Работа с родителями

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны помочь им в этом.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Первое общеродительское собрание было направлено на выработку единых требований ЦРР и семьи. Была проведена консультация «Единство требований семьи и детского сада», родителям предложили памятки, рекомендации. С конкретными примерами из жизни детского сада выступили педагоги, родительский комитет. Успешное проведение собрания: будь то общее или групповое зависит от продуманности и тщательности его подготовки, от четкости распределения обязанностей всех сотрудников детского сада. Выдвигая задачи плана на текущий год, мы основываемся на анализе результатов предыдущего года, принимаем во внимание уровень педагогической культуры семей, а также уровень знаний и умений наших педагогов. Так, например, с целью усиления роли родителей в организации содержательного педагогического процесса в детском саду и семье, для обеспечения всестороннего развития детей мы запланировали следующие задачи:

  • Совершенствовать двигательную активность детей в детском саду и в семье;
  • Активнее формировать нравственные и патриотические чувства у детей путем ознакомления с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых;
  • Углублять знания и практические навыки родителей по вопросам организации труда детей в детском саду и семье, обеспечивая при этом связь различных видов труда.

Постоянные контакты сотрудников ЦРР с родителями являются действенной формой помощи в воспитании детей. Как сделать, чтобы эти контакты не были формальными и не ограничивались малосодержательными, кратковременными беседами? Как добиться, чтобы родители уважительно и с доверием относились к советам воспитателей, и как влиять на повышение уровня педагогической культуры родителей? Какие формы лучше использовать в работе с ними? Эти и многие другие вопросы постоянно находятся в центре внимания администрации нашего дошкольного учреждения.

Прежде чем определить основные направления работы мы провели анкетирование родителей, выяснили состояние их педагогического просвещения, их отношение к формам работы с родителями.

Администрация ЦРР пересмотрела и продумала работу с сотрудниками по вопросам педагогического просвещения родителей и пришла к выводу, что необходимо начать «с себя». Был составлен алгоритм действий работы с педагогами и родителями. Среди педагогов были проведены анкетирование – самоанализ «Моя работа с родителями», где каждый педагог максимально честно оценил свои «+» и «–» по данной проблеме. Был составлен план работы. Остановлюсь лишь на некоторых формах работы с педколлективом ЦРР по данной проблеме. Успех всей деятельности воспитателя во многом зависит от того, какие отношения сложатся у него с родителями, насколько они его поддерживают. С этой целью была проведена викторина «Я и родители моих воспитанников». (Некоторые выдержки) Воспитатели прослушивают запись ответов на вопросы родителей:

  • С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю?
  • С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель?
  • В чем, по Вашему мнению, роль детского сада особенно велика?
  • Как детский сад помогает вам в воспитании Вашего ребенка?
  • Любит ли Ваш ребенок ходить в детский сад?

Воспитателям предложили решить педагогические ситуации, которые были:

  • Представлены в виде рисунков;
  • Проинсценированы членами творческой группы;
  • Написаны на карточках.

Любая форма работы с родителями предполагает общение с ними и от того насколько педагог подготовлен, зависит и успех. Был проведен семинар-практикум «Особенности общения воспитателя с родителями».

Цель:

  • Углубить знания воспитателей о социально-психологических особенностях семейного воспитания.
  • Ознакомить с методами и принципами изучения семьи воспитанника.
  • Формировать умения дифференцированно подходить к организации работы с родителями.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Обсуждение вопросов:

  • Морально-психологический климат семьи и его влияние на воспитание ребенка.
  • Социально-психологические особенности семейного воспитания.

Методы, формы работы с родителями.

  • Использование результатов педагогического анализа семьи в организации индивидуальной и коллективной работы с родителями.
  • Знакомство с анкетами по изучению семейного воспитания и правилами их составления.
  • Микродискуссия: «Какой я вижу совместную работу детского сада и семьи сегодня».
  • Решение педагогических ситуаций.

Обеспечение правильного стиля общения с семьей, родительской общественностью требует от воспитателя коммуникативных умений. Поэтому провели с воспитателями «Конкурс педагогического мастерства», цель которого была развить у педагогов умения проявлять педагогический такт в различных ситуациях работы с родителями. Оценка общения педагогов и родителей помогла администрации провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей.

Самым трудным моментом для педагогов оказалось проведение родительских собраний. Но именно они помогают объединить родителей, нацелить их на эффективную помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям мы уделяем особое внимание, тщательно готовимся к их проведению, разнообразиям форм проведения, анализируем каждое собрание. Важно активизировать родителей, включить их в ту или иную предложенную им работу.

Такой вывод мы сделали на основании впечатлений педагогов, отзывов родителей и их активности при выполнении домашнего задания.

На наш взгляд было удачным собрание родителей второй младшей группы «рис. 1» в форме собрания–мастерской «Праздники».

рис. 1

Рис. 1

Цель:

  • Дать родителям возможность познакомиться друг с другом;
  • Способствовать сплочению родительского коллектива;
  • Избрать родительский комитет.
  • Собрание-практикум в старшей группе «Каким я представляю своего ребенка в школе».
  • Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни.

Сейчас много говорят и пишут о том, что родители мало времени уделяют детям, порой жестоко обращаются с ними. Мы решили проверить, как обстоит дело с этой проблемой у нас. Психолог провела с детьми тест-рисунок «Моя семья». Проанализировали рисунки детей, выяснили «место» ребенка в своей семье, его значение для семьи, его симпатии и антипатии. С родителями затем психологом ЦРР была проведена соответствующая работа. Проведено родительское собрание в форме педагогической игры на тему «Воспитание ненасилием в семье». Или родительское собрание по теме «В каждом доме свои традиции». Цель которого: способствовать соблюдению в семье традиций – дня рождения ребенка с приглашением друзей, с организацией игр и аттракционов.

