Конспект открытого занятия по теме: "Профилактика нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии: Дифференциация звуков С-З"

Разделы: Работа с дошкольниками


Ведущим нарушением в структуре речевого дефекта при стёртой форме дизартрии является нарушение фонетико-фонематической стороны речи, которое оказывает отрицательное влияние на формирование других сторон речи дошкольников, а в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения, снижает его эффективность. В связи с этим в период дошкольного возраста необходимо вовремя устранить нарушения звукопроизношения и фонематических процессов, тем самым предупредить нарушения в письме.

ЦЕЛИ:

Образовательные:

  • учить словообразованию сложных (двухосновных) слов;
  • учить словообразованию родственных слов;
  • упражнение в чтении слогов слов;
  • закрепление понятий “звонкий - глухой согласный звук”.

Коррекционные:

  • закрепление навыка четкого произношения звуков С-З в слогах, словах, фразах;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие общей, мелкой артикуляционной моторики;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • закрепление навыка нижнедиафрагмального дыхания, воспитание продолжительности выдоха;
  • развитие графических навыков;
  • развитие грамматического строя речи;
  • формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль.

Воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма, сопереживания товарищам и “героям” занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

I. Демонстрационное:

  • Горка с сухим бассейном;
  • Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков З -С;
  • Схемы слогов по звуковым символам;
  • Магнитно-маркерная доска, магниты красного, синего, зелёного цветов – символы звуков, магнитная азбука;
  • Панно “Паровозик”, "Дерево";
  • Дидактические игры “Шапочка и шляпа”, “Укрась ёлочку”, “Что несет Карлсон”, “Дерево и листья”;
  • Предметные картинки: Карлсон, заяц, лиса, Снегурочка, Дед Мороз, Незнайка, медведь Косолапыч, Золушка, шапочка, шляпа, орехи, апельсин, вагон, ваза, миска, мяч, индюк, карандаш, акула, снежинка, снеговик, снегирь, снегопад.
  • "Волшебная палочка", карточка, на которой написано слово "снег".

II.  Индивидуальное оборудование (по числу детей):

  • Большие гимнастические резиновые мячи (по числу детей);
  • Дидактическая игра “Шапочка и шляпа”, карандаши;
  • Пеналы с полосками (символами слов).
  • Коробочки с символами звуков;
  • “Буквенный конструктор”;
  • Щитки с изображением букв С - З

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

а) психогимнастика:

Логопед:

Сегодня к нам пришли гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады гостям? Улыбнитесь гостям приветливо.

Дети изображают удивление и радость.

б) дыхательное упражнение с общим расслаблением:

Логопед:

- Сегодня мы с вами будем путешествовать. А начнем свое путешествие отсюда (горка с сухим бассейном). Давайте представим, что мы “ветерок”. Язык поставим “горочкой”, возьмем правильно дыхание и прокатимся с горки, произнося слоги” (чтение детьми слогов по звуковым символам – картинкам СА - "рис. 1", ЗА -"рис. 2", СО -"рис. 3", ЗО - "рис. 4", СУ - "рис. 5", ЗУ - "рис. 6, СЭ - "рис. 7", ЗЭ - "рис. 8", СЫ - "рис. 9", ЗЫ – "рис.10". Девочки читают со [С], а мальчики со [З] и садятся за столы).

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 10

2. Введение в тему:

Логопед:

- Какой одинаковый звук произносили девочки, мальчики?

Возможные ответы детей:

- [С] - девочки,

- [З] - мальчики.

Логопед:

- Сегодня мы будем сравнивать [С - З] и различать их на слух и в произношении. Чем похожи эти звуки?

Возможные ответы детей:

- Согласные, твердые, одна артикуляция.

Логопед:

- А чем различаются?

Возможные ответы детей:

- [С] - глухой, а [З]- звонкий.

В случае затруднения детям дается акустико – артикуляционный образ звуков.

3. Игра "ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА"

Логопед:

- Какой скоро будет праздник?

Возможные ответы детей:

- Праздник Нового Года.

Логопед:

- Без кого не обходится этот праздник?

Возможные ответы детей:

- Без деда Мороза, Снегурочки, гостей …

Логопед:

- Давайте пригласим Деда Мороза к нам в гости. А поможет нам в этом “волшебная палочка”, которая имеет свойство превращать предметы со [С] в предметы со [З] или наоборот. Голосом выделяем волшебные превращения звуков.

Логопед касается "волшебной палочкой" до каждого ребёнка, а ребёнок должен заменить один звук на другой.

[С][С]

Слова - паронимы:

Суп - зуб                  Коса - коза

Сайка - зайка         Роза - роса

Собор - забор         Лиза - лиса

Зоя - соя                  Позади - посади

4. Игра "УКРАСЬ ЁЛОЧКУ".

Логопед:

- Без чего не обходится праздник Нового года?

Возможные ответы детей:

- Без ёлки.

Логопед:

- Давайте украсим ёлочку.

Заранее на ёлке висят три игрушки, в которых [С] находится в начале, в середине или в конце слова. Дети должны определить место звука и подобрать "шары", на которых изображены только предметы со звуком [С] и повесить их, учитывая позицию звука [C] уже висящих шаров. После чего – коллективная проверка правильности выполнения.

