Поход как одна из форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


104255

 

Задачи:

Формировать предпосылки - здорового образа жизни (кислород воздуха - ангел-хранитель здоровья детей, движение – это жизнь);
Научить детей определять словами состояние природы в лесу в разное время года (зимний лес, осенний, весенний, летний);
Закреплять знания о характерных признаках зимы, осени, весны, лета;
Воспитывать бережное отношение к природе.

Подготовка:

Рассказ – беседа об организации походов: кто может ходить в походы, куда можно организовать поход, как к нему подготовиться, как надо себя вести и почему, какую одежду надеть, какие предметы взять и т.д.

Совместно с детьми подготовить:

* аптечку первой помощи;
* нарисовать схему маршрута;
* собрать рюкзак (компас, карта, стаканчики для питья, термос с чаем).

Поход № 1. В осенний лес (время в пути 40 мин. в одну сторону).

Воспитатель: Дети, вы хотите отправиться со мной в поход? А куда бы вы хотели пойти? Я бы хотела пойти в осенний лес, но боюсь одна идти. Вы не могли бы меня сопровождать? Хорошо, тогда начинаем подготовку к походу.

(В лесу дать детям возможность осмотреться, полюбоваться его красотой издали. Во время отдыха предложить пофантазировать о том, кто живет в лесу, чем занимается. Рассмотреть отдельные деревья (издалека и вблизи). Отметить каких деревьев больше. Уточнить их названия)

Воспитатель: Дети, давайте закроем глаза и послушаем природу; подышим, почувствуем, как пахнет лес, послушаем, какие звуки он издает. Вам нравится в лесу? По каким признакам можно определить, что сейчас осень? Какими словами можно определить состояние природы. Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Меня вы узнаете по простой примете,
Нет дерева белей на белом свете.
(Береза).

Воспитатель: Березу издавна считают символом России – нашей Родины, её воспевают в песнях, о ней слагают стихи, сочиняют сказки. Любят её за красивый наряд, за чистоту и свежесть. Береза дает чудесный сок. Из березы делают красивые корзиночки, а из березовых почек – лекарство. Но береза хорошо чувствует себя тогда, когда она находится в хороших условиях.

А что же ей необходимо, чтобы она выросла красивой? Ребята, а на березе для нас есть письмо (заранее повесить на веточку). Вы разрешите мне его прочитать?

“Дорогие ребята! Добро пожаловать в лес, полный радости и чудес. Располагайтесь, не шалите, чистоту леса берегите”.

Лесовичок.

– Ребята, а ведь в лесу, как и у нас в группе тоже есть свои правила поведения. (Побеседовать о правилах поведения в лесу).

– Вот мы уже отдохнули, хотите поиграть? (Игры по желанию детей). (Воспитатель находит корзину с загадками).

– Дети, Лесовичок оставил нам корзину. Что же в ней? Давайте посмотрим. (Достает листочки с загадками на осеннюю тематику, а дети отгадывают их)

– Дети, а кто еще знает осенние загадки?

– А сами сочинять умеете? (Дети загадывают загадки)

(Появляется Лесовичок.)

– Здравствуйте, дети и взрослые! Рад вас видеть в своих владениях лесных. Письмо мое нашли? И корзину тоже? Все загадки мои отгадали? Я знаю, что вы знакомы с правилами поведения в лесу. Можете мне их назвать?

(Дети повторяют правила).

Теперь вижу, с добром ко мне пришли. Деревьев не ломаете, зверей и птиц не обижаете.

Лес к зиме готовится, видите, деревья наряды другие надели, трава пожелтела. Осень в лес пожаловала. Вы обратили внимание, какой воздух в лесу? В лесу воздух намного свежее и полезнее, чем в городе или дома. Поэтому в лес надо ходить почаще - здоровье свое сохранять. Свежий воздух и движения сохраняют здоровье и продлевают жизнь. Поэтому я предлагаю вам поиграть в подвижную игру.

(Дети сами выбирают игру).

Лесовичок: Понравилось мне с вами играть, но пора мне владения свои обходить, порядок в лесу наводить, чтобы зайцы шубы поменяли, чтобы белые грибы и орехи на зиму запасали. А для вас у меня есть гостинцы лесные – яблочки наливные. Кто это яблочко съест, тот здоровым будет, добрым и сильным. До свидания (дети прощаются с Лесовичком).

