Система консультирования родителей в школе

Разделы: Работа с родителями


В наше непростое, стремительно меняющееся время родителям требуется большая внутренняя сила. Большинство родителей учащихся школы – это молодые люди, не умудренные родительским опытом. Чем меньше опыт родителей, тем меньше у них навыков оказания помощи ребенку и меньше возможностей успешного его развития.

Вершиной становления родителей выступает благополучие их детей. Неблагополучие детей – чрезвычайно актуальная проблема, так как по-прежнему растет число семей и детей, находящихся в социально опасном положении, растет число родителей, кому необходимы разные виды помощи, в том числе и педагогической.

Эта задача в нашей школе решается на основе образования родителей через систему консультаций. Сами по себе консультации – печатные или устные разъяснения по различным вопросам - в школах использовались всегда и не являются новшеством.

В школе разработан технологический процесс системы консультирования, направленный в первую очередь на активизацию родителей по решению проблем ребенка.

“Активизация” в буквальном смысле понимается как “помощь в развитии самопомощи”. Опыт показывает несомненную эффективность и безопасность стратегии вмешательства в семью в форме консультирования. Потребность в подобной системе образования родителей важна как со стороны родителей, так и с позиции детей.

Технология консультирования представляет собой подвижный коммуникативный канал, цель которого состоит в том, чтобы родители начали действовать для оказания помощи своему ребенку.

Для постоянно действующей системы взаимодействия с родителями выделяется время и место для всех видов консультирования, создаются условия эмоционального и физического пространства обучения, специфическая атмосфера взаимоотношений с родителями; объединение ресурсов родителей и школы. Система консультирования родителей – инновационная управленческая технология, направленная на выполнение задач, поставленных школой.

Система консультирования представляет собой особую сферу профессиональной деятельности, направленную на помощь родителям и их детям. Специалисты школы, выступая в роли консультантов, осваивают технологии консультирования, стараются предложить наиболее подходящие для поднятой проблемы рекомендации и информацию.

При консультировании делается ставка на личную инициативу, самостоятельность, ответственность родителей в целях эффективного реагирования по проблемным вопросам ребенка, достижении конструктивного взаимопонимания. Таким образом, постоянно позиция родителей по отношению к школе меняется от независимо-оборонительной и независимо-отстранненой на вовлеченно-созидательную.

Система консультирования основана на данных мониторинга. Школьный мониторинг включает в себя многие параметры: наблюдается здоровье ребенка, его интеллектуальное развитие, его успехи. В школе создан единый банк данных, на основе которого ведется и строится вся работа с ребенком, родителями и учителями. После выявления проблем группы детей или даже одного ребенка эта проблема рассматривается специалистами, находятся резервы воздействия на родителей ребенка, учителей, составляется тематика консультаций. В организационном плане система консультирования выглядит четко: один раз в неделю, в субботу, с 8.00 до 9.00 часов утра любой родитель может получить консультацию у любого специалиста школы; любого предметника, классного руководителя, администратора, психолога, социального педагога, валеолога. Причем родитель может прийти на консультацию как по проблеме, выявленной им самим, так и приглашение по проблеме, выявленной в школе.

Консультации проводятся в устой форме, родители могут получить также и печатный материал. Информационные, обучающие и информационно-обучающие консультации нравятся родителям, и многие посещают их постоянно. Особенно коллектив школы считает необходимым сегодня активизировать работу по получению родителями педагогических знаний в школе I ступени обучения. Именно в этот период школа и родители должны стать единомышленниками.

Особое внимание в системе консультирования отводим родителям первоклассников, пятиклассников и десятиклассников. Тематика консультаций для родителей детей данного школьного возраста утверждается на педагогических консилиумах после предварительного изучения учащихся по аспектам школьного мониторинга.

Коллективом собран и используется большой материал по основам консультирования, его системе. Все больше педагогов становятся его активными инициаторами.

Еженедельно в школе на консультации бывает около шестидесяти родителей из 1299 семей.

После постоянного внедрения системы консультирования взаимоотношения учащихся, учителей, родителей приобретают совершенно иное свойство: рождается единомыслие в подходах к ребенку. В школе проведены консультации для большинства родителей по вопросам сохранения зрения, по вопросам психологического состояния детей с особыми нуждами, по вопросам здоровья допризывников и многим другим, проведены консультации по интеллектуальным особенностям детей.