Ведущим нарушением в структуре речевого дефекта при стёртой форме дизартрии является нарушение фонетико-фонематической стороны речи, которое оказывает отрицательное влияние на формирование других сторон речи дошкольников, а в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения, снижает его эффективность. В связи с этим в период дошкольного возраста необходимо вовремя устранить нарушения звукопроизношения и фонематических процессов, тем самым предупредить нарушения в письме.
ЦЕЛИ:
Образовательные:
- учить словообразованию сложных (двухосновных) слов;
- учить словообразованию родственных слов;
- упражнение в чтении слогов слов;
- закрепление понятий “звонкий - глухой согласный звук”.
Коррекционные:
- закрепление навыка четкого произношения звуков С-З в слогах, словах, фразах;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие общей, мелкой артикуляционной моторики;
- развитие мимической мускулатуры;
- закрепление навыка нижнедиафрагмального дыхания, воспитание продолжительности выдоха;
- развитие графических навыков;
- развитие грамматического строя речи;
- формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма, сопереживания товарищам и “героям” занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
I. Демонстрационное:
- Горка с сухим бассейном;
- Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков З -С;
- Схемы слогов по звуковым символам;
- Магнитно-маркерная доска, магниты красного, синего, зелёного цветов – символы звуков, магнитная азбука;
- Панно “Паровозик”, "Дерево";
- Дидактические игры “Шапочка и шляпа”, “Укрась ёлочку”, “Что несет Карлсон”, “Дерево и листья”;
- Предметные картинки: Карлсон, заяц, лиса, Снегурочка, Дед Мороз, Незнайка, медведь Косолапыч, Золушка, шапочка, шляпа, орехи, апельсин, вагон, ваза, миска, мяч, индюк, карандаш, акула, снежинка, снеговик, снегирь, снегопад.
- "Волшебная палочка", карточка, на которой написано слово "снег".
II. Индивидуальное оборудование (по числу детей):
- Большие гимнастические резиновые мячи (по числу детей);
- Дидактическая игра “Шапочка и шляпа”, карандаши;
- Пеналы с полосками (символами слов).
- Коробочки с символами звуков;
- “Буквенный конструктор”;
- Щитки с изображением букв С - З
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
а) психогимнастика:
Логопед:
Сегодня к нам пришли гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады гостям? Улыбнитесь гостям приветливо.
Дети изображают удивление и радость.
б) дыхательное упражнение с общим расслаблением:
Логопед:
- Сегодня мы с вами будем путешествовать. А начнем свое путешествие отсюда (горка с сухим бассейном). Давайте представим, что мы “ветерок”. Язык поставим “горочкой”, возьмем правильно дыхание и прокатимся с горки, произнося слоги” (чтение детьми слогов по звуковым символам – картинкам СА - "рис. 1", ЗА -"рис. 2", СО -"рис. 3", ЗО - "рис. 4", СУ - "рис. 5", ЗУ - "рис. 6, СЭ - "рис. 7", ЗЭ - "рис. 8", СЫ - "рис. 9", ЗЫ – "рис.10". Девочки читают со [С], а мальчики со [З] и садятся за столы).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
2. Введение в тему:
Логопед:
- Какой одинаковый звук произносили девочки, мальчики?
Возможные ответы детей:
- [С] - девочки,
- [З] - мальчики.
Логопед:
- Сегодня мы будем сравнивать [С - З] и различать их на слух и в произношении. Чем похожи эти звуки?
Возможные ответы детей:
- Согласные, твердые, одна артикуляция.
Логопед:
- А чем различаются?
Возможные ответы детей:
- [С] - глухой, а [З]- звонкий.
В случае затруднения детям дается акустико – артикуляционный образ звуков.
3. Игра "ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА"
Логопед:
- Какой скоро будет праздник?
Возможные ответы детей:
- Праздник Нового Года.
Логопед:
- Без кого не обходится этот праздник?
Возможные ответы детей:
- Без деда Мороза, Снегурочки, гостей …
Логопед:
- Давайте пригласим Деда Мороза к нам в гости. А поможет нам в этом “волшебная палочка”, которая имеет свойство превращать предметы со [С] в предметы со [З] или наоборот. Голосом выделяем волшебные превращения звуков.
Логопед касается "волшебной палочкой" до каждого ребёнка, а ребёнок должен заменить один звук на другой.
[С][С]
Слова - паронимы:
Суп - зуб Коса - коза
Сайка - зайка Роза - роса
Собор - забор Лиза - лиса
Зоя - соя Позади - посади
4. Игра "УКРАСЬ ЁЛОЧКУ".
Логопед:
- Без чего не обходится праздник Нового года?
Возможные ответы детей:
- Без ёлки.
Логопед:
- Давайте украсим ёлочку.
Заранее на ёлке висят три игрушки, в которых [С] находится в начале, в середине или в конце слова. Дети должны определить место звука и подобрать "шары", на которых изображены только предметы со звуком [С] и повесить их, учитывая позицию звука [C] уже висящих шаров. После чего – коллективная проверка правильности выполнения.
