Цель: обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка в проживании различных образов ветра.
Задачи:
- Развивать чувства ритма, координации, равновесия;
- Формировать коммуникативные навыки;
- Выразить и реализовать творческие замыслы детей в создании образа ветра.
На данном занятии, в ходе игры дети переживают “разноцветие” ветра, его дыхание и музыку:
Образ осеннего ветра с дождем, грозой, молнией, с тучей и разноцветными листьями;
Создание образа зимнего ветра со снегом, снежинками;
Превращение лютого ветра в весенне-летний ветерок.
Для целостного восприятия проживания детьми образа “разноцветного” ветра в содержание занятия входят:
- Упражнения на дыхание;
- Ритмические упражнения;
- Восприятие музыки;
- Слушание сказок, поэтических текстов;
- Речевая декламация;
- Пластическое интонирование;
- Эвритмические жесты;
- Одушевление образов;
- Рисование форм.
Материал занятия:
- Шифоновые платки разных цветов.
- Разноцветные листья и белые снежинки из бумаги.
- Корзина с конфетти.
- Веера-опахала.
- Краски или восковые мелки.
- Альбомные листы.
- Музыкальные произведения, которые передают образы и характер.
Ход урока
-
Вхождение в пространство занятия
- Создание “коллективного пространства” игры
- “Дыхание ветра”
- “Разноцветный фейерверк”
- Создание образа зимнего ветра
- Преображение ветра. Погружение в мир сказки: “Сказка о ветре”
- Художественная передача стихии ветра
- Какого цвета был ветер?
- Как меняется ветер?
- Что с ним произошло?
- Нарисуйте, как вы себе представляете ветер.
Дети сидят за партами. Педагог декламирует под спокойную музыку стихотворение К. Бальмонта “Ветер”:
Ветер, ветер, ветер, ветер
Что ты в ветках все шумишь?
Вольный ветер, ветер, ветер,
Пред тобой дрожит камыш.
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Что ты душу мне томишь?Ты вздыхаешь, полусонный,
И спешишь скорей заснуть.
Чуть уснул – и, пробужденный,
Ты готов опять вспорхнуть.
Стой! Куда, неугомонный?
Вечно - прямо, снова – в путь.Все места тебе знакомы,
Ты воздушно шелестишь,
Рябью входишь в водоемы,
Шаткой травкою блестишь.
Носишь тучи, манишь громы-
И опять уходишь в тишь.О, неверный! Ветер, ветер,
Ты не помнишь ничего.
Дай и мне забвенья ветер,
Дай стремленья твоего.
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Ты прекраснее всего!
Педагог: Ребята, как автор называет ветер в своем стихотворении? Каким еще может быть ветер?
Он может быть вольным, неугомонным, озорником, ласковым, а еще северным, лютым. Постоянно меняется его характер. То он разноцветный, как осенние листья, то белый как снег, то фиолетовый как туча.
Педагог песней-хороводом собирает детей в круг.
Следом за летом, осень идет
Желтые песни ей ветер поет.
Красную под ноги стелет листву
Белой снежинкой летит в синеву.
Пластическое интонирование стихов
Дети в пластике передают образ ветра:
С поля, с моря, с дальних гор - медленно машут руками;
Ветры к нам летят во двор. - покачивание рук вверху;
Первый ветер вербу мнет, - наклоны в стороны;
А второй березу гнет, - покачивание вперед, назад;
Тритий ветер дуб ломает, - энергичные наклоны и приседания;
Тучу пыли поднимает, - встают, руки в стороны вверх;
Ты глаза не засори - имитируют потирание глаз;
Отвернись и не смотри - отворачиваются;
Разлетимся как ветра - разбегаются по классу, изображая ветер;
Раз, два, три и на места - возвращаются.
Упражнение на восстановление дыхания
Вдох - руки в стороны;
Выдох – руки складывают впереди, делая два шага в центр круга;
Два шага назад и вновь вдох.
Упражнение повторяется 4 раза.
Далее движение по кругу, на счет 4 в одну сторону и опять на счет 4 - в другую сторону. Повторяют “вдох и выдох”, затем усаживаются на ковер.
Речевая декламация “Музыка ветра”
Педагог и дети, с помощью ритмов и пластики передают “музыкальность” ветра:
Капля раз, капля два - спокойно, шлепками;
Капля медленно сперва - пальцами одной руки по
Кап, кап, кап, кап запястью другой руки;
Стали капли поспевать
Капля каплю подгонять - тоже самое, но быстрыми шлепками;
Кап, кап, кап, кап.
