Контроль за развитием детей — составляющая часть системы оздоровительно — воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, правильно организовать медико-воспитательную работу, а также создать условия для эмоционального комфорта и развития детей.
В результате отслеживания нервно-психического развития можно определить первоначальные отклонения в его развитии и своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.
“Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста” основывается на системе контроля за развитием ребенка, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.
Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).
На 2-м году жизни проводится оценка развития понимания и активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры и действий с предметами, навыков самообслуживания.
На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.
Основным методом оценки развития детей является наблюдение.
При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.
Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.
“Схема экспертной оценки нервно-психического развития” прошла успешную апробацию в дошкольных учреждениях города Владимира, работающих по программе “Сообщество”.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (1 год 3 месяца)
I. Речь
1. Восприятие речи
Запас понимаемых слов довольно, широкий — 3 балла.
Запас понимаемых слов достаточный, выполняет простые словесные поручения — 2 балла.
Небольшой запас понимаемых слов — 1 балл.
2. Активная речь
Произносит 10-20 слов — 3 балла.
Произносит 5-10 слов — 2 балл.
Пользуется отдельными облегченными словами 1
II. Сенсорное развитие
Хорошо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см — 3 балла.
Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов ( типа кубиков) — 2 балла.
Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов — 1 балл.
III. Моторные навыки
Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится — 3 балла.
Ходит с частыми присаживаниями, меняет положение тела — 2 балла.
Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в ходьбе), меняет положение тела — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Хорошо воспроизводит в игре действия с предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из 3–5 колец) — 3 балла.
Воспроизводит в игре действия с предметами — 2 балла.
Не воспроизводит в игре действия с предметами. Манипулирует ими — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки одеваться — 3 балла.
Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью взрослых — 2 балла.
Не умеет есть самостоятельно — 1 балл.
Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
10–15 баллов — Зона адаптации;
6–9 баллов — Зона неполной адаптации;
1–5 баллов — Зона дезадаптации.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (1 год 6 месяцев)
I. Речь
1. Восприятие речи
Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 3 балла.
Частично обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 2 балла.
Не умеет обобщать предметы по существенным признакам понимаемой речи — 1 балл.
2. Активная речь
Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают принимать обобщенный характер — 3 балла.
Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов — 2 балла.
Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) — 3 балла.
Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах предметов — 2 балла.
Плохо ориентируется в контрастных формах предметов — 1 балл.
III. Моторные навыки
Без труда входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 3 балла.
Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 2 балла.
С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Действия с предметами носят целенаправленный характер, переносит знакомые действия на новые игрушки — 3 балл.
Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия — 2 балла.
Манипулирует предметами — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно ест любую пищу, обращает внимание на грязные лицо, руки, нос, частично снимает одежду — 3 балла.
Самостоятельно ест любую пищу с небольшой помощью взрослых, пытается снимать одежду — 2 балла.
Не умеет есть жидкую пищу ложкой — 1 балла.
Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
10 – 15 баллов — Зона адаптации;
6- 9 баллов — Зона неполной адаптации;
1 – 5 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (2 года)
I. Речь
1. Восприятие речи
Легко понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; легко понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 3 балла.
Частично понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; частично понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 2 балла.
Не понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; не понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 1 балл.
2. Активная речь
Начинает употреблять простые 3-4 словесные предложения — 3 балла.
Начинает употреблять простые 2-3 словесные предложения — 2 балла.
Употребляет в основном облегченные слова — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
Самостоятельно умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов), постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого (использует 4 основных цвета) — 3 балла.
Умеет различать предметы по величине (2-3 предмета), постепенно уменьшающихся; умет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого — 2 балла.
Только с помощью взрослого умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет подбирать предметы по форме ( круглые, квадратные, прямоугольные) и по цвету — 1 балл.
III. Моторные навыки
Хорошо выполняет действия:
а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от пола), наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 3 балла.Выполняет действия при поддержке взрослого:
проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола) наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 2 балла.С трудом выполняет вышеуказанные действия — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Самостоятельно воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) — 3 балла.
Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные действия, не связанные сюжетом — 2 балла.
Воспроизводит отдельные игровые действия по образцу взрослого — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно частично раздевается и одевается — 3 балла.
С помощью взрослого частично раздевается и одевается — 2 балла.
Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и раздевании — 1 балла.
Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
10-15 баллов — Зона полного развития;
6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного ) развития;
1-5 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (2 года 6 месяцев)
I. Речь
Говорит сложные предложения, хотя и не всегда правильно грамматически. Появляются вопросы: Где? Куда? Почему? — 3 балла.
Говорит односложные предложения — 2 балла.
Говорит отдельными словами — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 3 балла.
С помощью взрослого по образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 2 балла.
Не умеет подбирать предметы — 1 балла.
III. Моторные навыки
Самостоятельно влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра; самостоятельно бросает малые мячи в горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см), с расстояния 80 – 100 см на уровне груди — 3 балла.
Влезает и слезает с помощью взрослых приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100см на уровне груди, не точно выполняя инструкцию взрослых — 2 балла.
Не влезает и не слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Самостоятельно в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность действий — 3 балла.
С участием взрослого в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность 2-3-х действий — 2 балла.
Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные действия — 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их — 3 балла.
С участием взрослого делает простые сюжетные постройки и называет их — 2 балла.
Делает отдельные постройки, не называя их (манипулирует строительным материалом) — 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 3 балла.
С помощью взрослого правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; с помощью взрослого скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 2 балла.
Не умеет правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины прямыми, круговыми движениями — 1 балла.
VII. Навыки самообслуживания
Самостоятельно полностью одевается, но не застегивается; моет руки; ест самостоятельно и аккуратно, держит ложку в правой руке — 3 балла.
С небольшой помощью взрослого одевается; моет руки; ест самостоятельно, но не аккуратно— 2 балла.
Одевается со значительной помощью взрослого; не сформирован навык умывания, ест с помощью взрослого — 1 балл.
Примечание: схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
15-21 баллов — Зона полного развития;
8-14 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;
1-7 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (3 года)
I. Речь
Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия — 3 балла.
Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас — 2 балла.
Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет; умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве — 3 балла.
С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве — 2 балла.
Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого; знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве — 1 балл.
III. Моторные навыки
Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его — 3 балла.
Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его — 2 балла.
Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры — 3 балла.
Играет рядом с детьми, не умеет совместно пользоваться игрушками — 2 балла.
Играет один, выполняет 2-3 последовательных эпизода — 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 3 балла.
С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 2 балла.
Делает простые сюжетные постройки, называет их — 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3 балла.
С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2 балла.
Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1 балл.
VII. Навыки самообслуживания
Самостоятельно раздевается и одевается; всегда просится на горшок; аккуратно кушает, держа правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо, пользуется носовым платком — 3 балла.
С небольшой помощью взрослого раздевается и одевается; пользуется горшком при напоминании взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно; моет руки и лицо, пользуется носовым платком по указанию — 2 балла.
С помощью взрослого выполняет следующие действия: раздевается и одевается; пользуется горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо; пользуется носовым платком — 1 балл.
Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
10-15 баллов — Зона полного развития;
6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;
1-5 баллов — Зона недоразвития.