Цели урока:
Образовательная:
- обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя существительное” с использованием краеведческого материала,
- обогатить словарный запас детей,
- научить выполнять группировку существительных по существенному признаку,
- продолжить работу над деформированными предложениями.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к родному языку, природе нашего края, родному городу, взаимопомощь,
- умение работать в парах.
Развивающая:
- развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки,
- развивать монологическую речь.
Оборудование и наглядность:
- магнитофон, кассета с записью произведения В.А. Моцарта “Менуэт”,
- таблички для оформления на доске карты города “Имя существительное”, “улица Одушевленных существительных”, “улица Неодушевленных существительных”, “парк Имен собственных”, “сквер Нарицательных существительных”, “проезд Множественного числа”, “переулок Единственного числа”, “проспект РОДА”, “дом Женского рода”, “дом Мужского рода”, “дом Среднего рода”,
- картинки с иллюстрациями: автобуса, снегиря, чечётки, синицы, картонные модели деревьев, домов, таблица “Животные севера”,
- конверты с 9 снежинками на каждую парту.
На каждой снежинке своя надпись:
№ 1 – Кто? Что?,
№ 2 – Что делать? Что сделать?,
№ 3 – Какой? Какая? Какое? Какие?,
№ 4 – обозначает предметы,
№ 5 – обозначает признаки предметов,
№ 6 – обозначает действия предметов,
№ 7 – часть речи,
№ 8 – часть слова,
№ 9 – часть предложения.
Предварительная подготовка: раздать детям сообщения о синице, снегире, чечётке, лейтенанте Халатине, стихотворение о существительном.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: У нас сегодня необычный урок. У нас много гостей. Давайте поприветствуем их. А теперь мы отправляемся в путешествие.
2. Сообщение темы урока.
Ученик:
Всему название дано и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Оно живет ведь в мире этом,
Даёт название предметам.
У.: О какой части речи это стихотворение?
– Что такое имя существительное?
Д.: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Что? Кто?, обозначает предметы, события, явления природы.
У.: Для чего следует изучать имена существительные?
Д.: Имена существительные надо изучать, чтобы уметь их правильно писать и употреблять в своей речи.
У.: Мы сегодня будем повторять и закреплять знания об имени существительном, выявлять знатоков этой части речи. Для этого мы с вами отправимся в путешествие по городу “Имя существительное”. (Открываем карту города. Названия улиц закрыты.)
3. Минутка каллиграфии. Словарная работа.
У.: Дети, отгадайте загадку и скажите, на чём мы с вами будем путешествовать.
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Д.: Это автобус.
У.: Назовите орфограммы в слове автобус. Можно ли их проверить?
Д.: В этом слове пишем безударную гласную “А”, парную согласную “В”, Это надо запомнить. Парную согласную на конце слова “С”. Её можно проверить “автобусы”.
У.: Чтобы наш автобус завелся, мы должны записать строчку каллиграфии.
Аа ава ала авл ассо автобус
Обозначьте орфограммы в слове автобус.
– Мы сели в автобус. Что требуется нам приобрести?
Д.: Нам надо купить билет.
У.: – Дети, это новое словарное слово, чтобы продолжить поездку, мы должны выучить, как оно пишется. Давайте прочитаем его по слогам. Поставьте ударение. Какая орфограмма в этом слове?
Д.: – В этом слове надо писать безударную гласную И.
У.: Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную И.
– Подберите к этому слову родственные слова.
Д.: Билетная, билетик, билетёр, билетёрша. (Дети записывают слова и объясняют их значение.)
У.: Давайте составим с этим словом словосочетание.
Д.: Автобусный билет. (Дети записывают и выделяют орфограммы.)
4. Повторение и закрепление пройденного.
У.: – Мы с вами проезжаем улицы. Узнайте их название.
– Вспомните на какие 2 большие группы можно разделить все имена существительные?
Д.: – Одушевленные и неодушевленные существительные.
Учитель открывает название улиц: улица “Одушевленных существительных”, улица “Неодушевленных существительных”.
У.: – Что вы знаете о одушевленных существительных и неодушевленных?
Дети вспоминают правило.
У.: Нам нужно верно распределить имена существительные на их улицы.
Берег, морж, олень, берёза, песец, залив.
Дети записывают их в 2 столбика.
У.: – Что общего у наших одушевленных существительных?
Д.: Это животные, которые живут на Кольском полуострове.
У.: А какие ещё животные обитают у нас?
Учитель показывает таблицу “Животные тундры”.
У.: Мы продолжаем наше путешествие. Наш автобус въезжает в зелёную зону города.
Слева от нас расположен сквер, а справа – парк. Дайте им название. Вспомните на какие ещё группы по другому признаку можно разделить все имена существительные.
Д.: Имена собственные и нарицательные существительные.
У.: Наши существительные приготовили нам сюрприз, разгадаем кроссворд.
- Коренные жители Кольского полуострова. (СААМЫ)
- Здание в городе, где хранятся редкие исторические вещи, картины, документы. (Музей)
- Название праздника, проходящего в нашем городе, на котором можно увидеть у нас оленей. (Праздник Севера)
- Название озера, находящегося неподалеку от нашей школы. (Семёновское озеро)
- Название улицы, на которой находится наша школа. (Халатина)
- Название главного проспекта города. (Проспект Ленина.)
- Название течения, которое делает наш порт незамерзающим. (Гольфстрим)
- Вдоль какого залива расположен наш город. (Кольский залив)
– Какое слово получилось по вертикали? (Мурманск)
Дети разгадывают кроссворд. Ученик делает сообщение об улице города.