Воспитатель: Спасибо, Лесовичок! До свидания. Ну вот, поиграли, пошутили, на лес красивый поглядели, а теперь обратно в путь–дорогу. А с чем же мы уйдем из леса? С лесными украшениями - осенними листочками. Давайте попросим у леса самых красивых, самых ярких листьев для поделок. Как мы обратимся к лесу с такой просьбой?

(Дети спрашивают разрешение у леса взять красивые листья, собирают их, составляют красивый букет и уходят в детский сад).

По приходу в группу можно предложить детям нарисовать осенний лес, побеседовать о пользе походов.

Поход № 2. В зимний лес (проводится по аналогии с походом № 1).

Дать детям осмотреться, полюбоваться зимним лесом. Обратить внимание на ослепительно белый снег на ветвях деревьев, на сугробы.

Разговор с детьми во время привала:

– Вам знакомо это место?

– Как изменилась природа?

– По каким признакам вы узнали, что мы пришли на то место, где встречались осенью с Лесовичком?

– Послушайте, какая тишина в лесу.

– Есть ли в лесу птицы?

– Почему не видно зверей?

– Какие звери водятся в наших лесах?

– Как вы думаете, что сейчас делает медведь?

– Какие заботы у лисы и волка?

– Чьи следы видны на снегу?

– Почему некоторые деревья без листвы, а ель такая же зеленая как осенью?

– А какой воздух в лесу?

– Какими словами можно описать состояние природы?

Понюхайте, вдохните морозную свежесть. Что вы чувствуете? (Очень полезно дышать свежим воздухом в зимнем лесу - он богат кислородом).

– Вспомните запахи осеннего леса? Зимний воздух леса отличается?

(После того, как дети отдохнут, дать им возможность побродить по зимнему лесу, побегать по лесным дорожкам, предложить детям поиграть в игру “Прятки”, спросить, кто за каким деревом прятался).

(Из глубины леса появляется Лесовичок).

Лесовичок: Здравствуйте, гости добрые! Узнал вас, приходили вы на мою лесную поляну осенью. Прошу сильно не шуметь, лесных жителей не будить. Лес спит зимой, сил набирается, все снегом накрыто, чтобы не замерзли деревья, трава и цветы от мороза. Нельзя нарушать тишины. А я для вас загадки новые приготовил. Хотите, загадаю?

Я, как песчинка мал, а землю покрываю.
Я из воды, а с воздуха слетаю.
(Снег)

(Предлагает рассмотреть снег – обращает внимание на то, что хрустит, рассыпается и переливается на солнце разными огоньками).

– А теперь про лесных жителей послушайте загадку.

Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
(Заяц).

– А почему заяц на зиму свою шубку серую меняет на белую?

Великан в бору живет,
Он сладкоежка, любит мед,
Когда испортится погода
Ложится спать, да на полгода!
(Медведь).

– Кто же из вас знает, почему медведь зимой спит?

Сердитый недотрога,
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Ёж).

– А как зимует в своей норке ёж, чем питается?

Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса).

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы.
(Белка).

– Как вы думаете, что страшнее зверям и птицам зимой - холод или голод?

Очень буду рад, если вы будете заботиться о моих лесных жителях, кормушки для птиц развешивать. (Дети рассказывают о том, как они подкармливают птиц в детском саду).

– Мне пора с вами прощаться, пойду, проверю, все ли в лесу в порядке. А белочка, помощница моя, велела вас угостить, да решила поиграть с вами и угощение свое спрятала. Найдет белочкино угощенье тот, кто самый внимательный из вас. (Дети ищут и находят корзину с сушеными яблоками, угощаются).

– До свидания, друзья, мне идти уже пора.

Воспитатель: Понравилось ли вам белочкино угощенье? А теперь все проверьте, не остался ли мусор. Можно красивые веточки с собой взять для новогодних букетов. (Дети собирают веточки, прощаются с лесом и следуют по маршруту в детский сад).

В детском саду воспитатель предлагает отразить свои впечатления о походе в рисунках, беседует о том, что им понравилось в лесу, еще раз напоминает о пользе походов в лес в разное время года.

Поход № 3. В весенний лес (проводится по аналогии с походом № 1 и № 2).

В день, намеченный для похода, к детям в детский сад прилетает Каркуша и сообщает детям в письме:

“Собирайтесь скорей
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные
В даль тропинка зовет”.
Лесовичок.

