Урок риторики в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Мимика и жесты в устной речи.

ХОД УРОКА.

Эмоциональный настрой.

  • Ребята, сейчас у нас урок риторики, урок общения. Мы начнём его с песенки Владимира Шаинского “Улыбка”, ведь очень приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. Чем человек добрее, тем больше добра он замечает и в других людях. Улыбнитесь друг другу, мне. Подпеваем.

Закрепление пройденного.

  • Что такое речь? (Всё, что мы говорим, пишем, читаем, сочиняем и т.д.)
  • Для чего нужна речь? (Для общения, для сообщения информации, для выражения чувств, мыслей.)
  • А только ли через речь человек может выражать свои чувства? (Он их выражает через рисунки, музыку, даже руками.)
  • Какие средства выразительности устной речи помогают нам передать наши чувства, мысли, настроение? (Тон, тембр речи, темп.)

Работа над новым материалом.

  • Сегодня мы познакомимся ещё с одним средством общения, несловесным, неязыковым.

Работа в тетради, страница 40.

  • Нас приглашает в сказку Винни-Пух. Он большой выдумщик и фантазёр. Он предлагает придумать конец сказки К. И. Чуковского “Цыплёнок”. А её начало мы сейчас прочтём.

После чтения дети рассказывают свои варианты концовки сказки.

  • Всё ли вам было понятно в этой сказке?
  • Какой был кот, как задирал голову цыплёнок, как его любила мама Пеструшка? У кого хорошее воображение, могли хорошо представить героев этой сказки.
  • Я предлагаю вам посмотреть на видео эту сказку, которую рассказывает мастер слова.

Просмотр видео.

  • Что вам помогло их увидеть? (Руки, поза, выражение лица.)

Вывод: движение рук, головы, пальцев, туловища называют жестами, а выражение лица – грустное, доброе, весёлое, злое – мимикой.

  • Представьте, как бы бедна, скудна, не эмоциональна была бы наша речь без мимики и жестов.
  • Какую роль играли при чтении сказки жесты и мимика? (Они помогли точнее выразить мысль, показать героев сказки, их чувства, переживания.)

Работа в тетради.

Выполнение заданий на странице 38.

Практическая работа.

  • Иногда мимика и жесты могут заменить собой в речи целые слова. Сейчас я буду описывать различные ситуации, а вы с помощью жестов и мимики будете изображать действия участников.
    • Два товарища увидели друг друга на противоположных концах дома. Как они поприветствуют друг друга?
    • Вы пришли домой из школы, получив “5”, как вы это сообщите маме без слов?
    • За ужином вам ставят кашу, которую вы не любите.

Физминутка.

Продолжение работы.

  • Художники при написании картин изображают героев с мимикой на лице и соответствующими жестами. Давайте отправимся в сказки.
  • Иллюстрации к каким сказкам вы видите? (“Гуси – лебеди”, “Царевна – лягушка”, “Сивка Бурка”.)
  • Расскажите, что выражают их жесты и мимика?

Вывод: мы увидели, что даже без слов, при помощи жестов и мимики можно передать чувства человека, его состояние, настроение.

  • Но всегда ли они украшают нашу жизнь? (Есть неприличные жесты, от них надо избавляться.)
  • Людям каких профессий приходится мастерски пользоваться жестами и мимикой? (Учителю, актёру, диктору и т. д.)
  • Артисты нашего классного самодеятельного театра покажут небольшую инсценировку, а вы понаблюдайте, как они будут пользоваться средствами выразительности речи.

Инсценировка сказки, актёры – Миша, Заяц, Пятачок.

Продолжение работы.

  • А сейчас я предлагаю почувствовать себя актёрами. На доске две мимики – символа
  • Составьте свои рассказы – миниатюры.
  • Какую историю мог рассказать человек с первой мимикой?
  • А со второй?

Итог урока.

  • Назовите средства выразительности речи. (Тон, тембр, темп, громкость, жесты, мимика.)
  • Какую роль играют в речи мимика и жесты? (Они помогают говорящему выражать свои мысли, чувства, настроение; использование этих средств речи могут многое сказать о человеке, его культуре.)

Заключение.

Исполнение песни про Красную Шапочку с жестами и мимикой.

  • А сейчас покажите, какое у вас настроение в данный момент, в конце урока.

Домашнее задание.

  • Выполнить упражнение на странице 41, нарисовать эпизод из сказки “Цыплёнок”, устно рассказать случай из своей жизни, используя изученные средства выразительности.