Тема: Мимика и жесты в устной речи.
ХОД УРОКА.
Эмоциональный настрой.
- Ребята, сейчас у нас урок риторики, урок общения. Мы начнём его с песенки Владимира Шаинского “Улыбка”, ведь очень приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. Чем человек добрее, тем больше добра он замечает и в других людях. Улыбнитесь друг другу, мне. Подпеваем.
Закрепление пройденного.
- Что такое речь? (Всё, что мы говорим, пишем, читаем, сочиняем и т.д.)
- Для чего нужна речь? (Для общения, для сообщения информации, для выражения чувств, мыслей.)
- А только ли через речь человек может выражать свои чувства? (Он их выражает через рисунки, музыку, даже руками.)
- Какие средства выразительности устной речи помогают нам передать наши чувства, мысли, настроение? (Тон, тембр речи, темп.)
Работа над новым материалом.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним средством общения, несловесным, неязыковым.
Работа в тетради, страница 40.
- Нас приглашает в сказку Винни-Пух. Он большой выдумщик и фантазёр. Он предлагает придумать конец сказки К. И. Чуковского “Цыплёнок”. А её начало мы сейчас прочтём.
После чтения дети рассказывают свои варианты концовки сказки.
- Всё ли вам было понятно в этой сказке?
- Какой был кот, как задирал голову цыплёнок, как его любила мама Пеструшка? У кого хорошее воображение, могли хорошо представить героев этой сказки.
- Я предлагаю вам посмотреть на видео эту сказку, которую рассказывает мастер слова.
Просмотр видео.
- Что вам помогло их увидеть? (Руки, поза, выражение лица.)
Вывод: движение рук, головы, пальцев, туловища называют жестами, а выражение лица – грустное, доброе, весёлое, злое – мимикой.
- Представьте, как бы бедна, скудна, не эмоциональна была бы наша речь без мимики и жестов.
- Какую роль играли при чтении сказки жесты и мимика? (Они помогли точнее выразить мысль, показать героев сказки, их чувства, переживания.)
Работа в тетради.
Выполнение заданий на странице 38.
Практическая работа.
- Иногда мимика и жесты могут заменить собой в
речи целые слова. Сейчас я буду описывать
различные ситуации, а вы с помощью жестов и
мимики будете изображать действия участников.
- Два товарища увидели друг друга на противоположных концах дома. Как они поприветствуют друг друга?
- Вы пришли домой из школы, получив “5”, как вы это сообщите маме без слов?
- За ужином вам ставят кашу, которую вы не любите.
Физминутка.
Продолжение работы.
- Художники при написании картин изображают героев с мимикой на лице и соответствующими жестами. Давайте отправимся в сказки.
- Иллюстрации к каким сказкам вы видите? (“Гуси – лебеди”, “Царевна – лягушка”, “Сивка Бурка”.)
- Расскажите, что выражают их жесты и мимика?
Вывод: мы увидели, что даже без слов, при помощи жестов и мимики можно передать чувства человека, его состояние, настроение.
- Но всегда ли они украшают нашу жизнь? (Есть неприличные жесты, от них надо избавляться.)
- Людям каких профессий приходится мастерски пользоваться жестами и мимикой? (Учителю, актёру, диктору и т. д.)
- Артисты нашего классного самодеятельного театра покажут небольшую инсценировку, а вы понаблюдайте, как они будут пользоваться средствами выразительности речи.
Инсценировка сказки, актёры – Миша, Заяц, Пятачок.
Продолжение работы.
- А сейчас я предлагаю почувствовать себя актёрами. На доске две мимики – символа
- Составьте свои рассказы – миниатюры.
- Какую историю мог рассказать человек с первой мимикой?
- А со второй?
Итог урока.
- Назовите средства выразительности речи. (Тон, тембр, темп, громкость, жесты, мимика.)
- Какую роль играют в речи мимика и жесты? (Они помогают говорящему выражать свои мысли, чувства, настроение; использование этих средств речи могут многое сказать о человеке, его культуре.)
Заключение.
Исполнение песни про Красную Шапочку с жестами и мимикой.
- А сейчас покажите, какое у вас настроение в данный момент, в конце урока.
Домашнее задание.
Выполнить упражнение на странице 41, нарисовать эпизод из сказки “Цыплёнок”, устно рассказать случай из своей жизни, используя изученные средства выразительности.