1. Минутка чистописания.
Догадайтесь, какие слова написаны. Прочитайте:
зву… тер…итория, стр…ла, д…ска, ван…а, в…юга.
Чем похожи слова?
(Имена сущ., ед.ч., отвечают на вопрос что?).
Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (к, р, н, е, о, ь).
Соберите из данных букв слово, начиная с буквы к. (корень).
Напишем слово корень без отрыва три раза.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться находить корень в словах и распознавать родственные слова.
Что такое корень?
Какие слова называются родственными?
3. Грамматическая задача.
Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ.
Родня ли Гусеница Гусю?
Вы кто такие?
Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
А ты кто?
А я ваша тетка Гусеница.Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алеша сказал, что гусеница не родственное слово.
Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала , что она родственница, значит, родственное слово”.
Кто же прав? Почему?
(Ребята доказывают, учитель стирает с доски лишнее слово).
Запишите родственные слова (гусь, гусыня, гусята).
Если гусеница не родственница гусям, то какие еще однокоренные слова с корнем гус можно подобрать?
(Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина).
Вывод: какие слова записали? Почему?
Ребята, а какие родственники будут у гусеницы? (гусеничка, гусеничный).
4. Самостоятельная работа.
Прочитайте, догадайтесь, какие слова пропущены в этом четверостишии.
Запишите вставляя данные слова.
По узкой тропинке | гуськом
_ _ _ _ _ _ шажком | гусиное
_ _ _ _ _ _ _ войско | гусиным
Шагает _ _ _ _ _ _.5. Работа по станциям.
1). Станция “Обгоняйка”
У нас в классе 6 команд. Кто обгонит?
Задание: придумать и записать как можно больше однокоренных слов с корнями:
1 команда ход 4 команда чуд
2 команда мир 5 команда зим
3 команда гриб 6 команда лист
( После выполнения задания проверяется, какая команда набрала больше баллов).
Физкультминутка.
Руки на поясе.
(Если учитель называет родственные слова наклон направо, а если не родственные налево).
Решать решение.
Cтол столовая.
Друг товарищ.
Улица уличный.
Вода водитель.
Рис рисунок.2). Станция “Соображайка”
Как у наших у ворот
Чудо дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.(На магнитной доске вырезанное дерево и 6 листочков).
Какие слова вырастут на этом дереве от корня дождь?
(Ребята прикрепляют листочки на дерево и образуют родственные слова).
Как понимаете, слова: дождевик, дождит, дождинка, дождевой, дождливый?
Чем похожи эти слова?
Задание: из данных однокоренных слов выписать только слова с безударной гласной в корне.
(Ребята записывают с комментированием родственные слова в тетрадь).
Какими словами можно проверить безударную гласную “о”?
Теперь прочитайте запись на доске.
Постройте предложения, выбрав из скобок подходящее по смыслу слово.
Во дворе ребята построили (снеговую, снежную) крепость.
{Cнеговой, снежной) водой поливали рассаду.Весь день стояла (дождливая, дождевая) погода.
(Дождевые, дождливые) капли стучали по крыше дома.3). Третья станция “Исключайка”.
Прочитайте задание в упражнении 121.
Что требуется? (Нужно в каждой строчке найти однокоренные слова. Выписать однокоренные слова, выделить корень).
Дети работу выполняют по вариантам: 1 вариант 13 строчки, 2 вариант 4-6 строчки.
Обобщение.
Какие слова записали? Почему?
Подходит ли по смыслу к родственным словам исключенное слово?
Как называются слова одинаковые по смыслу?4). Четвертая станция “Почемучка”
Прочитайте задание в упражнении 123.
Почему чайник назвали чайником?
Найдите родственные слова.
Выпишите родственные слова (чай, чайный, чайник).
Почему шиповник назвали шиповником?
Запишем родственные слова (шипы, шиповник).6. Проверка знаний учащихся.
Тест.
Выберите правильный ответ:
- Корень это:
а) общая часть родственных слов;
б) общая часть слов.- Родственные слова это:
а) слова, которые сходны по смыслу;
б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.- В какой строчке корень выделен правильно?
а) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить;
б) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить.- Напишите с корнем рыб:
слово, обозначающее предмет;
слово, обозначающее признак предмета;
слово, обозначающее действие предмета.- Выпишите лишнее слово:
Летать, лето, летчик.
7. Итог урока.
Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Корень"
Разделы: Начальная школа