Создание образа сияющего, грохочущего ветра
Игра “молния, гром, дождь”
Движения: молния – хлопок вверху; гром – топот ногами; дождь – шлепки по запястью.
Педагог разворачивает ткань фиолетового цвета (имитация тучи), на которой лежат разноцветные листочки. Все берутся за край платка и ритмическими движениями раскачивают его, декламируя стихотворения:
Дует ветер, дует, - покачивают ткань;
Дует, завывает - то же, но энергичнее из стороны в сторону;
Желтые листочки - поднимают руки вверх, опускают;
С дерева срывает - резко подбрасывают ткань вверх.
Дети собирают листочки, упражнение повторяется еще раз со стихотворением “Ветрено”. Все стихотворение построено на Эвритмическом жесте, соответствующем звуку [[В]].
Ветрено
Ветрено
Вся земля проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый,
Березовый,
Желтый лист
И розовый,
Красный,
Разноцветный.
Старый лист газетный…
Солнечно, ведрено…
Ветрено, ветрено!
В третий раз педагог берет такой же платок, но в нем вместо листочков лежат снежинки. Когда дети, взявшись за края, расправили платок, то педагог, раскачивая его, говорит:
“Незаметно пришла зима”. С севера подул студеный ветер, с неба посыпались снежинки: кружатся в воздухе, падают на землю - одна красивее другой. Приподнимем платок и посмотрим на эту красоту”.
Когда дети поднимают платок вверх, то через прозрачную ткань видна изумительная картина.
Затем медленно дети опускают ткань на пол, а сами садятся вокруг.
Упражнение с веерами
Снежинки раскладываются по краям платка. Педагог берет корзину, в которой белое или разноцветное конфетти. Набирает в кулачок (в центре на ткань) и веером-опахалом раздувает конфетти под музыку. Затем это упражнение выполняют дети самостоятельно “устанавливая” силу ветра (по очереди).
После этого на фоне музыки педагог рассказывает детям сказку.
Жил на свете холодный северный ветер. Где бы он ни появлялся - всюду приносил горе и несчастье. От его дыхания замерзали деревья, цветы, звери и даже люди.
- Почему ты такой злой? - спросила его однажды маленькая серая птичка.
- Ты никого не любишь. Ты, наверное, и не знаешь, что такое любовь?
- Любовь? - удивился холодный северный ветер. Он впервые слышал такое странное слово.
-А что это такое? - Крикнул он, но маленькая серая птичка уже улетела.
- Что такое любовь? - спросил ветер у нежного лесного колокольчика, раскрывающего свои лепестки навстречу утренним солнечным лучам.
- Спроси у солнца, оно знает,-засмеялся колокольчик.
- Что такое любовь? - спросил ветер у самой высокой сосны, которая тянула свои ветви к солнечному теплу.
- Спроси у солнца, оно знает, -улыбнулась сосна.
- Что такое любовь? - спросил ветер у молчаливой горы, которая смотрела в небо и о чем-то думала.
- Спроси у солнца, оно знает, - тихо ответила гора.
- Что такое любовь? - спросил, наконец, ветер у солнца.
- Любовь - это когда забываешь о себе и всю ласку своего сердца даришь другим: цветку, дереву, горе. Им тепло и радостно, потому что я люблю их.- так сказало солнце и замолчало. Холодный северный ветер задумался. Долго летал он над горой, cосной, и нежным ласковым колокольчиком. А потом исчез.
Больше не было на земле холода и несчастий. Погода установилась теплая, солнечная и безветренная. Никто не знал, что случилось с холодным северным ветром. Одно солнце знало, что ветер просто забыл о себе.
Наступает таинственная тишина. Педагог аккуратно убирает платок со снегом и снежинками. А вместо этого на ковре, как на картине, раскладывает (под весеннюю музыку) шифоновые платки разного цвета.
Рисование форм образа
Педагог приглашает детей за парты. На партах листы бумаги, восковые мелки.
VIII. Защита индивидуальных творческих замыслов
“Панорама рисунков”
Рисунки раскладываются на ковре. Все садятся вокруг. Дети высказывают свои ощущения, пожелания.
Литература
К. Слезак-Шиндлер. Искусство речи в школьном возрасте. Парсифаль. М., 1996.
Учебник добра. Знамя мира. Т., 1996.
Лопатина К., Скребцова М. Природа глазами души. Сфера. М., 1999.