Воспитатель: Дети, Каркуша принесла послание от Лесовичка. Он приглашает нас в поход. Вы хотите? Тогда начнем сборы.

(Дети начинают собирать все необходимое).

На привале дать детям осмотреться, прислушаться к звукам леса, полюбоваться красотой природы, подышать свежим воздухом, поздороваться с лесом, прочитать стихотворение:

Здравствуй лес, красивый лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

Пофантазировать о том, как животные и птицы готовятся к встрече весны.

Воспитатель: Вы узнали поляну?

– Что же теперь изменилось в лесу?

– Почему?

– Где снег стаял быстрее и почему?

– По каким признакам вы определили, что мы пришли в весенний лес?

– Послушайте, как поют птицы? Каких птиц вы знаете? Какие заботы у птиц весной?

– А сейчас закройте глаза и послушайте, что говорит вам лес?

– О чем поет ветерок, такой нежный, весенний?

– Вдохните аромат весеннего леса. Какие запахи весны вы чувствуете?

(Из-за деревьев появляется Лесовичок).

Лесовичок: Вы зачем в лес пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костры разжигать?

Дети и воспитатель: Что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом полюбоваться. Ты разве нас не узнал? Ведь мы тоже подросли, как и твои деревья в лесу!

Лесовичок: Ой, как же я вас не узнал. Вы друзья моего леса. Правила мои лесные помните? Тогда ответьте, что обозначают эти знаки?

(Показывает запрещающие знаки: “Не мусори”, “Костры не разжигай”, “Гнезда не разоряй”, а дети еще раз рассказывают Лесовичку о правилах поведения в лесу и объясняют значение этих знаков).

– Порадовали вы меня. Даже поиграть с вами захотелось.

На полянке места много,
Разбегайся детвора.
В “Третий лишний” поиграем,
Если да, то все сюда!

(Собирает детей под зонтом).

– Как вы думаете, дети, понадобится ли зонтик нам весной?

– Бывает ли дождь весной?

– А как исчезает снег в лесу?

– Какие приметы весны вы знаете?

Об этих приметах у меня есть загадки:

У нее цветочки –
Пушистые комочки.
По весне она цветет,
Праздник Пасхи к нам зовет.
(Верба).

Не зверь, не птица,
Под снегом таится.
Весна придет –
Побежит, запоет.
(Ручеек).

Солнце взглянет – заплачет,
Солнца нет – слезинки спрячет.
(Сосулька).

На проталинке лесной,
Огонек горит весной.
Огонек несмелый,
Как снежинка белый.
(Подснежник).

– А какие весенние загадки вы еще знаете?

– Интересно мне с вами, вы много знаете, дружно играете, а в помощи не откажите?

Воспитатель: Какая же тебе помощь нужна, Лесовичок?

Лесовичок: Разбудить медведя нужно. Пора ему просыпаться

(Из-под сугроба Лесовичок достает игрушечного медведя и обнаруживает бочонок).

– Ах ты, Мишка – шалунишка, с чем улегся спать в берлогу. Вот и не хотел никак вставать. Отправляйся по делам своим медвежьим. Да и мне пора. Пойду, проверю, все ли весну встречают, все ли звери, птицы делом заняты. Лес не любит бездельников. У всех свои заботы.

(Уходит вместе с медведем).

Воспитатель: Что же с бочонком делать будем? Давайте посмотрим, что там внутри? В первом мешочке – набухшие березовые почки. Если их заварим вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды.

– А в этом мешочке земля. Как она пахнет после освобождения от ледяной зимней шубы?

(Дети вдыхают запах земли).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, а земля нам может пригодиться?

(Дети в ведерко набирают землю).

– В эту землю мы посадим семена для нашего огорода.

– А что же в третьем мешочке? Закройте глаза, я, кажется, знаю, что там, а вы на вкус определите?

Дети: Сладкое, мягкое. Это мед!

Воспитатель: Конечно, мед! Вкусно? Тогда и чайку можно попить и полюбоваться весенним лесом. Вдохнуть его аромат.

(Дети размещаются на привале, пьют чай, беседуют друг с другом).

Воспитатель: Вот и пора нам возвращаться в детский сад. Скажем лесу: “До свидания”. Теперь мы узнали, что весну можно не только увидеть, но и услышать и почувствовать ее аромат. А, главное чудо в лесу – сам лес, всегда неповторимый, изменяющийся, таинственный и красивый. (Дети возвращаются в детский сад).