Логопед:
- Какой одинаковый звук в названиях оставшихся предметов (замок, завод, забор)?
Возможные ответы детей:
- [З].
Логопед:
- Подберите слова к данной схеме "рис.11".
Рис. 11
5. Игра “ШАПОЧКА И ШЛЯПА".
Логопед:
- Мы отправляемся в гости к Снегурочке, у нее такое задание: у всех согласных звуков есть “головные уборы”. Звонкие звуки носят "шапочки" в виде колокольчиков, а глухие - “соломенные шляпы”. Назовите предметы, проведите “дорожки” от шапочки колокольчика и шляпы к предметам с соответствующими звуками (к глухим и звонким) "рис.12".
Рис. 12
Один ребенок выполняет задание у доски, остальные - за столами.
Логопед:
- Есть ли здесь слова, которые похожи и имеют общую часть, которые выросли, как веточки, из одного корня?
Возможные ответы детей:
- Снег, Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад.
Логопед:
- От какого слова выросли эти слова?
Возможные ответы детей:
- От слова "снег".
Дети развешивают на дерево картинки с родственными словами и исходное слово снег”.
Логопед:
- Из каких двух слов образовалось слово снегопад?
Возможные ответы детей:
- Снег, падать.
Логопед:
- Какое слово можно получить из слов: звезда, падать; листья, падать; камни, падать?
Возможные ответы детей:
- Звездопад, листопад, камнепад.
6. Физминутка (развитие общей моторики):
Логопед:
- Сядьте на мячи. Доскажите словечко. Определите количество слогов и попрыгайте на мяче столько раз, сколько слогов в слове.
Возможные ответы детей:
На столе лежала сайка,
А по лесу бегал… зай-ка (2 прыжка)
На цветах сверкают росы,
Распустились утром… ро-зы (2 прыжка)
Пестрой лентой притворяясь,
Извиваясь, изгибаясь,
В зелени листвы скользя
По земле ползет …зме-я (2 прыжка)
Щиплет травушку коза,
Косит травушку… ко-са (2 прыжка)
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не … спит (1 прыжок)
Дети садятся на свои места, занятие продолжается. Выставляется панно "Паровозик", на котором машинистом изображён медведь Косолапыч.
7. Игра “ПАРОВОЗИК".
Логопед:
- Давайте пригласим в гости на праздник медведя Косолапыча, который работает машинистом. Прочитайте слова по первым звукам и подумайте, какой добавить звук [С] или [З] вместо знака вопроса? "рис.13", "рис.14". Получившийся предмет (предмет изображён на карточке) вставьте в вагон с буквой С, если в нем слышится [С] или в вагон с буквой З, если в нем будет [З].
Двое детей работают у доски, а остальные дети показывают соответствующие буквы на щитках.
8. Игра “ЧТО НЕСЁТ КАРЛСОН”.
Логопед:
- Отправляемся приглашать Карлсона. Перед вами картина с Карлсоном, у него в руках шарики. На некоторых шариках изображено неполное слово (например, "…по-ги", "ко-…"). Ваша задача: определить недостающий слог, воспользовавшись дополнительными карточкам, и достроить слово.
На карточках изображены предметы с одинаковым слогом в каждом слове
(например, самокат, оса, лиса; забор, роза, завод; замок). Дети прочитывают одинаковый слог и достраивают слово, произнеся его вслух.
9. Игра “СОЧИНЕНИЕ НЕЗНАЙКИ".
Логопед:
- Незнайка - проказник сочинил про своих друзей дразнилки. И теперь они не могут прийти к нам на праздник. Нужно срочно им помочь. Для этого давайте исправим ошибки Незнайки, и тогда все смогут встретит Новый год.
Варианты заданий:
Логопед:
- Золушка расплела длинную козу. Верно?
Возможные ответы детей:
- Золушка расплела длинную косу.
Логопед:
- У Косолапыча разболелся от меда суп. Верно?
Возможные ответы детей:
- У Косолапыча разболелся от меда зуб.
Логопед:
- Рыжая пушистая Лиза ловит сайку. Кто кого ловит?
Возможные ответы детей:
- Рыжая пушистая Лиса ловит зайку.
Дети выполняют анализ последнего предложения на доске и на местах. После этого девочки делают звуковой анализ третьего слова - "лиса", а мальчики пятого слова – "зайка". На доске два ребенка выполняют звуко-буквенный анализ этих слов, а на местах дети собирают из "Буквенного конструктора" каждый свою букву: С или З.
После выполненного задания на доске вокруг ёлочки появляются все приглашённые сказочные герои.
10. Итог.
Логопед:
- Кто собрался вокруг нашей ёлки?
Возможные ответы детей:
- Снегурочка, Карлсон, Косолапыч, Незнайка, зайка, лиса.
Логопед:
- В каких именах слышится [С]
Возможные ответы детей:
- Снегурочка, Карлсон, Косолапыч, лиса.
Логопед:
- А в каких именах слышится [З].
Возможные ответы детей:
- Зайка, Незнайка.
Логопед:
- Чем же отличаются эти звуки?
Возможные ответы детей:
- [C]- глухой, [З] - звонкий.