Ученик. Старший лейтенант Иван Халатин – герой пограничник. Командир 6 заставы. Он героически защищал рубежи нашей Родины во время Великой Отечественной войны.
У.: Назовите имена собственные, использованные в кроссворде.
Д.: (праздник) Севера, (озеро) Семёновское, (улица) Халатина, (проспект )Ленина, (течение) Гольфстрим, Кольский (залив).
У.: Давайте запишем 3 словосочетания. Праздник Севера, улица Халатина, город Мурманск. Выделите орфограммы. Имена собственные подчеркните одной чертой.
Какое слово может быть и именем собственным и нарицательным?
– Составьте предложение, чтобы слово север стало нарицательным существительным.
Д.: Мы живем на севере.
У.: Мы продолжаем своё путешествие по городу “Имен существительных”. Как изменяются имена существительные?
Д.: Изменяются по числам. Бывают единственного и множественного числа.
5. Физминутка.
У.: Мотор у нашего автобуса перегрелся.Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Я буду читать стихотворение, а вы, если услышите имена существительные во множественном числе, будете шагать, а если в единственном, то приседать.
Н.Колычев.
Север, север.
Камни малые и великие
Камни гладкие и ребристые…
Север, север – камней владыка -
Твердо-каменный – каменистый.
Хмурый северный лес – как книга,
В нём тропинки– закладки к сказкам.
Север, север – камней владыка,
Как отец ты угрюм и ласков.
У.: Какие существительные во множественном числе мы услышали в стихотворении?
Д.: Камни, тропинки, закладки, сказки.
У.: Образуйте единственное число этих слов. (Устно)
У.: Наша поездка приближается к концу. Мы выехали на главный проспект города. Здесь расположены 3 высотных здания. Дайте им название. Какие группы существительных будут тут жить?
Д.: Это существительные женского, мужского, среднего рода.
У.: Давайте вспомним с вами наше стихотворение.
Дети читают:
Женский род запомню я и скажу: “Она моя”.
И запомню род мужской и опять скажу: “Он мой”.
Средний род: “Оно моё” – это правило твоё.
У.: Посмотрите, существительные зашифровали для нас слова. Давайте их отгадаем.
( с н,э г и р,) ( Ч,э ч, о т к а) ( С, э н, и ц а )
Что это за существительные? Какого они рода? Давайте запишем с ними предложения.
Ребята, посмотрите слова-то в предложении рассыпались. Составьте из слов каждой строчки предложение.
- К, синица, прилетают, снегирь, чечётка, зимой, нам.
- Рябину, любят, они, семена.
- Птице, сытой, не, мороз, страшен.
Запись предложений детьми. (Если осталось мало времени, то можно предложить выполнить это задание по рядам.)
У.: Какие у вас получились предложения? (Дети зачитывают)
– Назовите существительные женского рода, мужского рода.
– Что интересного вы знаете о жизни этих птиц?
Сообщения детей.
Снегирь.
Снегирь появляется в городе с о снегом. У самцов – ярко-красная грудь, а у самочки окраска поскромнее – красный цвет заменен на буроватый. Обрывая ягоды рябины, они расклевывают семена, а мякоть плодов выбрасывают.
Синица.
Их прозвали так из-за её песенки “Синь-Синь-синь”. Синица, пожалуй, самая полезная из всех птиц, обитающих в России. С утра до вечера эта птица выискивает в трещинках деревьев насекомых. Весной она может питаться и семенами растений. В длинные морозные ночи стайки синиц забираются в укрытия: дупла, щели домов и спят, тесно прижавшись к друг другу, образовав пушистый шарик с торчащими из него хвостиками.
Чечётка.
Че-че-че-чет-чет-чет… Такими криками выдают себя чечётки, когда летят стайкой. Словно имя своё выкрикивают. Птички эти маленькие, меньше воробья, буроватые. У самцов вся грудь красная. Чечётки – гостьи с севера. Они гнездятся в тундре. А осенью и зимой кочуют – перемещаются к югу, залетая в города. Иногда они ночуют в снегу.
Учитель показывает картинки птиц.
У.: Как мы можем помочь им перезимовать?
6. Итог урока.
У.: К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Но мы не раз ещё отправимся в этот замечательный город. За окнами у нас зима. Давайте и наш город мы украсим снегом. У вас на парте лежат конверты. В них есть 9 снежинок. Выберите только те, которые подойдут к определению имени существительного.
Дети работу выполняют в парах. Выбирают нужные снежинки. (Кто? Что? Обозначает предметы, часть речи.) Затем прикрепляют их на карту города. (В это время звучит музыка В.А. Моцарта “Менуэт”.)
У.: Куда мы сегодня путешествовали? Что такое имя существительное?
Что из нашего путешествия вам понравилось? Почему? Оцените себя, как знатока имени существительного.
7. Домашнее задание.
Напишите 3 предложения о птицах, зимующих в нашем городе. Укажите над существительными род и число.
Список, используемой литературы:
- Мой Мурманск: метод. пособие к учеб. кн. “Мой Мурманск ”для учащихся нач. кл. школ г. Мурманска / Ком. по образованию администрации г. Мурманска; Авт. – сост. П.Ю. Утков., М.В. Кукишева. Мурманск, 2001, с. 94,113.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. кл. – 4-е изд. – М.:Просвещение, 1998. С. 175-178.
- Птицы севера России. Автор текста Бабченко В.Г., иллюстр. Егоров В.Г. – М.: Изд. “Изобразительное искусство”. 1995.
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. С. 323-329.