Логопед:

- Какой одинаковый звук в названиях оставшихся предметов (замок, завод, забор)?

Возможные ответы детей:

- [З].

Логопед:

- Подберите слова к данной схеме "рис.11".

Рис. 11

Рис. 11

5. Игра “ШАПОЧКА И ШЛЯПА".

Логопед:

- Мы отправляемся в гости к Снегурочке, у нее такое задание: у всех согласных звуков есть “головные уборы”. Звонкие звуки носят "шапочки" в виде колокольчиков, а глухие - “соломенные шляпы”. Назовите предметы, проведите “дорожки” от шапочки колокольчика и шляпы к предметам с соответствующими звуками (к глухим и звонким) "рис.12".

Рис. 12

Рис. 12

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные - за столами.

Логопед:

- Есть ли здесь слова, которые похожи и имеют общую часть, которые выросли, как веточки, из одного корня?

Возможные ответы детей:

- Снег, Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад.

Логопед:

- От какого слова выросли эти слова?

Возможные ответы детей:

- От слова "снег".

Дети развешивают на дерево картинки с родственными словами и исходное слово снег”.

Логопед:

- Из каких двух слов образовалось слово снегопад?

Возможные ответы детей:

- Снег, падать.

Логопед:

- Какое слово можно получить из слов: звезда, падать; листья, падать; камни, падать?

Возможные ответы детей:

- Звездопад, листопад, камнепад.

6. Физминутка (развитие общей моторики):

Логопед:

- Сядьте на мячи. Доскажите словечко. Определите количество слогов и попрыгайте на мяче столько раз, сколько слогов в слове.

Возможные ответы детей:

На столе лежала сайка,
А по лесу бегал… зай-ка (2 прыжка)
На цветах сверкают росы,
Распустились утром… ро-зы (2 прыжка)
Пестрой лентой притворяясь,
Извиваясь, изгибаясь,
В зелени листвы скользя
По земле ползет …зме-я (2 прыжка)
Щиплет травушку коза,
Косит травушку… ко-са (2 прыжка)
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не … спит (1 прыжок)

Дети садятся на свои места, занятие продолжается. Выставляется панно "Паровозик", на котором машинистом изображён медведь Косолапыч.

7. Игра “ПАРОВОЗИК".

Логопед:

- Давайте пригласим в гости на праздник медведя Косолапыча, который работает машинистом. Прочитайте слова по первым звукам и подумайте, какой добавить звук [С] или [З] вместо знака вопроса? "рис.13", "рис.14". Получившийся предмет (предмет изображён на карточке) вставьте в вагон с буквой С, если в нем слышится [С] или в вагон с буквой З, если в нем будет [З].

Двое детей работают у доски, а остальные дети показывают соответствующие буквы на щитках.

8. Игра “ЧТО НЕСЁТ КАРЛСОН”.

Логопед:

- Отправляемся приглашать Карлсона. Перед вами картина с Карлсоном, у него в руках шарики. На некоторых шариках изображено неполное слово (например, "…по-ги", "ко-…"). Ваша задача: определить недостающий слог, воспользовавшись дополнительными карточкам, и достроить слово.

На карточках изображены предметы с одинаковым слогом в каждом слове

(например, самокат, оса, лиса; забор, роза, завод; замок). Дети прочитывают одинаковый слог и достраивают слово, произнеся его вслух.

9. Игра “СОЧИНЕНИЕ НЕЗНАЙКИ".

Логопед:

- Незнайка - проказник сочинил про своих друзей дразнилки. И теперь они не могут прийти к нам на праздник. Нужно срочно им помочь. Для этого давайте исправим ошибки Незнайки, и тогда все смогут встретит Новый год.

Варианты заданий:

Логопед:

- Золушка расплела длинную козу. Верно?

Возможные ответы детей:

- Золушка расплела длинную косу.

Логопед:

- У Косолапыча разболелся от меда суп. Верно?

Возможные ответы детей:

- У Косолапыча разболелся от меда зуб.

Логопед:

- Рыжая пушистая Лиза ловит сайку. Кто кого ловит?

Возможные ответы детей:

- Рыжая пушистая Лиса ловит зайку.

Дети выполняют анализ последнего предложения на доске и на местах. После этого девочки делают звуковой анализ третьего слова - "лиса", а мальчики пятого слова – "зайка". На доске два ребенка выполняют звуко-буквенный анализ этих слов, а на местах дети собирают из "Буквенного конструктора" каждый свою букву: С или З.

После выполненного задания на доске вокруг ёлочки появляются все приглашённые сказочные герои.

10. Итог.

Логопед:

- Кто собрался вокруг нашей ёлки?

Возможные ответы детей:

- Снегурочка, Карлсон, Косолапыч, Незнайка, зайка, лиса.

Логопед:

- В каких именах слышится [С]

Возможные ответы детей:

- Снегурочка, Карлсон, Косолапыч, лиса.

Логопед:

- А в каких именах слышится [З].

Возможные ответы детей:

- Зайка, Незнайка.

Логопед:

- Чем же отличаются эти звуки?

Возможные ответы детей:

- [C]- глухой, [З] - звонкий.