В последние годы предприняты серьезные попытки реформирования дошкольного воспитания, определены его концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права руководителей, воспитателей, родителей.
Стало очевидным, что проблемы обучения и воспитания, развития детей на демократической основе могут быть решены успешно только при условии хорошей организации труда на основе принципов управления и высокого профессионализма руководителей дошкольных учреждений.
Начинающего руководителя всегда волнуют вопросы: сможет ли он работать с детьми? Как организовать дело так, чтобы сотрудники стали сплоченным коллективом, чтобы между ними сложились доброжелательные отношения? Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач? Как четко спланировать работу учреждения и осуществлять квалифицированный контроль за работой педагогов? Эти и многие другие вопросы необходимо решать руководителю дошкольного образовательного учреждения.
Демократизация и гуманизация жизни дошкольного учреждения, ее поворот в сторону ребенка, возможны на основе новых принципов управления и высокого уровня профессионализма его руководителей.
Настало время, когда основу управления дошкольным учреждением должны составлять не только отдельные удачные решения, опыт лучших руководителей. Руководителю необходимы глубокие знания основных положений науки управления: социально-психологических аспектов руководства коллективом, научной организацией труда.
Управлять научно - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в педагогическом процессе и направлять (планировать, организовывать) его в соответствии с этими тенденциями и учетом объективных возможностей.
Управление дошкольным учреждением - это научно обоснованное воздействие на коллектив воспитателей, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Цель управления дошкольным учреждением заключается в обеспечении оптимального функционирования этих систем, в достижении высокой эффективности воспитательной работы с детьми при наименьших затратах времени и сил.
Управление современным дошкольным учреждением - сложный процесс, складывающийся из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня воспитательной работы, системы рационального планирования: выявления и распространения передового опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми; осуществления органического единства обучения и воспитания детей на занятиях и в повседневной жизни; эффективного контроля и проверки исполнения.
Важное место в решении этих задач занимает глубокая демократизация управления дошкольным учреждением.
Демократизация управления дошкольным учреждением предполагает:
- педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду;
- компетентность всех участников в вопросах управления;
- новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитание ребенка);
- педагогическое сотрудничество с родителями и школой;
- создание коллектива единомышленников (воспитателей, родителей, учителей);
- заинтересованность родителей и общественности в совместной деятельности по воспитанию детей и ее результатах;
- обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы);
- перераспределение ответственности в коллективе.
В управлении дошкольным учреждением единоначалие и коллегиальность выступают как противоположности единого процесса.
Наиболее важные вопросы жизни и деятельности дошкольного учреждения рассматриваются на коллегиальном уровне.
В управлении дошкольным учреждением соотношение единоначалия и коллегиальности проявляется в решении вопросов на Совете педагогов, при коллективном просмотре работы, на производственном совещании, собрании трудового коллектива. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решений, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.
От руководителя в значительной степени зависит подбор наиболее важных вопросов и глубина их подготовки к обсуждению на Совете педагогов и на собраниях трудового коллектива, создание деловой обстановки, согласованности работы коллектива.
Согласованная деятельность всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления обеспечивает высокий эффект в достижении поставленных перед работником дошкольного учреждения целей.
Только опираясь на помощь своих заместителей и общественные организации, руководствуясь принципом делегирования ответственности и централизации контроля, четко определяя сферы влияния всех руководящих органов, их полномочия, заведующий может добиться действенного общения членов коллектива по вертикали и горизонтали.
Руководство педагогической работой требует от заведующего практичности и глубины ума; он должен применять знания, опыт, в той или иной жизненной ситуации, доходить до сущности педагогических явлений.
Заведующий постоянно должен заниматься своим самовоспитанием. Привожу наиболее распространенные методы самовоспитания и самоуправления:
- Метод напоминания. Зная свой недостаток, руководитель постоянно напоминает себе о нем. В некоторых случаях письменно. Например, на столе лежит листок, на котором написано: “Сдерживайся!”, “Не нервничай !”.
- Метод стоп-кран. Как только начинают разгораться страсти, руководитель предупреждает себя: “Нет, так нельзя дальше. Нужно вести себя по-другому и найти более гибкие подходы”. Это заставляет остановить бурю и иначе взглянуть на себя, людей и ситуацию.
- Метод сдерживания. В острых ситуациях руководитель начинает убеждать себя, что дальнейшее “повышение напряжения” не приведет ни к чему хорошему. Сдерживаться трудно, хочется ответить ударом на удар, но он сознательно сдерживает себя, собственные эмоции, уходит от ситуации, погружаясь в другие дела, где-то выговариваясь и т.п.
- Метод объяснения до действий. Объяснение побуждает обе стороны понять причины остроэмоциональных отношений.
Важное место в процессе управления принадлежит управленческому решению.
Управленческое решение – это программа действий, выраженная в директивной форме. Всякое решение определяет цель, к достижению которой обязан стремиться руководитель или коллектив.
Решение принимается при наличии проблематичной ситуации, характеризующейся различием между необходимым и существующим положением дела.
Управленческие решения по своему содержанию значительно отличаются друг от друга. Всякое управленческое решение должно содержать ответ на вопрос о том, как должна быть решена проблема.
Управленческие решения должны быть научно обоснованы, компетенины, своевременны, целенаправленны; отличаться четкостью исполнения, конкретностью, последовательностью, гибкостью и подвижностью, лаконичностью, ясностью и строгостью формы.
Принимается решение на основе достоверной информации о состоянии объекта, а также среды, в которой он действует. Независимо от формы, формулировка решения должна отражать сущность вопроса.
По степени категоричности решения выделяют приказ, распоряжение, постановление, рекомендацию, инструкцию, директивы, указание, совет.
В выработке управленческого решения можно выделить четыре этапа:
Первый этап – выявление проблем и определение цели.
На втором этапе осуществляется четкое формулирование цели и задач решения, необходимых условий для его исполнения, определение роли каждого исполнителя. В итоге должно появиться письменное изложение основных позиций решения, схемы, диаграммы, графики, логически и наглядно выражающие замысел решения и пути его реализации.
Третий этап – обнародование подготовленных вариантов решения, мотивировка необходимости его принятия и исполнения, убеждение в этом коллектива. На этом этапе проводится сбор мнений, оценок по предложенному проекту решения, творческое обсуждение его основных положений, анализ сделанных замечаний, предложений и возражений.
Четвертый этап – окончательная устная и письменная корректировка решения, придание ему официального значения.
Эффективность управления дошкольным учреждением во многом зависит не только от качества принимаемых решений, но и от их количества. Издание приказов по любому поводу снижает их важность.
Заведующему очень важно установить взаимосвязь с теми, кто должен отвечать за выполнение приказа, определить задачу каждого из них. Один работник сразу видит необходимость решения, другой не принимает решения, третий вообще не видит проблемы.
Одним из эффективных способов усвоения задачи является ее речевая формулировка и установка на передачу исполнителям. Обращения заведующего к подчиненному могут блокировать или стимулировать желание выполнять принятое решение. Это во многом зависит от уровня воспитания руководителя.