Урок русского языка по теме: "Удвоенные согласные на стыке приставки и корня"

Разделы: Начальная школа


Тема: Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.

Цели:

  • развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности,
  • формировать у детей чувства языка,
  • воспитывать потребность пользоваться языковым богатством,
  • воспитывать любовь к России,
  • познакомить с новой орфограммой и ее графическим обозначением.

Ход урока:

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку “5”.

Постановка целей.

– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с орфограммами русского языка, их графическим обозначением, развивать речь, грамотное, аккуратное письмо.

Минутка чистописания

Повторение изученного материала

– Вспомните слова с удвоенной согласной С (кросс, кроссворд, кроссовки, масса, ссора, касса, шасси, шоссе, бассейн).

– В какой части слова находятся эти удвоенные согласные?

– Что такое корень?

– Какие еще знаете орфограммы в корне?

– Какая часть стоит перед корнем?

– Какую орфограмму в приставках вы знаете?

Словарная работа.

Игра “Обгонялки”

– Я задумала слова, приготовила подсказки для вас, кто первый догадается, что это за слово, тот запишет его на доске.

В этом слове три орфограммы

В нем спрятался КРОСС, но слово к сорту не относится.

Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет и журналов.

( К Р О СС В О Р Д)

(англ. слово; кросс – пересекать + ворд – слово)


Приложение 1

Этим именем звали красивого юношу.

Он был так влюблен в себя, что никого и ничего не замечал, а все время смотрел на свое прекрасное лицо, отраженное в воде. В наказание боги его превратили в цветок.

(Н А Р Ц И СС )


Приложение 2

Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев.

В этом произведении мало героев, оно небольшое по объему.

( Р А СС К А З)


Приложение 3

В какой части слова удвоенная согласная? А в слове РАССКАЗ? Что нужно сделать, чтобы определить это?

Находим корень (однокоренные слова – сказать, сказ, сказочка).

Приставка РАС, она встречается в других словах (расписание, распределение).

Изучение нового материала

1) Почему в слове РАССКАЗ пишется удвоенная согласная?

Какая это орфограмма? Как она называется? (стр. 108) (Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.)

Что значит СТЫК?

СТЫК – место, где вплотную соединяются приставка и корень

А может в русском языке одно слово, где удвоенные согласные на стыке приставки и корня?

2) Знакомство со словами.

(стр. 108, упр. 158 (запись слов в тетради, обозначение орфограммы).)

3) А могут быть в словах утроенные согласные?

А как быть, когда приставка РАС соединяется со словом ССОРИТЬСЯ ?

РАС + ССОРИТЬСЯ = ?

РАССОРИТЬСЯ ( В этом случае одна буква от приставки, а другая от корня )

4) Закончи предложение, чтобы получилась пословица:

СПЕРВА РАССУДИ, …

– сам в нее попадешь

– а потехе час

– а там осуди

– есть умнее тебя

5) Употребите слово РАССВЕТ с предлогом НА. Как пишутся предлоги со словами?

На рассвете.

Так называется стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова. При чем это сочетание повторяется 8 раз.

На рассвете.
На рассвете, на рассвете
Лучший клев у рыбака.
На рассвете, на рассвете
Лучший гриб у грибника.
На рассвете, на рассвете
Птичий звон
Со всех сторон.
На рассвете, на рассвете
У лентяя лучший сон.

(Чтение стихотворения – дети хором произносят сочетание НА РАССВЕТЕ. )

– Почему в слове РАССВЕТ удвоенная согласная?

6) Первичное закрепление.


Приложение 4

И. Северянин

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что
Бе__мертным быть.

Что пропущено в слове БЕССМЕРТНЫМ?

Закрепление изученного материала

Вы видите предложение, в словах которого пропущены буквы. Вставить эти буквы и обозначить орфограммы.

УМЕЙТЕ ВСЕМ СТР_ХАМ В Л__ЦО РА__МЕЯТЬСЯ, ЛИШЬ СОБСТВЕННОЙ ТРУСОСТИ НАД_ Б__ЯТЬСЯ.

Итог урока.

  • Определите главную мысль урока.
  • Назовите ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока.
  • Графически изобразите орфограмму, с которой мы познакомились на уроке.