Программа профильного летнего лагеря "СКиФ" (Содружество клавиатуры и филологии)

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цели:

  • закрепление изученного материала;
  • отработка навыков использования учащимися графических возможностей текстового редактора Microsoft WORD;
  • развитие умения у учащихся выделять главное в процессе сравнения объектов.

Задачи:

  • создать ситуацию для развития умения “слушая – слышать, усваивать, понимать”;
  • научить учащихся получению инструментальных знаний через привитие навыков использования компьютера для разрешения учебной ситуации;
  • познакомить с понятием “тезаурус”.

План урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Конструирование алгоритмов структуры “ветвление”
  3. Домашнее задание
  4. Практическая работа “Мастерская”

Ход урока:

Продолжаем изучать тему “Алгоритмы с ветвлениями”.

На доске написаны слова, принадлежащие Р.Ковальски. Но некий “злоумышленник” стер знаки:

Л О Г И К А У П Р А В Л Е Н И Е П Р О Г Р А М М А.

Вдумайтесь, пожалуйста, в смысл этих слов, вспомните их лексикографическое значение и попытайтесь восстановить запись. Эти слова будут эпиграфом нашего урока. (В случае затруднения можно дать подсказку в виде фраз:

Ребята, данные слова являются слагаемыми успешной работы программиста.)

Что является результатом работы программиста? (=Программа)

О каких слагаемых и в каком смысле идет речь? (Логика + управление)

Итак, знаки расставлены, что же у нас получилось?

Л О Г И К А + У П Р А В Л Е Н И Е = П Р О Г Р А М М А.

Мы с вами составляем алгоритмы, которые скоро будем переводить на язык, понятный машине, и тогда мы назовем алгоритм программой.

Логика нужна во всем, на уроках мы учимся логически мыслить, решая самые разнообразные задачи, особенно в предметах естественно-математического цикла, но нельзя забывать о логичности и на других уроках, например, при написании сочинения.

А как вы понимание нужность слова “управление”?

(Беседуя с учащимися, нужно прийти к выводу, что действиями исполнителя алгоритма надо управлять, поскольку существуют не только линейные типы алгоритмов, но и такие, в которых перед исполнителем встает вопрос о выборе “пути следования”, поэтому для получения поставленной цели, необходимы “указатели”.)

Теоретически все верно, попробуем разобраться практически: где возникает момент необходимости включения в процесс исполнения алгоритма “управления” действиями исполнителя.

На доске, в предложенной блок-схеме и записи на алгоритмическом языке (Рис. 1) исправить ошибки и доказать, что в данной структуре присутствует управление действиями исполнителя.

Рис. 1

Рис. 1

У доски работают 2 ученика, одновременно дается карточка каждому ученику (на 2 варианта, для исправления) – учащиеся в роли учителя, и 2-3 ученика выполняют задание на компьютере:

“На экране ЭВМ напечатать два слова. На начало работы по предложенному алгоритму, курсор перевести на первую букву слова и выполнить следующий алгоритм:

Нажать клавишу “стрелка вправо”

Нажать клавишу “стрелка вправо”

Если курсор находится на букве “а”, то нажать клавишу с буквой “о”

Кв

Какое слово будет написано на экране после выполнения этого алгоритма, если первоначально было записаны слова: слава и олово. Не “поработал” ли здесь злоумышленник? (Ответ: вставить в ветвление 2 команду “удалить символ справа”. Получится читаемое слово “слова”.)

Для самопроверки в классе имеется учебная таблица “Основные структуры алгоритмов”, на время выполнения задания она убирается. По ней велось объяснение нового материала на предыдущем уроке, без употребления термина “управление”.

Ответ учащихся начинается с определения алгоритма с ветвлениями, затем “читается” блок-схема с указанием места начала “управления” – это блок проверки условия, от выполнения или невыполнения которого зависят дальнейшее продвижение исполнителя по алгоритму. Аналогично читаем запись на алгоритмическом языке.

