Цель урока: выявить различия между озером и рекой.
Задачи:
- Образовательные:
Способствовать формированию понятия “Озеро”, раскрыть его по содержанию и объёму.
Вместе с учащимися составить схему, отражающую классификацию озёр по происхождению озёрных котловин.
- Воспитательные:
Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
Воспитывать уважение к мнению других учащихся.
- Развивающие:
Развивать умение слушать, анализировать и делать выводы.
Развивать умение работать с географической картой и другими источниками географической информации.
Методы:
- Беседа.
- Обсуждение.
Методические приёмы:
- Работа с географической картой.
- Работа в рабочей тетради.
- Работа с географическими картинками.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карта полушарий, картины и таблицы с изображением рек и озёр.
ХОД УРОКА
Учитель.
Ребята, сегодня на уроке мы будем вести речь об озерах. Постараемся выяснить, что такое озеро, а также в чём сходство и отличие реки и озера. Но в начале урока немного повторим.
I. Актуализация знаний, умений, навыков
Устная беседа.
Вопросы:
- Что такое река?
- Какие части реки?
- По каким признакам различаются реки?
- Как связаны питание и режим рек?
- Похоже ли поведение реки в течение года на поведение человека? Какие можно привести аналоги?
- Почему на реках образуются водопады и пороги?
- Можно ли реку сравнить с живым организмом?
На данном этапе урока использованы проблемные вопросы, требующие обсуждения.
Задание для учащихся (рассказ с ошибками).
Учащимся было дано домашнее задание – составить рассказ с ошибками о реке.
Учащиеся зачитывают составленные ими рассказы, а все остальные отыскивают ошибки, исправляют их и объясняют исправленное.
Пример. Рассказ о Волге.
Река Волга берет начало из маленького лесного родничка на Валдайской возвышенности и впадает в Чёрное море. Волга – самая длинная река мира. Течёт она по равнине медленно и величественно. У Волги много притоков, один из них Ангара. Речная долина этой реки узкая, а берега её крутые и скалистые. Воды реки используются в народном хозяйстве.
- Проверка знаний номенклатуры. Игровой момент “Перестрелка”.
- Отвечает ученик у доски по географической карте, другие учащиеся называют с места географические объекты.
- Составление характеристики реки.
Работа в группах.
Задание: Используя таблицу № 6 на стр. 107 учебника Герасимовой Т.П. “География. Начальный курс”, составить характеристику реки.
1 группа – характеристика реки Волги.
2 группа – характеристика реки Енисей.
3 группа – характеристика реки Обь.
4 группа – характеристика реки Амур.
II. Географическая разминка
Индивидуальные задания: Определить по географическим координатам географический объект.
Задание оформляется в тетрадь.
Например: 52 с.ш. 108 в.д. – озеро Байкал.
В качестве географических объектов лучше использовать координаты озёр.
III. Изучение нового материала
На земной шаре располагается несколько миллионов озёр. Только в нашей стране их три миллиона, более 95% из них – пресные.
Демонстрация фотографий, картин, изображающих разные озёра. Учитель предлагает учащимся самостоятельно на основе изображений, личного опыта, дать определение понятия “озеро”, выделить основные признаки этого понятия.
Примеры определений:
Озеро – это природное углубление заполненное водой.
Озеро – это вода, находящаяся в котловине.
Обобщая высказывания детей, учитель подводит к определению понятия, отразив существенные признаки его:
- Скопление воды.
- В природном углублении.
- На суше.
Образование озёр.
Вопрос: Как может образоваться озеро?
Учащиеся высказывают свои предположения, затем вместе с учителем выстраивают логическую схему и делают рисунок (рис. 1).
Рис. 1
Образование углубления — > заполнение водой — > испаряется меньше, чем пополняется.
(Данную работу можно отразить в рабочей тетради).
Учитель.
Озёр на земле много. Они различаются размерами, глубиной и другими признаками.
Номенклатура.
Самое большое озеро – Каспийское море – озеро.
Самое глубокое озеро – Байкал.
Далее очень краткие сообщения учащихся, которые сопровождаются показом по географической карте:
Ладожское озеро.
Иссык – Куль.
Онежское озеро.
Демонстрируя картины, фотографии, учитель задаёт вопросы:
- По каким признакам можно сгруппировать озёра?
- Предположите, как могли образоваться котловины озёр?
Работа в группах.
Подводя итоги работы в группах, учитель с помощью учащихся составляет схему “классификация озёр” (рис. 2).
Рис. 2
Вопрос: Подумайте, почему в одних озёрах вода пресная, а в других солёная? Отчего это зависит?
Работа в группах.
Задания:
- По картам атласа определить географическое положение Каспийского моря – озера и Байкала.
- Какие реки впадают в эти озёра, какие вытекают из них?
- Как сток влияет на солёность воды?
- Показать причинно – следственную связь схематично.
Например: (рис. 3)
Рис. 3
Учитель.
Мы познакомились с особенностями озёр, а теперь давайте подумаем: чем озеро отличается от реки?
- Чем озеро отличается от реки?
В процессе обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам:
Озеро отличается от реки тем, что:
- Вода в нём не течёт как поток в русле, а находится в озёрной котловине.
- Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.
В чём сходство реки и озера?
Сходства:
- Озеро как и река питается дождями и подземными водами.
- На озёрах, как и на реках бывают половодья.
Вопрос: С каким ещё природным объектом можно сравнить озеро?
Ответ: С морем, но море является частью океана, а озеро находится на суше.
IV. Подведение итогов
Оценивание учащихся.
а) работа в группах.
б) выполнение индивидуальной работы.
в) активность.
г) полнота ответов.
V. Домашнее задание
Параграф № 31. Нанести на контурную карту озёра, указанные в тексте параграфа.
Индивидуальные задания: подготовить сообщения о состоянии озёр Красноярского края.