Урок в 6-м классе по теме: "Озера" с использованием технологии проблемного обучения

Разделы: География


Цель урока: выявить различия между озером и рекой.

Задачи:

  • Образовательные:

Способствовать формированию понятия “Озеро”, раскрыть его по содержанию и объёму.

Вместе с учащимися составить схему, отражающую классификацию озёр по происхождению озёрных котловин.

  • Воспитательные:

Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

  • Развивающие:

Развивать умение слушать, анализировать и делать выводы.

Развивать умение работать с географической картой и другими источниками географической информации.

Методы:

  1. Беседа.
  2. Обсуждение.

Методические приёмы:

  1. Работа с географической картой.
  2. Работа в рабочей тетради.
  3. Работа с географическими картинками.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта полушарий, картины и таблицы с изображением рек и озёр.

ХОД УРОКА

Учитель.

Ребята, сегодня на уроке мы будем вести речь об озерах. Постараемся выяснить, что такое озеро, а также в чём сходство и отличие реки и озера. Но в начале урока немного повторим.

I. Актуализация знаний, умений, навыков

Устная беседа.

Вопросы:

  1. Что такое река?
  2. Какие части реки?
  3. По каким признакам различаются реки?
  4. Как связаны питание и режим рек?
  5. Похоже ли поведение реки в течение года на поведение человека? Какие можно привести аналоги?
  6. Почему на реках образуются водопады и пороги?
  7. Можно ли реку сравнить с живым организмом?

На данном этапе урока использованы проблемные вопросы, требующие обсуждения.

Задание для учащихся (рассказ с ошибками).

Учащимся было дано домашнее задание – составить рассказ с ошибками о реке.

Учащиеся зачитывают составленные ими рассказы, а все остальные отыскивают ошибки, исправляют их и объясняют исправленное.

Пример. Рассказ о Волге.

Река Волга берет начало из маленького лесного родничка на Валдайской возвышенности и впадает в Чёрное море. Волга – самая длинная река мира. Течёт она по равнине медленно и величественно. У Волги много притоков, один из них Ангара. Речная долина этой реки узкая, а берега её крутые и скалистые. Воды реки используются в народном хозяйстве.

  • Проверка знаний номенклатуры. Игровой момент “Перестрелка”.
  • Отвечает ученик у доски по географической карте, другие учащиеся называют с места географические объекты.
  • Составление характеристики реки.

Работа в группах.

Задание: Используя таблицу № 6 на стр. 107 учебника Герасимовой Т.П. “География. Начальный курс”, составить характеристику реки.

1 группа – характеристика реки Волги.

2 группа – характеристика реки Енисей.

3 группа – характеристика реки Обь.

4 группа – характеристика реки Амур.

 II. Географическая разминка

Индивидуальные задания: Определить по географическим координатам географический объект.

Задание оформляется в тетрадь.

Например: 52 с.ш. 108 в.д. – озеро Байкал.

В качестве географических объектов лучше использовать координаты озёр.

III. Изучение нового материала

На земной шаре располагается несколько миллионов озёр. Только в нашей стране их три миллиона, более 95% из них – пресные.

Демонстрация фотографий, картин, изображающих разные озёра. Учитель предлагает учащимся самостоятельно на основе изображений, личного опыта, дать определение понятия “озеро”, выделить основные признаки этого понятия.

Примеры определений:

Озеро – это природное углубление заполненное водой.

Озеро – это вода, находящаяся в котловине.

Обобщая высказывания детей, учитель подводит к определению понятия, отразив существенные признаки его:

  1. Скопление воды.
  2. В природном углублении.
  3. На суше.

Образование озёр.

Вопрос: Как может образоваться озеро?

Учащиеся высказывают свои предположения, затем вместе с учителем выстраивают логическую схему и делают рисунок (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Образование углубления — > заполнение водой — > испаряется меньше, чем пополняется.

(Данную работу можно отразить в рабочей тетради).

Учитель.

Озёр на земле много. Они различаются размерами, глубиной и другими признаками.

Номенклатура.

Самое большое озеро – Каспийское море – озеро.

Самое глубокое озеро – Байкал.

Далее очень краткие сообщения учащихся, которые сопровождаются показом по географической карте:

Ладожское озеро.

Иссык – Куль.

Онежское озеро.

Демонстрируя картины, фотографии, учитель задаёт вопросы:

  • По каким признакам можно сгруппировать озёра?
  • Предположите, как могли образоваться котловины озёр?

Работа в группах.

Подводя итоги работы в группах, учитель с помощью учащихся составляет схему “классификация озёр” (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Вопрос: Подумайте, почему в одних озёрах вода пресная, а в других солёная? Отчего это зависит?

Работа в группах.

Задания:

  1. По картам атласа определить географическое положение Каспийского моря – озера и Байкала.
  2. Какие реки впадают в эти озёра, какие вытекают из них?
  3. Как сток влияет на солёность воды?
  4. Показать причинно – следственную связь схематично.

Например: (рис. 3)

Рис. 3

Рис. 3

Учитель.

Мы познакомились с особенностями озёр, а теперь давайте подумаем: чем озеро отличается от реки?

  • Чем озеро отличается от реки?

В процессе обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам:

Озеро отличается от реки тем, что:

  • Вода в нём не течёт как поток в русле, а находится в озёрной котловине.
  • Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.

В чём сходство реки и озера?

Сходства:

  • Озеро как и река питается дождями и подземными водами.
  • На озёрах, как и на реках бывают половодья.

Вопрос: С каким ещё природным объектом можно сравнить озеро?

Ответ: С морем, но море является частью океана, а озеро находится на суше.

IV. Подведение итогов

Оценивание учащихся.

а) работа в группах.

б) выполнение индивидуальной работы.

в) активность.

г) полнота ответов.

V. Домашнее задание

Параграф № 31. Нанести на контурную карту озёра, указанные в тексте параграфа.

Индивидуальные задания: подготовить сообщения о состоянии озёр Красноярского края.