В конце года у нас практикуются родительские собрания двух смежных групп. На таких собраниях родители могут познакомиться, например, с отчетами воспитателей II группы детей раннего возраста и I младшей группы. Это помогает им лучше понять преемственность в работе с детьми разного возраста, лишний раз убедиться в том, что за время пребывания ребенка в детском саду занятия с ним усложняются и требования, предъявляемые к нему, возрастают.

Вот такие родительские собрания мы практикуем в своем учреждении, главное, чтобы тематика родительского собрания была связана с организацией конкретных сторон воспитания ребенка в семье, чтобы родитель был не гостем, а полноправным членом команды ЦРР.

На каждом родительском собрании присутствует член администрации учреждения. Потом собрание анализируем с целью выявления его положительных сторон, а также недоработок, ибо только так можно совершенствовать данную работу.

Удачной находкой для согласования работы всех служб и родителей нашего центра развития ребенка стали «Информационные корзины» каждой возрастной группы, в которые родители в любое время могут внести предложения, замечания по работе каждой службы учреждения. На основании этих записей ответственные по направлениям корректируют свою работу, а руководитель имеет возможность сделать оперативные выводы о вопросах беспокоящих родителей, и эффективности работы каждого подразделения. Информация принимается в свободной форме.

Хорошие результаты получили, используя такие формы общения с родителями, как:

  • Конференция;
  • Устные журналы;
  • Совместные мероприятия;
  • Родительский комитет;
  • «Школа молодых родителей»;
  • Мастер-классы;
  • Встречи за круглым столом;
  • Уголки для родителей.

В каждой возрастной группе имеются «Уголки для родителей», которые содержат информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье. В уголке отведено место для бесед и консультаций воспитателя с родителем. При желании родители могут ознакомиться с методической литературой, почитать или просто посидеть, расслабиться. Здесь же можно послушать консультации и рекомендации в записи на аудиокассете. Здесь же имеются папки-раскладушки, ширмы, педагогические кроссворды, опыты семейного воспитания, «информационные корзины», устные журналы. Уголки могут носить тематический характер, например, посвящены какому-нибудь разделу программы «рис. 2», времени года «рис. 3» или событиям общественной жизни.

рис. 2 img3.jpg (21171 bytes)
Рис. 2 Рис. 3

Так, например, 2003 год был объявлен годом всемирно известного народного поэта Дагестана Расула Гамзатова «рис. 4». В ЦРР были проведены открытые занятия, праздник песни на слова поэта; конкурсы рисунков, поделок из природных материалов, диспут среди родителей и воспитателей на тему «В горах мое сердце» о воспитании любви к своей малой родине – Дагестану, оформлены уголки для родителей, мероприятия отсняты на видеопленку и показаны по телевидению.

рис. 4

Рис. 4

Много внимания уделяем работе с молодыми родителями. Ежегодно к нам приходят в среднем 40 малышей. В предшкольных группах создана «Школа молодых матерей» и радиолекторий. Задача «Школы молодых матерей» помочь молодым родителям овладеть необходимыми навыками ухода за детьми, различными практическими умениями, педагогическими знаниями. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Радиолекторий проводится в утренние и вечерние часы, когда бывают родители. На аудиокассету делаем запись и включаем. Так родители могут получить конкретные рекомендации, ответы на свои вопросы, консультации специалистов. Родители довольны: и время экономят и получают педагогическую информацию.

Хорошо зарекомендовала себя и такая форма, как дни открытых дверей. В рамках данного дня проводятся устные журналы, выставки рисунков, поделок детей, вечера вопросов и ответов, открытые просмотры занятий, совместные с родителями мероприятия. Родители посещают открытые занятия в детском саду: по родному языку, математике, изодеятельности, музыкальные занятия с последующим анализом увиденного. После таких просмотров у многих родителей возникают вопросы о том, как учить детей дома выразительно читать стихи, пересказывать литературные произведения и т.д.

У некоторых родителей появилось желание оказать содействие в изготовлении пособий для детского сада, приобретении игрушек с целью оснащения предметно-развивающей среды.

В дни открытых дверей родители могут видеть детей, когда захотят, наблюдать за их поведением на занятиях во время игр и прогулок. Это один из действенных педагогических приемов в работе с семьей, хотя и хлопотный для сотрудников ЦРР.

Практикуем мы и вечера досуга, которые проводим в виде конкурсов, игр «Пойми меня», «Счастливый случай», КВНа, спортивного праздника с привлечением родителей «рис. 5». Такие мероприятия привлекают большое количество не только участников, но и зрителей.

Рис. 5

Рис. 5

Вся работа строится в тесном контакте с родительским комитетом, который принимает участие во всех мероприятиях. В него избираются преимущественно наиболее активные представители от всех групп, интересующихся работой ЦРР. Члены родительского комитета, избираемые всеми родителями, известны каждому из них и пользуются у них авторитетом. Особенно большую помощь оказывают родительские комитеты во время подготовки и праздникам, при выезде на речку, организации экскурсии, проведении летней оздоровительной компании и при выпуске детей в школу.

Родительские комитеты являются участниками и проводниками всех мероприятий, организуемых ЦРР. Вместе с тем родительский комитет помогает воспитателям и администрации претворять в жизнь справедливые требования и пожелания родителей и улучшению работы Центра развития ребенка.

Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий.

В данной статье мы руководствовались не только желанием поделиться своим опытом, но и пробудить у работников детских садов стремление дополнить его, расширить на основании своей практики, и тем самым способствовать наиболее полному осуществлению задач воспитания подрастающего поколения нашей страны.