Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Корень"

Разделы: Начальная школа


1. Минутка чистописания.

– Догадайтесь, какие слова написаны. Прочитайте:

зву… тер…итория, стр…ла, д…ска, ван…а, в…юга.

– Чем похожи слова?

(Имена сущ., ед.ч., отвечают на вопрос что?).

– Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (к, р, н, е, о, ь).

– Соберите из данных букв слово, начиная с буквы к. (корень).

– Напишем слово корень без отрыва три раза.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться находить корень в словах и распознавать родственные слова.

– Что такое корень?

– Какие слова называются родственными?

3. Грамматическая задача.

Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ.

Родня ли Гусеница Гусю?

– Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тетка – Гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала , что она родственница, значит, родственное слово”.

– Кто же прав? Почему?

(Ребята доказывают, учитель стирает с доски лишнее слово).

– Запишите родственные слова (гусь, гусыня, гусята).

– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще однокоренные слова с корнем гус– можно подобрать?

(Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина).

Вывод: какие слова записали? Почему?

– Ребята, а какие родственники будут у гусеницы? (гусеничка, гусеничный).

4. Самостоятельная работа.

– Прочитайте, догадайтесь, какие слова пропущены в этом четверостишии.

– Запишите вставляя данные слова.

По узкой тропинке     | гуськом
_ _ _ _ _ _ шажком    | гусиное
_ _ _ _ _ _ _ войско   | гусиным
Шагает _ _ _ _ _ _.

5. Работа по станциям.

1). Станция “Обгоняйка”

У нас в классе 6 команд. Кто обгонит?

Задание: придумать и записать как можно больше однокоренных слов с корнями:

1 команда – ход        4 команда – чуд

2 команда – мир        5 команда – зим

3 команда – гриб        6 команда – лист

( После выполнения задания проверяется, какая команда набрала больше баллов).

Физкультминутка.

Руки на поясе.

(Если учитель называет родственные слова – наклон направо, а если не родственные – налево).

Решать – решение.
Cтол – столовая.
Друг – товарищ.
Улица – уличный.
Вода – водитель.
Рис – рисунок.

2). Станция “Соображайка”

Как у наших у ворот
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.

Рисунок 1

(На магнитной доске вырезанное дерево и 6 листочков).

– Какие слова вырастут на этом дереве от корня дождь?

(Ребята прикрепляют листочки на дерево и образуют родственные слова).

– Как понимаете, слова: дождевик, дождит, дождинка, дождевой, дождливый?

– Чем похожи эти слова?

Задание: из данных однокоренных слов выписать только слова с безударной гласной в корне.

(Ребята записывают с комментированием родственные слова в тетрадь).

– Какими словами можно проверить безударную гласную “о”?

–Теперь прочитайте запись на доске.

–Постройте предложения, выбрав из скобок подходящее по смыслу слово.

Во дворе ребята построили (снеговую, снежную) крепость.
{Cнеговой, снежной) водой поливали рассаду.

Весь день стояла (дождливая, дождевая) погода.
(Дождевые, дождливые) капли стучали по крыше дома.

3). Третья станция “Исключайка”.

– Прочитайте задание в упражнении 121.

– Что требуется? (Нужно в каждой строчке найти однокоренные слова. Выписать однокоренные слова, выделить корень).

Дети работу выполняют по вариантам: 1 вариант – 1–3 строчки, 2 вариант – 4-6 строчки.

Обобщение.

– Какие слова записали? Почему?
– Подходит ли по смыслу к родственным словам исключенное слово?
– Как называются слова одинаковые по смыслу?

4). Четвертая станция “Почемучка”

– Прочитайте задание в упражнении 123.
– Почему чайник назвали чайником?
– Найдите родственные слова.
– Выпишите родственные слова (чай, чайный, чайник).
– Почему шиповник назвали шиповником?
– Запишем родственные слова (шипы, шиповник).

6. Проверка знаний учащихся.

Тест.

Выберите правильный ответ:

  1. Корень это:
  2. а) общая часть родственных слов;
    б) общая часть слов.

  3. Родственные слова это:
  4. а) слова, которые сходны по смыслу;
    б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

  5. В какой строчке корень выделен правильно?
  6. а) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить;
    б) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить.

  7. Напишите с корнем рыб:
  8. – слово, обозначающее предмет;
    – слово, обозначающее признак предмета;
    – слово, обозначающее действие предмета.

  9. Выпишите лишнее слово:
  10. Летать, лето, летчик.

7. Итог урока.