Вопрос: Что является управляющим моментом? (наличие и проверка истинности условия)

Вопрос: Ребята, а как предотвратить кажущуюся двусмысленность для исполнителя, не знакомого с теоретическим материалом? (На блок-схеме соединить линии связи после серии команд по ветвям “да” и “нет”, на алгоритмическом языке присутствует служебное слово “всё” или “кв”)

(Вывешиватся плакат: КОНЕЦ ВЕТВЛЕНИЯ – лучшее средство от двусмысленности)

Всем известна народная мудрость “На нет и суда нет”.

Вопрос: имеет ли это какое-то отношение к нашей теме?

Вывешивается плакат (таблица фабричная, на которой изображены полная и неполная форма ветвлений. Проверяем правильность исправления (рис.1), ученики на своих карточках ставят количество незамеченных ошибок). На доске и на карточках учащимся была дана полная форма ветвления, а данная поговорка характеризует сокращенную форму: по ветви “нет” отсутствуют команды, а в записи алгоритма на алгоритмическом языке отсутствует строка иначе.

В качестве закрепления навыков использования способов оформления алгоритмов с ветвлениями, умения выделять в решаемой задаче условия, от которого зависит выбор дальнейшего направления работы исполнителя, заслушиваем 2-3 примера алгоритмов учащихся из разных сфер жизнедеятельности и школьных предметов (из домашней работы зачитывается задача, ее чтение либо по блок-схеме, либо по записи алгоритма). Обращаем внимание на правильность речи и делаем выводы: отличительная особенность блок-схем конструкции “ветвление” - наличие ромба (блок проверки условия) и соединение линий связи после завершения ветвления; в алгоритмическом языке наличие ключевых слов если, то, иначе, кв (все).

Дома вам нужно:

Составить блок-схему и записать алгоритм табулирования кусочно-непрерывной функции на интервале (а, в), значение которой считается по формуле у = х + 3, если х <= 2,5, а при х > 2,5 по формуле у = х2 - 0,75. (задача записана на карточке, о которой речь пойдет во второй части домашнего задания)

Вторым заданием будет составление тезауруса по изучаемой теме.

Что означает это слово, вы можете прочитать на карточке, которая дается каждому из вас. Давайте прочитаем определение и выделим ключевые слова:

ТЕЗАУРУС - формализованная модель системы основных понятий темы.

Как нужно выполнить задание?

(Предполагаемый ответ: перечислить все ключевые слова.)

Не забудьте об эпиграфе к нашему уроку и начните со слова “алгоритм - (набор команд, исполнитель)”.

А сейчас наступило время отправиться в “Мастерскую”. Чем же там занимаются? (Несколько ответов учащихся, среди которых несомненно будет ответ о том, что там что-нибудь конструируют). Наша “Мастерская” необычная, в ней можно конструировать алгоритмы любой степени сложности, верно было сказано, что должны быть различные заготовки, инструменты, инструкции, технологические карты и т.д. В тетрадях запишите название практической работы “Конструирование структуры “Ветвление”. Для выполнения работы вам дается методичка, в которой вы найдете необходимую информацию.

Практическая работа

“Конструирование структуры “Ветвление”

Цель:

  • закрепление навыков оформления алгоритмов блок-схемами и на алгоритмическом языке;
  • совершенствование инструментальных знаний и умений использования графических возможностей панели Рисование и навыков работы с фрагментами текста и графическими объектами.

Откройте папку Ученики, скопируйте файл “Конструирование” в свою личную папку (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

В имеющемся тексте отделите задачу от “заготовок” в виде слов и блоков, при необходимости выполнить построение необходимых фигур или дописать слова, ненужное оставить ниже схемы, которая должна быть оформлена в виде таблицы.

Файл сохранить в личной папке под именем “Конструирование_В”

Работа оценивается :

“5” - задача, блок-схема, алгоритм

“4” - задача + блок-схема или задача +алгоритм

“3” - достаточно или блок-схемы или алгоритма

Рефлексия: На графике функции у = f(х) отметить значком * степень информативности прошедшего урока. По оси Оу – баллы. (График изображен на доске.)

Какие инструментальные навыки работы на компьютере вы повторили? (Ответьте для себя.)