Тема: Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.
Цели:
- развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности,
- формировать у детей чувства языка,
- воспитывать потребность пользоваться языковым богатством,
- воспитывать любовь к России,
- познакомить с новой орфограммой и ее графическим обозначением.
Ход урока:
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку “5”.
Постановка целей.
– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с орфограммами русского языка, их графическим обозначением, развивать речь, грамотное, аккуратное письмо.
Минутка чистописания
Повторение изученного материала
– Вспомните слова с удвоенной согласной С (кросс, кроссворд, кроссовки, масса, ссора, касса, шасси, шоссе, бассейн).
– В какой части слова находятся эти удвоенные согласные?
– Что такое корень?
– Какие еще знаете орфограммы в корне?
– Какая часть стоит перед корнем?
– Какую орфограмму в приставках вы знаете?
Словарная работа.
Игра “Обгонялки”
– Я задумала слова, приготовила подсказки для вас, кто первый догадается, что это за слово, тот запишет его на доске.
В этом слове три орфограммы
В нем спрятался КРОСС, но слово к сорту не относится.
Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет и журналов.
( К Р О СС В О Р Д)
(англ. слово; кросс – пересекать + ворд – слово)
Приложение 1
Этим именем звали красивого юношу.
Он был так влюблен в себя, что никого и ничего не замечал, а все время смотрел на свое прекрасное лицо, отраженное в воде. В наказание боги его превратили в цветок.
(Н А Р Ц И СС )
Приложение 2
Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев.
В этом произведении мало героев, оно небольшое по объему.
( Р А СС К А З)
Приложение 3
В какой части слова удвоенная согласная? А в слове РАССКАЗ? Что нужно сделать, чтобы определить это?
Находим корень (однокоренные слова – сказать, сказ, сказочка).
Приставка РАС, она встречается в других словах (расписание, распределение).
Изучение нового материала
1) Почему в слове РАССКАЗ пишется удвоенная согласная?
Какая это орфограмма? Как она называется? (стр. 108) (Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.)
Что значит СТЫК?
СТЫК – место, где вплотную соединяются приставка и корень
А может в русском языке одно слово, где удвоенные согласные на стыке приставки и корня?
2) Знакомство со словами.
(стр. 108, упр. 158 (запись слов в тетради, обозначение орфограммы).)
3) А могут быть в словах утроенные согласные?
А как быть, когда приставка РАС соединяется со словом ССОРИТЬСЯ ?
РАС + ССОРИТЬСЯ = ?
РАССОРИТЬСЯ ( В этом случае одна буква от приставки, а другая от корня )
4) Закончи предложение, чтобы получилась пословица:
СПЕРВА РАССУДИ, …
– сам в нее попадешь
– а потехе час
– а там осуди
– есть умнее тебя
5) Употребите слово РАССВЕТ с предлогом НА. Как пишутся предлоги со словами?
На рассвете.
Так называется стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова. При чем это сочетание повторяется 8 раз.
На рассвете.
На рассвете, на рассвете
Лучший клев у рыбака.
На рассвете, на рассвете
Лучший гриб у грибника.
На рассвете, на рассвете
Птичий звон
Со всех сторон.
На рассвете, на рассвете
У лентяя лучший сон.
(Чтение стихотворения – дети хором произносят сочетание НА РАССВЕТЕ. )
– Почему в слове РАССВЕТ удвоенная согласная?
6) Первичное закрепление.
Приложение 4
И. Северянин
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что
Бе__мертным быть.
Что пропущено в слове БЕССМЕРТНЫМ?
Закрепление изученного материала
Вы видите предложение, в словах которого пропущены буквы. Вставить эти буквы и обозначить орфограммы.
УМЕЙТЕ ВСЕМ СТР_ХАМ В Л__ЦО РА__МЕЯТЬСЯ, ЛИШЬ СОБСТВЕННОЙ ТРУСОСТИ НАД_ Б__ЯТЬСЯ.
Итог урока.
- Определите главную мысль урока.
- Назовите ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока.
- Графически изобразите орфограмму, с которой мы познакомились на уроке.