   1   5

Сумма чисел, расположенных вдоль каждой стороны, должна быть равна числу, которое записано в центре.

Римские цифры

В наши дни мы пользуемся еще и римскими цифрами.

Кто прочтет записи “XX век”, “Глава IV”?

Познакомимся с римскими цифрами:

единицы обозначены палочками – I;

число пять – знаком V, похожим на раскрытую ладонь;

десять – знаком X (две ладони).

Если единица прибавляется к числу, то ее записывают справа от него. А если вычитается – то слева (IV – это V без I; VII –это V и II).

Поучимся записывать римские числа:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

I II III IV V VI VII VIII IX X

Вычисли

I + II = V + II = III + II =

III – II = VIII – I = IX –V =

Подумай!

Из палочек составь данные равенства: III – II = IV,  VI + II = III.

Переложи одну палочку так, чтобы получилось верное равенство. (III + II = V, VI – III = III).

Почему мы до сих пор пользуемся этой нумерацией? Наверное, потому, что с ее помощью можно отличить при письме одни числа от других. Так, запись 10. II. 03 сразу говорит о том, что это – дата: 10 февраля 2003 года. Попробуйте записать сегодняшнее число, дату своего рождения используя арабские и римские цифры

Список литературы

  1. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Составители А. П. Савин, В. В Станцо, А. Ю. Котова: Под общей редакцией О. Г. Хинн; Художник А. В. Кардашук, А. Е. Шабельник, А. О. Хоменко. – М.; АСТ, 1995. – 480 с.
  3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2–е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94. с.